Анализ факторов уровня эффективности деятельности оператора

Введение

На современном этапе технического развития неуклонно возрастают требования к уровню и качеству профессиональной подготовленности персонала.

В последние годы подготовка персонала конкретизируется в концепции культуры безопасности: подчёркивается необходимость не только достаточно высокого уровня квалификационной подготовленности, но и наличие такого важного элемента, как психологическая подготовленность. Она рассматривается в качестве ключевого и приоритетного элемента культуры безопасности. Поиск путей и механизмов повышения эффективности подготовки идёт постоянно. Применение новых методов подготовки и совершенствование существующих можно рассматривать в качестве основных способов, эффективно воздействующих на качество обучения и надёжность профессиональной деятельности. Стремление руководства службы подготовки персонала к постоянному поиску путей совершенствования процесса обучения привело к развитию нового направления – психологической подготовки персонала, нацеленной на формирование и поддержание психологических установок и ответственного отношения к безопасности, успешное преодоление психологических трудностей при решении профессиональных задач.

В психологии труда и инженерной психологии значительное внимание уделяется изучению психологических особенностей операторской деятельности, вопросам путей повышения эффективности ее деятельности.

Такое положение обусловливается:

1) все возрастающими темпами технического развития, разработкой и внедрением различных систем управления подвижными объектами, технологическими и коммуникативными процессами и, как следствие, — появлением новых профессий операторского профиля;

2) высокой сложностью и ответственностью операторской деятельности, сопровождающейся в ряде случаев повышенной опасностью, о чем свидетельствует, например, статистика аварийности в авиации и на АЭС;

3) наличием феноменов системной организации компонентов операторской деятельности, их тесной взаимосвязи и взаимозависимости, что определяет необходимость рассмотрения этой деятельности как осуществляющейся в системе «человек-машина—среда». Система «человек—машина—среда» состоит из человека-оператора (группы операторов), машины (технических устройств, орудий труда), посредством которой оператор осуществляет трудовую деятельность, и среды (внешних условий труда), в которой эта деятельность осуществляется. В «Справочнике по инженерной психологии» человек- оператор определяется как человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой посредством информационных систем (моделей) и органов управления.

Анализ факторов уровня эффективности деятельности оператора

Деятельность оператора всегда исходит из тех или иных мо­тивов и направлена на достижение некоторой цели. Основны­ми психологическими составляющими операторской деятель­ности являются образ — цель, оперативный образ, прогнози­рование хода событий, принятие решения, план (программа) действий, восприятие информации об их результатах (обрат­ная связь). При разработке СЧМ важно учитывать не только характеристи­ки отдельных систем организма, но и структуру операторской деятельности в целом. Психологический анализ деятельности начинается с описания профессии, осуществляемого профессиографическими метода­ми (методами описания профессии), которые позволяют: установить соотношение между требованиями профессии и спо­собностями человека; оценить возможный успех той или иной личности в данной про­фессии; оценить потребность в профессиональном отборе на данную профессию; построить модели, на базе которых возможен синтез реальной деятельности. Для описания и анализа деятельности на уровне системы ис­пользуются: • метод описания перечня функций: словесное перечисление и описание действий оператора, выделение основных функций, которые чаще всего приходится выполнять оператору данной системы; • метод изучения технической документации и оборудования системы: позволяет определить задачи, которые решает (или будет решать) оператор, и условия его деятельности; • метод опроса: проводится в форме анкетирования и беседы для выявления особенностей изучаемой профессии; • метод многомерно-весового описания деятельности; • метод наблюдения: ведётся наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением специалистов; • метод экспертных оценок; • самонаблюдение и самоотчёт. 1.1. Труд оператора в системе «человек -машина» Независимо от степени автомати­зации СЧМ, человек остается главным звеном системы «человек — машина». Именно он ставит цели перед систе­мой, планирует, направляет и контролирует весь процесс ее функционирования. Поэтому деятельность оператора является исходным пунктом инженерно-психологического анализа и изучения СЧМ. Деятельность оператора имеет ряд особенностей, определяемых следующими тенденци­ями развития современного производства. 1. С развитием техники увеличивается число объектов (и их параметров), которыми необходимо управлять. Это усложняет и повышает роль операций по планированию и организации труда, по контролю и управлению производ­ственными процессами. 2. Развиваются системы дистанционного управления. Человек все более удаляется от управляемых объектов, о динамике их состояния он судит не по данным непосред­ственного наблюдения, а на основании восприятия сигна­лов от устройств отображения информации, имитирую­щих реальные производственные объекты. Осуществляя дистанционное управление, человек получает необходимую информацию в закодированном виде (т. е. в виде показа­ний счетчиков, индикаторов, измерительных приборов и т. д.), что обусловливает необходимость декодирования и мысленного сопоставления полученной информации с со­стоянием реального управляемого объекта. 3. Увеличение сложности и скорости течения производ­ственных процессов выдвигает повышенные требования к точности действий операторов, быстроте принятия реше­ний в осуществлении управленческих функций. В значи­тельной мере возрастает степень ответственности за совер­шаемые действия, поскольку ошибка оператора при выпол­нении даже самого простого акта может привести к нару­шению работы всей системы «человек — машина», создать аварийную ситуацию с угрозой для жизни работающих людей. Поэтому работа оператора в современных чело­веко-машинных комплексах характеризуется значитель­ными увеличениями нагрузки на нервно-психическую дея­тельность человека, в связи с чем по-иному ставится проб­лема критериев тяжести операторского труда. Основным критерием становится не физическая тяжесть труда, а его нервно-психическая напряженность. 4. В условиях современного производства изменяются условия работы человека.Для некоторых видов деятельно­сти оператора характерно ограничение двигательной ак­тивности, которое не только проявляется в общем умень­шении количества мышечной работы, но и связано с преи­мущественным использованием малых групп мышц. Иногда оператор должен выполнять работу в условиях изоляции от привычной социальной среды, в окружении приборов и индикаторов. И если эти устройства спроектированы без учета психофизиологических особенностей оператора либо выдают ему ложную и искаженную информацию, то воз­никает ситуация, которую образно называют «конфлик­том» человека с приборами. 5. Повышение степени автоматизации производствен­ных процессов требует от оператора высокой готовности к экстренным действиям. При нормальном протекании про­цесса основной функцией оператора является контроль и наблюдение за его ходом. При возникновении нарушений оператор должен осуществить резкий переход от монотон­ной работы в условиях «оперативного покоя» к активным, энергичным действиям по ликвидации возникших отклоне­ний. При этом он должен в течение короткого промежутка времени переработать большое количество информации, принять и осуществить правильное решение. Это приводит к возникновению сенсорных, эмоциональных и интеллек­туальных перегрузок. Рассмотренные особенности операторского труда поз­воляют выделить его в специфический вид профессиональ­ной деятельности, в связи с чем для его изучения, анализа и оценки недостаточно классических методов, разработан­ных психологией и физиологией труда и используемых для оптимизации различных видов работ, не связанных с ди­станционным управлением по приборам. Деятельность оператора в системе «человек — ма­шина» может носить самый разнообразный характер. В общем виде она может быть представлена в виде четырех основных этапов. 1. Прием информации. На этом этапе осуществляется восприятие поступающей информации об объектах управ­ления и тех свойствах окружающей среды и СЧМ в целом, которые важны для решения задачи, поставленной перед системой «человек — машина». При этом осуществляются такие действия, как обнаружение сигналов, выделение из их совокупности наиболее значимых, их расшифровка и декодирование; в результате у оператора складывается предварительное представление о состоянии управляемого объекта: информация приводится к виду, пригодному для оценки и принятия решения. 2. Оценка и переработка информации. На этом этапе производится сопоставление заданных и текущих (реаль­ных) режимов работы СЧМ, производится анализ и обоб­щение информации, выделяются критичные объекты и си­туации и на основании заранее известных критериев важ­ности и срочности определяется очередность обработки информации. Качество выполнения этого этапа во многом зависит от принятых способов кодирования информации и возможностей оператора по ее деко­дированию. 3. Принятие решения. Решение о необходимых дейст­виях принимается на основе проведенного анализа и оценки информации, а также на основе других известных све­дений о целях и условиях работы системы, возможных спо­собах действия, последствиях правильных и ошибочных решений и т. д. Время принятия решения существенным образом зависит от энтропии множества решений. Если же каждому состоянию объекта могут быть поставлены в соответствие несколько решений, то при расчете энтропии нужно учесть еще и сложность выбора из множества возможных решений необходимого. 4. Реализация принятого решения. На этом этапе осу­ществляется приведение принятого решения в исполнение путем выполнения определенных действий или отдачи соот­ветствующих распоряжений. На каждом из этапов оператор совершает самокон­троль собственных действий. Этот самоконтроль может быть инструментальным или неинструментальным. В пер­вом случае оператор проводит контроль своих действий с помощью специальных технических средств (например, с помощью специальных индикаторов контролирует пра­вильность набора информации). Во втором случае кон­троль ведется без применения технических средств. Он осуществляется путем визуального осмотра, повторения отдельных действий и т. п. Проведение любого вида само­контроля способствует повышению надежности работы оператора. На качество и эффективность выполнения каждого из рассмотренных этапов оказывает влияние целый ряд фак­торов. Так, например, качество приема информации зави­сит от вида и количества индикаторов, организации ин­формационного поля, психофизических характеристик предъявляемой информации. На оценку и переработку информации влияют такие факторы, как способ кодирования информации, объем ее отображения, динамика смены информации, соответствие ее возможностям памяти и мышления оператора. Эффективность принятия решения определяется сле­дующими факторами: типом решаемой задачи, числом и сложностью проверяемых логических условий, слож­ностью алгоритма и количеством возможных вариантов решения. Первые два этапа в совокупности называют иногда получением информации, последние два этапа — ее реа­лизацией. Деятельность оператора имеет целый ряд специфических особен­ностей. Поэтому успешное ее выполнение предполагает определенный уровень развития психических процессов. Основными из них являются восприятие, внимание, па­мять, представление и др.. До сих пор нами рассматривались общие черты деятель­ности оператора. Однако наряду с ними можно выделить и различные виды операторского труда, каждый из кото­рых характеризуется своими частными особенностями. - Оператор-технолог непосредственно включен в техно­логический процесс. Он работает в основном в режиме немедленного обслуживания. Преобладающими в его дея­тельности являются управляющие действия. Выполнение действий регламентируется обычно инструкциями, которые содержат, как правило, почти полный набор ситуаций и решений. - Оператор-наблюдатель (контролер) является класси­ческим типом оператора, с изучения деятельности которого и началась инженерная психология. Важное значение для деятельности такого оператора имеют информационные и концептуальные модели, а также процессы принятия решения. Опе­ратор-наблюдатель может работать в режиме отстрочен­ного обслуживания. - Оператор-исследователь в значительно большей сте­пени использует аппарат понятийного мышления и опыт, заложенные в концептуальную модель. Органы управле­ния играют для него еще меньшую роль, а «вес» информа­ционных моделей, наоборот, существенно увеличивается. К таким операторам относятся пользователи вычислитель­ных систем, дешифровщики различных объектов. - Оператор-руководитель в принципе мало отличается от предыдущего типа, но для него механизмы интеллектуаль­ной деятельности играют главенствующую роль. К таким операторам относятся организаторы, руководители раз­личных уровней, лица, принимающие ответственные реше­ния в человеко-машинных комплексах и обладающие инту­ицией, знанием и опытом. - Для деятельности оператора-манипулятора большое значение имеет сенсомоторная координация и мотор­ные (двигательные) навыки. В функции оператора-манипуля­тора входит управление роботами, манипуляторами, ма­шинами-усилителями мышечной энергии человека (станки, экскаваторы, транспортные средства и т. п.). Все их нужно учитывать при проектировании деятельности и профессиональном отборе операторов. 1.2.Индивидуальные особенности оператора, как фактор эффективности его деятельности Современные системы управления производством, техникой, людьми можно условно разделить на два класса: организационные и технологические. В системах первого класса человек, используя технические средства для подготовки и выработки решений, управляет коллективами людей, т. е. занимается управленческой деятельностью. В технологических же системах человек осуществляет операторскую деятельность, заключающуюся во взаимодействии человека с объектами, явлениями внешнего мира и управлении ими через информационные системы и средства управления. Особенности трудового процесса человека-оператора определяются типом СЧМС и способом переработки информации. Способ переработки информации может быть дедуктивным, абдуктивным и индуктивным. При дедуктивном способе переработка информации заключается в образовании выходного сигнала по известному входному сигналу и правилам его преобразования. Абдуктивный способ имеет место в случае, когда по заданному следствию и известному решающему правилу необходимо найти причину, входное воздействие (например, деятельность операторов радиолокационных станций). Индуктивный способ характерен для таких случаев, когда для ряда событий нужно найти решающие правила, определяющие эти события (деятельность авиадиспетчера). В зависимости от преобладания того или иного психического процесса можно выделить сенсорно-перцептивный, моторный и интеллектуальный виды деятельности. Основное содержание первого заключается в получении и первичной оценке информации (операторы-наблюдатели, контролеры); второго — в выполнении исполнительских действий (телеграфист, наборщик), третьего — в принятии решения, логической обработке информации, производстве вычислений (диспетчеры, операторы ЭВМ). В зависимости от величины временного промежутка от получения оператором информации до выполнения им соответствующего управляющего действия можно различать деятельность с немедленным обслуживанием и деятельность с отсроченным обслуживанием. При изучении операторской деятельности особое внимание уделяется выявлению и классификации факторов, влияющих на ее эффективность. Все факторы делятся на индивидуальные (субъектные, личные) и групповые (объектные): Индивидуальный (личный) фактор — это совокупность особенностей конкретного человека (субъекта), которые могут оказывать влияние на уровень эффективности и надежности его трудовой деятельности. Влияние «индивидуального фактора» на профессиональную эффективность и надежность наблюдается только в конкретных условиях взаимодействия опера тора с объектом управления или другими специалистами при наличии, развитии, проявлении индивидуальных особенностей, неблагоприятных для операторской деятельности. Причиной нарушения эффективности деятельности может быть проявление либо конкретной индивидуальной характеристики, либо определенной их совокупности. Групповым фактором называется совокупность особенностей и возможностей человека, присущих всем операторам конкретного класса СЧМС и определяющих эргономические свойства системы. Эргономические свойства СЧМС и отдельных ее компонентов не сводятся к отдельным характеристикам человека, машины и среды — они проявляются во время взаимодействия человека и технической системы при решении определенных задач. Они отражают степень реализации в конкретной операторской деятельности (в ее средствах, содержании, условиях, организации и субъекте) требований к профессионально важным для операторской деятельности качествам человека (психологическим, физиологическим и др.), которые и определяют эффективность и надежность этой деятельности.   2. Способы повышения эффективности работы оператора Для повышения эффективности работы системы «человек — машина» используется многоуровневый комплекс технико-тех­нологических и организационно-методических решений, отража­ющих текущее состояние развития науки и техники в среде про­ектирования. Рассмотрим ряд специфических методов повыше­ния эффективности систем, использующих психологические и инженерно-психологические знания. Это методы профессио­нального отбора и обучения, использование социологических и социально-психологических методов.   2.1.Профессиональный и кадровый отбор Профессиональный отбора людей, пригодных к выполнению отдельных видов деятельности, обострилась в связи с техническим прогрессом. Профессиональный отбор - это система методов и средств, решающих задачу выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями человека. Эффективность профессионального отбора зависит от «труднос­ти профессии» и от «цены ошибки» при неправильных действиях оператора. Поэтому отбор эффективен при работе человека в экстремальных условиях в системах, где надёжность комплекса «человек — машина» определяется главным образом человечес­ким звеном. Это авиационно-космические системы, системы объ­ектов военной техники и вооружений, системы управления дина­мическими объектами и быстротекущими процессами и т.д. Усложнение техники усиливает противоречие между требованиями производства и способностями людей, что, в свою очередь, вызывает повышенный интерес к «человеческому фактору». В результате возникает необходимость решения двух задач: создание техники, которая свела бы к минимуму появление ошибок, и учет индивидуальных особенностей человека с целью определения его пригодности к работе с данной техникой. Действующие аппаратура и оборудование не могут функционировать без человеческого контроля; на предприятии даже высокой степени автоматизации возможна ситуация, при которой вмешательство человека станет совершенно необходимым. Поэтому центральным звеном практически всех человеко-машинных комплексов остается человек-оператор. Сбой или отказ аппаратуры, ошибки оперативного персонала сопряжены с весьма дорогостоящими, а подчас и катастрофическими последствиями, плата за которые неуклонно продолжает расти. Среди рабочих качеств оператора отмечаются следующие: · долговременная выносливость, в основе которой лежит устойчивость нервной системы; · сопротивляемость к экстренному напряжению и перенапряжению; · сопротивляемость к действию факторов внешней среды; · переключаемость внимания. В настоящее время профессиональный отбор оператора технических систем осуществляется в два этапа: на первом этапе выясняются медицинские противопоказания к данной профессии; на втором определяется степень пригодности обследуемых лиц к функциональной деятельности на основе соответствия психофизиологических и личностных качеств установленным критериям профессиональной пригодности. После отбора кандидатов наступает этап профессионального обучения, цель которого — создать условия для усвоения обуча­емым определённой совокупности знаний, умений и навыков, обеспечивающих его эффективную деятельность в СЧМ. Содер­жание учебных курсов определяется содержанием будущей про­фессиональной деятельности и строится с использованием   2.2. Обучение и профессиональный рост Профессиональная подготовка оператора протекает в рамках «системы профессиональной подготовки», состоящей из четы­рёх компонент: профессионального отбора, обучения, поддержка­ и совершенствования профессионального мастерства, фор­мирования трудовых коллективов. Ме­тодов обучения, реализующих дидактические принципы — от «простого к сложному», поэтапного формирования навыков, формирующего влияния обучающей среды. Выбор методов обу­чения зависит от типа задач, выполняемых в рамках профессии. Задачи можно условно разделить на «простые» и «сложные». «Простые» не требуют специализированного обучения и могут выполняться оператором без дополнительного обучения. Слож­ные задачи не могут быть освоены без специального обучения. К таким задачам, например, можно отнести вождение автомоби­ля, управление самолётом, энергетической установкой. Обучение оператора непосредственно на управляемом объекте час­то невозможно из-за сложности алгоритмов управления и высокой цены использования реальной техники в целях обучения. Например, час полёта на современном самолёте-истребителе стоит несколько десятков тысяч рублей, а эффект обучения за это время при на­чальном обучении невысок. Вследствие этого для обучения опера­торов человеко-машинных систем применяются имитационные и тренажёрные системы. «Имитаторы» — технические устройства, ре­ализующие отдельные элементы реального объекта, отражающие определённую степень подобия. Чаще всего это внешнее визуаль­ное подобие. Имитатор внешнего вида объекта или его элементов называют «макетом». Тренажёр реализует отдельный фрагмент ре­альной деятельности и позволяет организовать процесс тренировки в виде многократного повторения изучаемого действия. Процесс подготовки оператора осуществляется в рамках системы профессиональной подготовки, состоящей из подсистем техни­ческих средств, организационно-методических и средств психоло­го-педагогического обеспечения. Этот комплекс обеспечивает су­ществование обучающей среды, в рамках которой происходит интерактивный процесс взаимодействия инструктора с обучае­мым, направленный на изменение свойств последнего для прида­ния ему профессиональной готовности к решению профессио­нальной задачи. Понятие профессиональной готовности включает в себя наличие у оператора необходимого комплекса знаний, уме­ний, навыков по управлению СЧМ и ряда личностных свойств (мо­рально-психологической устойчивости, умения работать в коллек­тиве, готовности к решению задач в условиях неопределённости), обеспечивающих в целом его эффективную профессиональную деятельность. Очевидно, что это понятие шире, чем понятие обу­ченность, которое содержит в себе только технологическую часть навыков и умений по применению техники. Основным техническим средством, обеспечивающим реализа­цию дидактических задач по формированию элементов профес­сиональной готовности оператора СЧМ, является тренажёр. 2.3. Инженерно-психологическое обеспечения СЧМ  
Этап жизненного цикла Аспект инженерно-психологического обеспечения
целевой организационно-методический
Проекти­рование Определение функций че­ловека в проектируемой СЧМ и оценка его психофи­зиологических возможностей по их выполнению (инже­нерно-психологическое про­ектирование) Разработка нормативных и справочно-методических материалов по инженерно-психологическому проекти­рованию деятельности опе­ратора. Организация труда коллек­тива проектировщиков
Производ­ство Учет психофизиологиче­ских свойств человека в про­цессе производства (усло­вия труда, режимы труда и отдыха, взаимосвязи опера­торов в групповой деятель­ности и т. п.) Разработка нормативных и справочно-методических материалов по учету челове­ческого фактора в процессе производства
Эксплуа­тация Учет психофизиологиче­ских возможностей челове­ка при эксплуатации тех­ники (профессиональный отбор, обучение, трениров-•гки, формирование оператор­ских коллективов, организа­ция их труда) Разработка методик по профессиональному отбору (если это необходимо) и под­готовке операторов, подбору коллективов, организации труда. Разработка норма­тивных документов, регла­ментирующих применение этих методик

Он включает в себя разработку необходимых справочно-методических материалов, с по­мощью которых можно выполнять эти работы, а также разработку нормативных документов, регламентирующих (в частности, утверждающих) степень и полноту учета че­ловеческого фактора при проектировании, производстве и эксплуатации СЧМ.

При отсутствии таких документов проведение работ по учету человеческого

фактора не будет являться обязательным мероприятием, и поэтому задача

инженерно-психологического обеспечения не может счи­таться полностью

решенной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: