Система как дискретная модель непрерывного бытия

Хотя системные исследования привлекли особое внимание специалистов различных областей знаний лишь во второй половине нашего века, нельзя сказать, что системность была открыта в эти годы. Дело в том, что теория систем взялась изучать древнюю, как мир, проблему взаимодействия части и целого, диалектику этого взаимодействия, которую не обходила вниманием ни одна философская концепция.

Признавая, что математизация придаёт системологии особый статус, нельзя игнорировать, во-первых, тот факт, что системология занимается не какой-то общенаучной, а философской проблемой, изучая структуру отражения материи в нашем сознании, и, во-вторых, эта особенность, по-видимому, преходящая, поскольку раньше или позже и другие разделы философии будут вооружены математикой с целью придания им действенности и привязки к конкретной социальной практике.

Понятие системы применительно к нашим знаниям о мире в целом или об отдельных аспектах бытия подразумевает некую совокупность частей, элементов, дисциплин, наук, точек зрения и т.д., отражающих отдельные

стороны бытия, но взаимосвязанных и взаимодействующих таким образом, что в результате они имитируют целостность, присущую объективной реальности, которую они отражают. Таким образом, система – это категория отражения, форма представления материи доступными пониманию средствами.

Что касается самой реальности, природы, то она континуальна, непрерывна и целостна, т.е. не содержит каких бы то ни было априорно заданных частей, которые мы выделяем в ней по собственному произволу для удобства изучения или представления, и которые никогда не встречаются в природе в отрыве друг от друга.

Особое место занимают материальные продукты человеческого труда - машины, приборы, технические комплексы, которые собираются из деталей, узлов и т.д., изготовленных отдельно и какое-то время, существующих вне связи друг с другом. Эти машины представляют собой системы деталей и узлов, поскольку являются продуктом нашего сознания и воплощают в себе способ нашего отражения возможностей объективной реальности в осуществлении тех или иных функций, т.е.воплощают нашу же дискретную логику.

Таким образом, материальные продукты сознательной человеческой деятельности, с одной стороны, – системы, если иметь в виду сознательно воплощённую в них логику функционирования, но, с другой стороны, они континуальная целостность, если рассматривать их онтологически вне связи с представлениями их создателей.

Итак, система – это способ воспроизведения и отражения континуальной целостности средствами нашего сознания, нашей логики. Другими словами, система – это дискретная модель непрерывного бытия.

Как и всякая модель, система может быть: физической моделью, когда она чувственно (по данным наших органов чувств и измерительных средств) подобна моделируемому объекту; либо логической (в том числе математической) моделью, когда её логика подобна логике моделируемого объекта; либо, наконец, имитационной (прагматической) моделью,

когда только её целостное поведение (выход) аналогично моделируемому объекта.

Имитационные системы являются обычно частными моделями, не претендующими на адекватность исходному объектуво всех отношениях. Физические и логические модели, напротив, претендуют на адекватность отражения исходного объекта

как в целом, так и в деталях, и даже приписывают свою системную структуру моделируемому объекту, что является распространённым заблуждением.

Иными словами, система – это ещё и диалектический синтез взаимно исключающих друг друга требований точности и обозримости, а задачей прикладной системологии и системного анализа является выработка средств достижения компромисса между «проклятием размерности» и высокой точностью системного моделирования актуальных задач практической дея-

тельности человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: