Основные понятия дискретных информационных моделей

В гносеологии для отображения всех способов получения информации принят обобщающий термин «отражение», а для обозначения всех первичных источников информации, образующих существующую вне нас объективную реальность, принят обобщающий термин «материя». Таким образом, вместо перечисления всевозможных источников информации и способов её добывания из них можно просто говорить об отражении материального мира (материи) в нашем сознании, которое всегда происходит с помощью наших органов чувств, т.е. зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса (или технических дополнений – измерительных приборов, увеличивающих разрешающую способность органов чувств и доступных источников информации).

Согласно формуле познания «От живого созерцания к абстрактному мышлению, и от него – к практике», можно выделить три этапа отражения действительности: два пассивных – чувственное и логическое отражение, и один активный – этап прагматического отражения.

Соответственно продуктами этих этапов являются чувственная, логическая и прагматическая информация.

Чувственная информация J вводится как мера отражённой в нашем сознании элементной базы системы в форме

J = A / ∆ A, (3.6)

где А – общее количество каких-либо знаков, воспринимаемых измерительными приборами или нашими органами чувств;

∆ А – «квант», с точностью до которого нас интересует воспринимаемая информация, или разрешающая способность прибора.

Здесь необходимо пояснить принципиальное различие между А и J. Если А всегда принято выражать числом, которое является классическим математическим объектом и в силу этого удовлетворяет закону тождества A ≡ А, то об информации этого сказать нельзя.

Таким образом, в прагматическом аспекте информация всегда несёт в себе весьма значительный элемент субъективности и различна для разных людей при одном и том же А. Во-вторых, даже при фиксированном ∆ А информация, строго говоря, не является числом, поскольку в пределах более или менее ограниченных ∆ А она может иметь любое значение.

С другой стороны, два или несколько одинаковых измерительных прибора при измерении одной и той же величины в рамках их разрешающей способности могут дать различную информацию, но с одинаковой достоверностью. Это значит, что информация не удовлетворяет логическому закону исключённого третьего, не допускающему существование нескольких противоречивых, но одинаково истинных величин, но зато удовлетворяет диалектическому закону единства и борьбы противоположностей.

Итак, информация – это понятие, не поддающееся анализу средствами формальной логики и требующее применения к нему диалектической логики, которая обеспечивает возможность анализа не только абсолютно, но и относительно истинных высказываний. С этой точки зрения J аналогична высказываниям естественного языка, которые всегда носят размытый и

относительно истинный характер. Однако, ввиду дуальной природы J (число и не число) информация в отличие от вербальных форм поддаётся некоторым (не всем) математическим операциям.

Логическая информация (сущность) Н в отличие от J, всегда относящейся к конкретным объектам, или свойствам, характеризует целый класс однородных в определённом отношении объектов или свойств, являясь семантическим синтезом законов логики, правил функционирования системы и её элементов, образующих функционал её существования.

Согласно основному закону классической логики Аристотеля, собственная сущность (суть) системы обратна объёму понятия п о ней, т.е.

H = J / n. (3.7)

Объём понятия зависит от аспекта рассмотрения системы (элемента) и обычно предполагает родовую их принадлежность.

Чувственная информация J вводится как мера отражённой в нашем сознании элементной базы системы в форме

J = A / ∆ A, (3.6)

где А – общее количество каких-либо знаков, воспринимаемых измерительными приборами или нашими органами чувств;

∆ А – «квант», с точностью до которого нас интересует воспринимаемая информация, или разрешающая способность прибора.

Здесь необходимо пояснить принципиальное различие между А и J. Если А всегда принято выражать числом, которое является классическим математическим объектом и в силу этого удовлетворяет закону тождества A ≡ А, то об информации этого сказать нельзя.

Таким образом, в прагматическом аспекте информация всегда несёт в себе весьма значительный элемент субъективности и различна для разных людей при одном и том же А. Во-вторых, даже при фиксированном ∆ А информация, строго говоря, не является числом, поскольку в пределах более или менее ограниченных ∆ А она может иметь любое значение.

С другой стороны, два или несколько одинаковых измерительных прибора при измерении одной и той же величины в рамках их разрешающей способности могут дать различную информацию, но с одинаковой достоверностью. Это значит, что информация не удовлетворяет логическому закону исключённого третьего, не допускающему существование нескольких

противоречивых, но одинаково истинных величин, но зато удовлетворяет диалектическому закону единства и борьбы противоположностей.

Итак, информация – это понятие, не поддающееся анализу средствами формальной логики и требующее применения к нему диалектической логики, которая обеспечивает возможность анализа не только абсолютно, но и относительно истинных высказываний. С этой точки зрения J аналогична высказываниям естественного языка, которые всегда носят размытый и

относительно истинный характер. Однако, ввиду дуальной природы J (число и не число) информация в отличие от вербальных форм поддаётся некоторым (не всем) математическим операциям.

Логическая информация (сущность) Н в отличие от J, всегда относящейся к конкретным объектам, или свойствам, характеризует целый класс однородных в определённом отношении объектов или свойств, являясь семантическим синтезом законов логики, правил функционирования системы и её элементов, образующих функционал её существования.

Согласно основному закону классической логики Аристотеля, собственная сущность (суть) системы обратна объёму понятия о ней, т.е.

H = J / n. (3.7)

Объём понятия зависит от аспекта рассмотрения системы (элемента) и обычно предполагает родовую их принадлежность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: