Формы организации учебного процесса в высшей школе

Лекция

Образовательная деятельность высшего учебного заведения организуется и осуществляется в форме учебных занятий и самостоятельной работы студентов. Одним из видов занятий является лекция (от латинского «lection» – чтение) – устная форма передачи информации преподавателем группе (группам) студентов.

Выделяют следующие виды вузовской лекции:

1. Вводная лекция – знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Далее дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых), связь теоретического материала с практикой будущей работы специалистов; характеристика учебника и учебных пособий, обязательный список литературы, экзаменационные требования.

2. Обзорно–повторительные лекции – читается в конце раздела или курса для систематизация знаний на более высоком уровне.

3. Проблемная лекция – новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить.

С помощью проблемной лекции обеспечиваются развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность.

4. Лекция–визуализация – чтение лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов. В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности:

– натуральные (минералы, реактивы, детали машин);

– изобразительные (слайды, рисунки, фото);

– символические (схемы, таблицы).

5. Лекция вдвоем – изложение материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами (представителями двух различных научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения и т.д.).

6. Лекция–пресс–конференция –преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течение двух–трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех–пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: