Vvedite vtoroe celoe chislo

Summa ravna 117

Комментарий /* Программа сложения */ объясняет назначение программы. Строка:

#include <stdio.h>

является директивой для препроцессора С. Строка, начинающаяся символом #, выполняется препроцессором до того, как программа начнет компилироваться. Эта специфическая строка сообщает препроцессору, что необходимо включить в программу содержание стандартного заголовочного файла ввода/вывода (stdio.h). Этот заголовочный файл содержит информацию и объявления, используемые компилятором во время компиляции вызовов стандартных функций ввода/вывода, таких, как printf. Кроме того, заголовочный файл содержит информацию, которая помогает компилятору определить, корректно ли написаны обращения к библиотечным функциям.

Как было отмечено выше, каждая программа начинает исполняться с функции main. Левая фигурная скобка отмечает начало тела main, а правая соответственно конец. Строка:

int integer1, integer2, sum;

является объявлением. Группы символов integer1, integer2 и sum — имена переменных. Переменная — это ячейка памяти, в которую можно записывать значение, предназначенное для использования программой. Приведенное выше объявление сообщает, что переменные integer1, integer2 и sum принадлежат к типу int и, следовательно, в этих переменных будут храниться целые величины. Все переменные, которые используются в программе, должны быть объявлены. При объявлении указывается имя и тип переменной. Именем переменной в С может служить любой допустимый идентификатор.

Объявления должны располагаться после левой фигурной скобки функции и перед первым исполняемым оператором.

Оператор:

printf ("Vvedite pervoe celoe chislo \n");

печатает на экране символы Vvedite pervoe celoe chislo и переводит курсор на начало следующей строки.

Оператор:

scanf ("%d", &integer1);

вызывает scanf, чтобы получить от пользователя некое значение. Функция scanf считывает данные со стандартного устройства ввода, которым обычно является клавиатура. В нашем случае функция scanf имеет два аргумента, % d и &integer1. Первый аргумент — управляющая строка, задает формат считывания, тем самым определяется тип данных, которые предстоит ввести пользователю. Так, в частности, %d — спецификация преобразования, означающая, что вводимые данные должны быть целым числом (буква d используется для «десятичных целых»). Знак % в данном контексте трактуется scanf (в дальнейшем мы увидим, что это в полной мере относится и к printf), как esc-код (подобно \), а комбинация %d является esc-кодом (подобно \n). Второй аргумент scanf начинается со знака амперсанда (&), которым в С задается операция взятия адреса следующей за ним переменной. Амперсанд, когда он используется совместно с именем переменной, сообщает scanf ячейку памяти, в которой хранится переменная integer1. В последующем компьютер будет хранить величину для integer1 в этой ячейке.

Когда компьютер выполняет вышеприведенный оператор scanf, он ждет, пока пользователь не введет значение для переменной integer1. Пользователь вводит целое число, после чего нажимает клавишу Enter, посылая, таким образом, число в компьютер. После этого компьютер присваивает данное число, или значение, переменной integer1. Любая последующая ссылка в программе на integer1 будет представлять именно это значение.

Оператор

printf("Vvedite vtoroe celoe chislo \n");

печатает на экране сообщение Enter second integer, после чего переводит курсор на начало следующей строки.

Оператор

scanf("%d", &integer2);

получает от пользователя значение для переменной integer2. В результате выполнения оператора присваивания

sum = integer1 + integer2;

вычисляется сумма переменных integer1 и integer2, и ее значение присваивается переменной sum посредством операции присваивания =. Оператор читается как «sum получает значение integer1 + integer2».

Оператор

printf("Summa ravna %d\n", sum);

вызывает функцию printf, чтобы напечатать на экране текст Summa ravna, после которого следует численное значение переменной sum. В данном случае printf имеет два аргумента, "Sum ravna %d\n" и sum. Первый аргумент — управляющая строка, определяет формат вывода. Он содержит несколько символов, которые будут отображены, и спецификатор преобразования %d, определяющий, что будет напечатано целое число. Второй аргумент задает значение, которое будет напечатано.

Вычисления могут выполняться и непосредственно внутри оператора printf. Мы могли бы скомбинировать два предыдущих оператора в один:

printf("Summa ravna %d\n", integerl + integer2);

Оператор:

return 0;

передает значение 0 среде операционной системы, в которой исполнялась программа.

Правая фигурная скобка означает, что функция main окончена.

Задание 4: Выполнить пример 4, приведенный в методических рекомендациях.

Задание 5: Написать программу, которая запрашивает у пользователя три целых числа и выводит на экран их сумму и произведение.

Кроме упомянутого выше типа данных int для объявления целочисленных чисел, в Си существуют и другие типы данных для объявления переменных и констант вещественного, символьного и других типов.

Имеются следующие базовые (фундаментальные) типы:

char Символьный
int целый
float вещественный
double вещественный с двоичной точностью
void пустой тип

С базовыми типами данных могут использоваться модификаторы типа. К модификаторам относятся:

unsigned беззнаковый
signed знаковый
short короткий
long длинный

В функциях printf и scanf необходимо использовать следующие спецификации преобразования для соответствующих типов:

%i — для ввода/вывода целых со знаком,

%d — для ввода/вывода беззнаковых целых,

%f — для ввода/вывода дробных, в виде числа с плавающей точкой,

%n.mf — для вывода дробных в формате с фиксированной точкой, где n — размер поля числа (т.е. длина числа), m — точность числа, т. е. количество цифр в его дробной части;

%c — для ввода/вывода символьных.

Количество спецификаций преобразования в функциях printf и scanf должно ОБЯЗАТОЛЬНО соответствовать количеству переменных, указанных после управляющей строки.

Кроме переменных в программе могут быть объявлены константы – данные, которые не могут быть изменены в процессе выполнения программы. Для объявления констант перед указанием типа константы и ее имени необходимо добавить ключевое слово const.

Пример 5:

# include <stdio.h> /*подсоединение раздела библиотеки

с функциями ввода/вывода */

void main() // определение головного модуля

{

int i1, i2, i3; // три переменные целого типа со знаком

int ix= 5, iy= -7; /* определение и инициализация

переменных целого типа */

long int l1, l2; // длинные целые знаковые переменные- четыре байта

long unsigned int lu1= 125, lu2= 1234567;

/* под длинные целые беззнаковые переменные выделяется по четыре байта и в них записываются соответствующие значения */

float f1= -1.575, f2= 3.14; /* переменные вещественного

типа по четыре байта */

char let, symb= 'z'; /* символьные переменные, выделяется по одному байту */

short int s1= 100, s2= 50; // два байта

const unsigned int u= 113; //целочисленная константа

const float pi= 3.14; // вещественная константа

printf ("Vvedite 3 celih chisla:\n");

scanf ("%d%d%d", &i1, &i2, &i3);

printf ("Vvedennoe pervoe chislo=%d\n Vvedennoe vtoroe chislo =%d\n Vvedennoe tret’e chislo =%d\n", i1, i2, i3);

printf ("Celoe bez znaka ix = %d\n Celoe so znakom iy = %i\n", ix, iy);

printf ("dlinnye celye lu1 = %i\n dlinnye celye lu2 = %i\n", lu1, lu2);

printf ("Veshestvenoe f1 = %.3f\n Veshestvenoe f2 = %.2f\n", f1, f2);

printf ("Simvol symbl = %c\n Kod simvola %c = %d \n", symb, symb, symb);

/* Данные типа char занимают в памяти 1 байт. Код от 0 до 255 в этом байте задает один из 256 возможных символов. Тип char является типом «целое». */

}

Задание 6: Выполнить пример 5, приведенный в методических рекомендациях.

Задание 7: Модифицируйте пример 4 так, чтобы он работал с вещественными числами.

Задание 8: Написать программу, которая запрашивает у пользователя три вещественных числа и выводит на экран их сумму, произведение и среднее арифметическое.

Математические функции. Для работы математических функций в Си необходимо подключить библиотеку math.h. Эта библиотека содержит ряд математических функций:

sqrt(x); Возвращает корень квадратный переменной х
abs(n); Возвращает модуль числа n. n – целое число.
sin(x); Возвращает синус числа х
cos(x); Возвращает косинус числа х

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: