Об отношении Российского государства к тоталитарным сектам

Несмотря на многолетнюю историю деятельности асоциальных культов в России, само понятие «тоталитарная секта» до сих пор является в нашей стране весьма размытым, а явление морально осуждаемым, но при этом юридически ничтожным и не преследуемым государством во избежание нарушения Закона РФ «О свободе совести и религиозных организациях».

Создается впечатление, что российское руководство ждет, когда же наконец накануне очередного озвученного лидером какой-нибудь тоталитарной секты «конца света» произойдет массовое самоубийство верующих или еще более шокирующее своей неадекватностью событие. Если в России произойдет «религиозный "Норд-Ост"», «религиозный Беслан», что-то вроде газовой атаки в Токио, совершенной по приказу лидера секты «Аум Синрикё», или подготовки к массовому самосожжению адептов «Белого братства», тогда, возможно, под впечатлением масштабной трагедии государством будут приниматься какие-то меры. А пока трагедии, связанные с деятельностью деструктивных культов, хоть и происходят ежедневно и привычно, но разрозненно и как-то недостаточно впечатляюще для общественного мнения.

Ну, совершил самоубийство адепт какой-то секты — так мало ли по какой причине он это сделал! Все равно в России каждые сутки добровольно уходят из жизни в среднем 137 человек.

Ну, передал верующий свою квартиру и имущество секте, оставив родственников без средств существования, — подумаешь, несколькими бомжами больше или меньше — их по всей России и так миллионы.

Ну, распалась семья из-за ухода мужа или жены в секту — так в нашей стране и без этого каждый год регистрируется около 600 тысяч разводов.

Ну, бросила мать-сектантка детей на произвол судьбы — ну и что, все равно это статистически незначимая величина по сравнению с общим числом российских беспризорников (эксперты называют цифры от 1,5 до 4 миллионов детей). ' В общем-то асоциальные секты в том или ином объеме действуют в каждой стране и действовали в любой период ее истории. Их можно было бы назвать своего рода «религиозными инфекциями» — ведь инфекции всегда присутствуют в любом живом организме, но вспышка их наступает в периоды снижения иммунитета. У порядком дезориентированного российского общества сейчас объективно снижен уровень иммунитета против разного рода «духовно-религиозных» инфекций. Это закономерное следствие довольно распространенной у нас «расцерковленности» общественного сознания, невежества и низкого уровня информированности в вопросах духовности и религии.

В России (в отличие от Германии, гораздо лучше нас усвоившей уроки тоталитарного периода своей истории) многие граждане, как и десятки лет назад, готовы смириться с ущемлением своих прав и свобод, несанкционированным вторжением в свое личностное пространство как с чем-то закономерным, само собой разумеющимся. Включение в жизнь деструктивной группы дает им иллюзию целостности и надежности своего положения в окружающем мире (что для них более важно, чем неопределенность и ответственность, связанные с выбором индивидуальной свободы).

Привычный нам с советских времен культ тоталитарности на уровне государства сейчас децентрализовался и трансформировался в частные культы политиков, раскрученных шоуменов, лидеров религиозных и оккультных организаций, уголовных групп.

Трагическое положение немалой части наших граждан (и не только в сфере духовной безопасности) для политиков давно стало привычным и не заслуживающим вмешательства. Государственные структуры до сих пор не имеют стратегического плана противодействия деструктивным культам — а без этого нельзя рассчитывать на системную работу по снижению остроты проблемы.

Наше государство склонно занимать более-менее определенную позицию в отношении всей организации, только когда возникают проблемы, связанные с ее претензией на властное влияние в стране (как, кстати, и в случае с мошеннической корпорацией «МММ»). А если угрозы касаются интересов рядовых граждан, то федеральным и региональным политикам удобнее занимать позицию невмешательства под предлогом «демократической» равноудаленности от всех конфессий.

Вместо заключения

Прежде чем отнести книгу в издательство, мы попросили ознакомиться с этим текстом довольно широкий круг своих знакомых в научной среде и не только. Некоторые отзывы для нас оказались довольно неожиданными: в них прозвучал упрек в том, что мы вольно или невольно написали… гимн всемогуществу тоталитарных сект. В результате вышло мало позитивного и конструктивного. Прочитаешь — становится страшно жить, возникает ощущение беспомощности и т.д., и т.п.

Думаем, что подобной непосредственно-негативной реакции на нашу книгу не избегнут и многие читатели. Поэтому мы сочли нужным объяснить этот психологический эффект. Пожалуй, доступнее всего это сделать через аналогии, связанные с медициной.

В профессиональных кругах есть такое понятие, как «болезни третьего курса». Возникло оно в медицинских вузах, где первые два курса штудируют общетеоретические дисциплины и только с пятого семестра приступают к изучению конкретных болезней. В это время студенты находят у себя симптомы всех или почти всех болезней, которые проходят по учебной программе. Пятый семестр для студентов-медиков — пора крайнего беспокойства за свое собственное здоровье, изнурения примериванием на себя чуть ли не всех известных мировой медицине хворей. На самом деле, просто это период, в который студенты уже узнали о конкретных признаках возможной опасности, но еще не имеют навыков детального распознавания и отражения этой опасности.

Если кому-то покажется, что тоталитарные секты всемогущи и бороться с ними бесполезно, задайте себе контрольный вопрос: «А микробы и вирусы всемогущи или нет?» Мы живем в окружении болезнетворных микроорганизмов. Но губительными они становятся для нашего здоровья только при превышении допустимого порога концентрации, за которым кончается наша биологическая защита.

В больших сообществах по тем или иным причинам всегда найдется какое-то число людей, стремящихся полностью уйти от свободы выбора и связанной с ней ответственностью. А раз есть спрос на уход от свободы, найдутся и технологи религиозных или политических форм тоталитаризма, которые этот спрос будут удовлетворять. Поэтому в любой стране деструктивные культы как социально-психологическое явление той или иной степени распространенности неистребимы до конца, точно так же как в целом неистребимы возбудители инфекций вокруг нас. Но это отнюдь не означает бессмысленность работы врачей и бессмысленность работы специалистов, противодействующих тоталитарным сектам.

Плохо контролируемый страх перед тоталитарными сектами или другими опасными явлениями — это нормальная и вполне объяснимая психологическая реакция человека на новую информацию о возможных угрозах. Человек понимает, что у него недостаточно знаний и умений, чтобы гарантированно уменьшить опасность или вообще ее избежать, сделать так, чтобы его естественный страх «ушел в руки».

Разумеется, подавляющее большинство граждан никогда не станут профессионалами в сфере борьбы с деструктивными культами. Что же им остается делать, чтобы защитить себя при контактах с этой агрессивно затягивающей средой? В общем, по большому счету примерно то же самое, что и для защиты своего физического здоровья при угрозе инфекций. Нужно стремиться повышать свой «духовный иммунитет» и по возможности избегать контактов с «инфицированными» деструктивным культом людьми. А если уж произошло «заражение» вас или ваших близких, то не рассчитывайте на эффективность «самолечения» — обращайтесь к людям, имеющим конструктивный опыт «лечения» в этой сфере.

Приложение 1 [1].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: