Психофизическая и психофизиологическаяпроблемы

Контрольные вопросы и задания

1. Когда и почему возникла в психологии психофизическая проблема? Каково возможное соотношение психофизической и психофизиологической проблем?

2. В чем специфика решения психофизической проблемы в варианте взаимодействия?

3. В чем ограниченность решения психофизической и психофизиологической проблем с позиций параллелизма? Приведите известные вам примеры подобного решения указанных проблем в истории философии и психологии.

4. Какие исторические варианты решения данных проблем с позиций единства вы знаете? Как конкретно представляет Б.Спиноза единство тела и души?

5. Почему И.М.Сеченова нельзя назвать редукционистом, сводящим психическое к физиологическому?

6. Дайте сравнительный анализ основных положений «классической» и «неклассической» физиологии.

7. Подробно раскройте значение идей «физиологии активности» Н. А. Бернштейна для психологии.

8. В чем принципиальное отличие концепции системной динамической локализации психических функций в головном мозге (А.Р.Лурия) от предшествующих точек зрения?

9. Каковы основные функции трех блоков мозга по А. Р.Лурия?

10. Почему использование категории «идеальное» в психологии имеет свои границы?

11. Каково возможное решение психофизической и психофизиологической проблем в школе Выготского - Леонтьева - Лурия?

Рекомендуемая литература

1. Бернштейн Н.А. Назревшие проблемы регуляции двигательных актов // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 1999. — С. 493 — 508; или по изданию: Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. — М., 1990. — С. 373 — 392.

2. Бернштейн Н.А. Уровни построения движений // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 1999. — С. 509 — 538; или по изданиям: Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. — М., 1991. — С. 139— 184; Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. — М., 1990.-С. 135-141.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. — М., 1988 (или более поздние издания). — Лекции 9— 10.

4. Давыдов В. В. Сознание и проблема идеального // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — M, 1999. — С. 399 — 404; или по изданию: Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.-С. 33-44.

5. Леонтьев А. Н. Психофизиологическая проблема и ее решение в теории деятельности // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 1999. — С. 479 — 482; или по изданию: Леонтьев А.Н. Пзбр. психол. произв.: В 2т. — М., 1983. —Т. 2. — С. 159—165.

6. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. — СПб., 2004. — С. 73 — 94.

7. Лурия А. Р. Поражения мозга и мозговая локализация высших психических функций // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 1999. — С. 483 — 492; или по изданию: Лурия А. Р. Этапы пройденного пути: научная автобиография. — М., 1982. — С. 110-121, 130-138.

8. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. — М., 2003. — С. 560-615.

Самостоятельная работа №7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: