10. Реинжиниринг бизнеса как процессный подход к управлению 101
10.2 Понятие “бизнес-процесс”....................................................... 104
10.3 Роль информационных технологий в реинжиниринге............. 106
10.4. Особенности перепроектированных бизнес-процессов.......... 108
10.5 Обновление бизнес-процессов................................................... 114
Тема 11. Зарубежные модели менеджмента................................................................. 120
11.1 Американская модель менеджмента....................................... 120
11.2 Японская модель менеджмента............................................... 121
11.3 Западноевропейская модель менеджмента............................. 123
Тема 1. Основные концепции менеджмента
1.1. Понятие и сущность менеджмента
Существующая в условиях так называемого “ социализм ” система управления экономикой показала свою недостаточную эффективность, что потребовало перехода к рыночным отношениям. Управление хозяйственной деятельностью в условиях рынка означает:
1) ориентацию организации на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести предприятию намечаемую прибыль;
2) постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению максимальных результатов к минимальными затратами;
3) хозяйственная самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений теми, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы;
4) постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка;
5) выявление конечного результата фирмы на рынке в процессе обмена;
6) необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии решений.
Ограничение сферы действия рыночных отношений, привело к использованию зарубежного опыта в управлении предприятием, что предполагает заимствование зарубежных терминов. Понятие “менеджмент” – во многом совпадает с термином “управление”. Однако понятие “ управление ” намного шире, так как оно применяется не только к управлению разными видами человеческой деятельности, но и к управлению техническими устройствами, объектами живой и неживой природы. Термин менеджмент имеет американской происхождение и применяется к управлению хозяйственной деятельностью в частных и общественных организациях.
Существуют различные подходы к определению понятия менеджмент: менеджмент – это искусство получения работы, сделанной посредством других; менеджмент – это процесс оптимизации использования человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей; менеджмент – это область деятельности, которая сочетает искусство и науку.
Термин “менеджер” обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы или его подразделений.
Выделяют управляющих низового звена, среднего и высшего. Руководители низового звена управляют работниками, не имеющими подчиненных, и осуществляют контроль над выполнением производственных заданий. Представители данной группы являются мастер, заведующий отделом, старшая медсестра. Значительную часть времени, эти менеджеры заняты общением с подчиненными и руководителями других подразделений. Руководство управляющими низового звена осуществляют руководители среднего уровня, являющиеся промежуточным звеном. Эти менеджеры являются руководителями крупных подразделений, подготавливают необходимую информацию для принятия решения на важном уровне, а также доводят принятые решения в доступной форме для работников своих подразделений. Внедрение информационных технологий ведет к существенному сокращению количества менеджеров среднего звена.
Управляющие высшего звена отвечают за принятие ответственных решений для организаций в целом. Руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик организации. Так действие органов власти государства во многом зависит от личных характеристик руководителя. Поэтому успешно действующие руководители высшего звена ценятся очень высоко.
В своей работе менеджер должен учитывать десятки факторов: техническую вооруженность предприятия, состояние рынка, правительственные постановления, личные характеристики персонала и потребителей исходя из своих интеллектуальных и культурных особенностей. Поэтому во многом менеджмент – это искусство, так как не все решения могут быть точно рассчитаны.
В то же время менеджмент частично является и наукой, так как уже сформированы определенные теоретические принципы управления фирмой. Развитие компьютерной техники и психологии создает хорошие условия для превращения в досрочной перспективе менеджмента в строгую научную дисциплину.