Массовое производство привело к появлению больших корпораций, что потребовало создание системы административного управления. Если школа научного управления исследовала возможность оптимизации деятельности рабочих, то административное управление направлено на нахождение лучшего способа разделения организации на подразделения, а так же на поиск универсальных принципов построения структуры организации.
Анри Файоль(1841-1925) – родоначальник данной школы был также успешным практиком. Предметом исследования Файоля стали отношения людей в процессе производства, а под управлением он понимал достижение поставленных перед предприятием целей за счет использования имеющихся ресурсов. Файоль сформировал четырнадцать принципов управления:
1) разделение труда направленное на повышение производства и качества, должно относиться ко всем аспектам работы организации;
2) власть, являющаяся правом отдавать распоряжение и требовать их выполнения. Файоль различал официальный (связанный с должностью) и личным (обусловленным жизненным опытом, интеллектом, коммуникативностью), авторитет (он считал личный авторитет необходимым дополнением официального).
3) дисциплина сводится к выполнению соглашений, существующих между организацией и работниками;
4) единство распорядительства предполагает получение приказа подчиненным только от одного начальника (привычка высшего руководства отдавать приказы рабочим, минуя непосредственного начальника, ведет к ситуации двойного подчинения);
5) единство руководства предполагает, что должен быть один руководитель и один план для совокупности операций, направленных на достижение одной и той же цели.
6) подчинение индивидуальных интересов общим;
7) вознаграждение персонала предполагает справедливость оплаты труда;
8) централизация на предприятии: должно быть достигнуто определенное соответствие между централизацией и децентрализацией, которое обеспечивал бы максимальную прибыль;
9) скалярная цель представляла собой властную вертикаль, связывающую все уровни подчинения от высшей инстанции до низших ступеней;
10) порядок – наличие места для всякой вещи и всякой вещи на своем месте (материальный порядок), а также место для каждого лица и каждого лица на своем месте (социальный порядок);
11) справедливость с точки зрения Файоля представляет собой реализацию провозглашенных правил и доброжелательность;
12) стабильность состава персонала, важна потому, что нестабильность кадров является одновременно причиной и следствием плохой работы;
13) инициатива работников должна поощряться;
14) корпоративный дух – поддержание гармонии в организации. Файоль осуждал людей, придерживающихся принципа, “разделяй и властвуй”.
Создателем теории “идеальной бюрократии” является Макс Вебер (1864-1928). Вебер получил образование на юридическом факультете Гейдельбергского университета. Вебер одним из первых связал успешное развитие капитала с протестантской этикой. Он сформулировал следующие принципы функционирования бюрократической структуры управления:
1) разделение труда, при котором власть и ответственность четко определены для каждого работника и утверждены как официальные обязанности;
2) действие должностей в иерархии власти по скалярному принципу;
3) подбор членов организации на основе их технической квалификации или посредством формальных экзаменов;
4) назначение, а не избрание должностных лиц;
5) фиксированность заработной платы;
6) отделение процесса управления предприятием от процесса управления собственностью;
7) приоритет инструкции и правил над личными интересами работников.