1. Понятие науки. Основные проблемы философии науки.
2. Структура научного познания, его методы и формы. Критерии научности.
3. Специфика социально-гуманитарного познания. Социальное прогнозирование, его типы и методы.
4. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности.
Контрольные вопросы:
1. Какие проблемы рассматривает философия науки?
2. С чем связано возникновение дилеммы «сциентизм-антисциентизм»?
3. Каковы критерии научного знания?
4. Как развивается наука? Каковы постпозитивистские модели развития научного знания?
5. Чем отличаются эмпирический и теоретический уровни научного познания?
6. Как соотносятся эмпирический и теоретический уровни познания?
7. Какую роль играет интуиция в научном познании?
Тема 11. Проблема сознания
1. Понимание сознания в теологии, науке и философии.
2. Сознание и бессознательное. Самосознание и личность.
3. Язык и мышление. Проблема искусственного интеллекта.
4. Уровни и формы общественного сознания.
Контрольные вопросы:
|
|
1. В чем причина особой сложности проблемы сознания?
2. Как понимается сознание в философии?
3. Какова структура и функции сознания?
4. Что такое бессознательное и каковы его функции?
5. Можно ли считать сознание продуктом деятельности мозга и почему?
6. Что такое язык и как он связан с мышлением?
7. Возможен ли искусственный разум?
Тема 12. Природа человека и смысл его существования
1. Проблема человека. Взаимодействие биологического и социального в человеке.
2. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность.
Контрольные вопросы:
1. Что отличает философский подход к рассмотрению человека?
2. Как трактуется в философии природа и назначение человека?
3. Что такое личность с философской точки зрения?
4. В чем заключается ценность свободы?
5. Как Вы считаете, свободна ли человеческая воля?
6. Что такое смысл жизни, и каковы основные подходы к его пониманию?
7. Какую роль играет смерть в жизни человека? Нужно ли человеку бессмертие?
Тема 13. Ценности как способ освоения мира человеком
1. Проблема ценностей, их природа и виды.
2. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики.
3. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.
4. Религиозные ценности и проблема свободы воли.
Контрольные вопросы:
1. Что такое ценности с философской точки зрения, как возможно их существование?
2. Какие виды ценностей существуют?
3. Что такое моральные ценности, и какую роль в жизни человека они играют?
4. Что такое эстетические ценности, нужны ли они человеку?
5. Совместимы ли религиозные ценности со свободой воли?