1. Проблема бытия и небытия. Основные виды бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия.
2. Материальное и идеальное. Проблема их взаимодействия.
3. Картины мира: обыденная, религиозная, научная, художественная и философская.
Контрольные вопросы:
1. Каковы основные проблемы и понятия онтологии?
2. Как связана онтология с другими разделами философии?
3. Каковы основные исторически сложившиеся позиции в онтологии?
4. Как определить бытие и небытие?
5. Что есть сущность?
6. Материя и субстанция: что общего у этих двух понятий и чем они различаются?
7. Каковы основные концепции идеального?
8. Что такое «картина мира» и почему картины мира так многочисленны?
Тема 8. Проблема развития, подходы к ее решению
1. Изменение, движение, развитие: категории, принципы, законы развития.
2. Альтернативы в понимании динамики мира: диалектика, метафизика, синергетика.
3. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические законы.
Контрольные вопросы:
1. Существует ли развитие и как его понимать?
|
|
2. В чем ошибка лапласовского детерминизма?
3. Чем обусловлено распространение идеи индетерминизма?
4. Чем отличаются динамические закономерности от статистических?
5. Какие альтернативные диалектическому подходы к пониманию развития известны в философии?
Тема 9. Основные проблемы теории познания
1. Понятие гносеологии, ее основные проблемы.
2. Чувственное, рациональное и интуитивное познание.
3. Проблемы истины: основные концепции, формы, критерии истины.
4. Вненаучные формы познания (обыденная, мифологическая, религиозная, паранаучная, мистическая, художественная).
Контрольные вопросы:
1. Что изучает гносеология?
2. Как отвечают философы на вопрос о том, познаваем ли мир?
3. Что такое субъект и объект познания и как они взаимодействуют?
4. Какие виды знания выделяют философы?
5. Почему философы различают чувственное и рациональное?
6. Как отвечают философы на вопрос о том, что есть истина?
7. Что рассматривается философами в качестве критериев истины?
8. Каковы цели познания?