Творческая работа «Я – микстура»

Привет! Я - микстура! Чтобы ты меня не перепутал с другими средствами, у меня есть специальная упаковка, где написано, кто я.

Советую не покупать меня просто так без рецепта врача. Вдруг я тебе не подойду. Я обычно лечу больных, а тебе могу навредить.

Для меня праздник, когда меня выпьют, и после этого перестают кашлять.

Я хочу сказать людям, чтобы они не болели. А я буду стоять на полке с другими лекарствами и радоваться!

Ученица 4 класса школы №347 Онищенко Марина

Пофантазируй на тему: Я - учебник. Я - футбольный мяч. Я - окно.

- Системный оператор

Системный оператор представляет собой схему, состоящую из 9 экранов.

В центре – рассматриваемая система. Ею может быть любой выбранный нами предмет, любое живое существо.

Ниже - подсистема- то, из чего состоит система.

Выше - надсистема- то, частью чего является система.

Слева показано прошлое системы, то, чем она была или что ее заменяло.

Справа отражено будущее системы, то, чем она станет или что ее заменит.

По вертикали рассматривается изменение системы в пространстве,

По горизонтали рассматривается изменение системы во времени.

Найдите обязательную подсистему для системы:

Дом - стены, мебель, посуда, жители, крыша.

Школа - классы, учитель, ученики, спортзал, учебники.

Игра - стадион, ворота, игроки, судья, правила игры.

Назовите надсистему для следующих систем:

Телевизор, холодильник, микроволновая печь, пылесос -?

Ботинки, валенки, сапоги, босоножки -?

Тарелка, кружка, кастрюля, сковорода -?

Чем (кем) в прошлом были стул? Дуб? Крокодил? Ручка? Телевизор? Машина?

Чем (кем) в будущем будет ромашка? Тарелка? Цыпленок? Шкаф? Тетрадь?

План работы по системному оператору:

1) Выбери систему для изменения.

2) Определи ее главную функцию.

3) Заполни экраны системного оператора.

4) Выбери экран, который будешь изменять.

5) Рассмотри, как изменятся другие экраны.

Используя системный оператор, рассмотри систему «КНИГА». Попробуй изменить одну из ее подсистем. Рассмотри, какие изменения произойдут с другими экранами.

- Метод отсекающих вопросов (Игра «Да – нетка»)

Этот метод развивает умение задавать сильные вопросы - это такие вопросы, которые помогают убрать ненужную информацию и быстрее (меньшим количеством вопросов) найти ответ.

Например, дан набор слов:

1) Колибри, крокодил, слон, обезьяна.

2) Кнопка, скрепка, степлер, клей.

3) Зима, осень, весна, лето.

4) Колобок, Красная шапочка, Чебурашка, Курочка Ряба.

5) Молоток, клещи, ножницы, пила.

6) Школа, магазин, больница, театр.

Ведущий загадывает любое из этих слов. Вопросы нужно формулировать так, чтобы ведущий отвечал только «Да» или «Нет». Эту игру еще называют «Компьютер».

Несколько правил-помощников:

1) Начинаем отгадывать с группы (с надсистемы). Например, это сказочный герой?

2) Когда группа определится, можно проверить функции. Например, этим можно пилить?

3) Можно проверить отгадку по частям предмета (назвать подсистему). Например, у него есть хобот?

4) Можно проверить свойства. Например, он зеленого цвета? Он острый? Он круглый?

5) Нужно внимательно слушать товарищей и не повторять сказанное.

Потренируйтесь отгадывать слова, используя сильные вопросы.

- Оператор РВС (Размер. Время. Стоимость)

Приём состоит в изменении (увеличении - уменьшении до бесконечности) размера, времени, стоимости предмета.

Мы отвечаем на вопросы: А что будет, если предмет станет очень большим? Если бы он был у людей в прошлом? Если бы он был бесплатным? И т.д. Увеличивая или уменьшая параметры предмета, мы анализируем, к чему данное изменение может привести, так как накопление количественных изменений приводит к появлению нового качества предмета, новых свойств.

Не всегда действия по изменению свойств предмета ведут к положительному результату. Пример отрицательного результата уменьшения размера:

Жонглеры используют яркие булавы в своих номерах. Один жонглер долго думал, чем бы ему поразить публику, он решил проделать уникальный трюк - стал жонглировать тремя спичками. Долго репетировал, потому что это действительно сложнейший трюк: спички маленькие, легкие, попробуй, поймай. Но артист своего добился: спички летали у него как булавы, а он изловчился их ловить за кончики. На отработку этого номера ушел почти год. А номер-то провалился. Потому что, когда он вышел на арену и стал жонглировать, зрители ничего не увидели.

Пофантазируй:

Попробуй увеличить - уменьшить размеры телевизора.

Попробуй уменьшить - увеличить время проведения урока.

Попробуй увеличить - уменьшить стоимость мороженого.

Проанализируй, к чему это приведет. Рассмотри как положительные, так и отрицательные последствия. Ведь количество всегда изменяет качество (как в лучшую, так и в худшую сторону).

- Метод «Золотой рыбки»

Все прекрасно знают сказку А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Помните, что СКАЗАЛА золотая рыбка?

«Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам выкуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь».

Как ты думаешь, могла ли на самом деле это СКАЗАТЬ золотая рыбка? Ведь выдумка (фантастика) и становится основой сказки.

Схема такая: пусть Ф - это сказка (фантастика), Р - слой реальности, то

Ф – Р1- Р2 - Р3 - Р4 - Р5 - Р6 = Ф - фантастическая идея.

Так вот в «Сказке о рыбаке и рыбке» фантастика не в том, что рыбка говорила, ученые доказали, что рыбы издают звуки, а в том, что она исполняла желания.

Попробуй проанализировать сказку «Колобок», используя этот метод.

- Метод «Снежного кома»

Этот метод является противоположным методу «Золотой рыбки».

Как правило, вся научно- техническая литература создана при помощи этого метода. Но мы рассмотрим, как можно придумать сказку. Придумать фантастическую ситуацию сходу не так то просто, помните рассказ Н. Носова «Фантазеры». Два мальчика придумывали разные фантастические ситуации, а третий мальчик пришел, сказал, что фантазировать легко, но ничего придумать сам не смог.

Сам метод заключается в том, что придумывается фантастическая идея, и на нее накручиваются слои реальности. В результате получается сказка.

Схема такая: пусть Ф - это фантастическая идея, Р - слой реальности,

Ф + Р1 + Р2 + Р3 + Р4 + Р5 + Р6 = Ф + 6 Р - получается сказка или сказочная ситуация.

Как придумать фантастическую идею?

Взять любую систему, проанализировать ее функции и свойства, ввести фантастическую функцию или свойство.

Попробуй придумать сказку, используя метод «Снежного кома», если дана фантастическая идея «Ручка сама пишет».

- Моделирование Маленькими Человечками

Язык изобретателя - это язык образов. В истории науки и техники известны многочисленные случаи яркого образного моделирования. С помощью этого приема модно изображать твердые, жидкие и газообразные вещества.

Твёрдое вещество Жидкое вещество Газообразное вещество
Частицы находятся близко друг к другу - у них большая сила взаимодействия. Они держат форму. Частицы перемещаются с места на место и меньше связаны друг с другом. Они принимают форму того предмета, куда их вливают. Частицы движутся беспорядочно и не влияют друг на друга. Они свободны, не ограничены никакой внешней формой. Частицы газа разлетаются по всему предоставленному им пространству.

Смоделируй (сделай рисунок) с помощью маленьких человечков следующие ситуации: стакан с водой, пустой стакан, воздушный шарик, мел.

Чтобы решить задачу с помощью этого метода нужно:

- Выявить оперативную зону, т.е. место возникновения физического противоречия, и изобразить ее в виде маленьких человечков, отображающих то, что там происходит.

- Этими же человечками изобразить то, что требуется по условию задачи.

- Человечки умеют выполнять все, что мы захотим. Не надо пока задумываться, как они это сделают. Важно выяснить, что они должны сделать. Затем, используя знания ТРИЗ, вы найдёте, как достичь того, что сделали человечки.

Задача № 5. В трескучий мороз вы прибежали в школу. Первый урок по расписанию - окружающий мир. Учитель показывает два стакана. В этих стаканах вода, разная по цвету: в одном стакане - красная, в другом - синяя. Их нужно слить в другую емкость, чтобы они не перемешались. Синяя должна оказаться внизу, а красная - сверху. Как это сделать?

- Игра «Хорошо - плохо».

Это очень полезная для ТРИЗ игра.

Авторы идеи этой игры - Б.Л. Злотин и А.В. Зусман.

В стихотворении Джеймса Ривза «Ворчуны из Уныллоу» показано, что жители этой деревни всегда всем не довольны, у них всегда все плохо.

Деревня Уныллоу - скучное место:

Крестьяне в Уныллоу - сплошь ворчуны!

Всегда-то у них расползается тесто,

Тощает скотина и дети больны…

Любимого нет у них времени года:

Жара не годится,

Мороз не хорош.

Но у любой ситуации всегда есть две стороны: плохая и хорошая или хорошая и плохая. Нужно только подумать и обязательно увидеть обе.

Поможем жителям деревни Уныллоу.

Они говорят, что жара - это плохо, потому что засохнет урожай.

А мы скажем, что жара - это хорошо, потому что быстро сохнет мокрое белье.

Они говорят, что мороз - это плохо, потому что можно отморозить нос.

А мы скажем, что мороз - это хорошо, потому что он убивает все болезнетворные микробы.

Попробуй в плохом найти хорошее следствие, а в хорошем - плохое:

Сломалась твоя парта в классе, это хорошо, потому что….

Ты получил пятерку по чтению, это плохо, потому что…

Тебя не пускают гулять, это хорошо, потому что…

Тебе купили новый компьютер, это плохо, потому что…

В классе с ребятами можно быстро научиться играть в эту игру. Очень важно слышать товарища. Ведь иногда нужно продолжить цепочку высказываний.

План работы с приемами фантазирования:

1) Выбери объект (явление), который хочешь изменить.

2) Определи назначение объекта, его свойства.

3) Выбери прием.

4) Выбери свойство, которое будешь менять. Можно менять объект как целое.

5) Проведи изменение по выбранному приему. Рассмотри новое качество, которое появилось в результате изменения.

- Прием «Наоборот»

В любой сказке есть добрые и злые герои. Можно добрых героев сделать злыми, а злых - добрыми. У тебя получится новая сказка. Для этого лучше брать известную сказку.

А можно придумать вредный совет. Ведь дети очень упрямы и любят делать все наоборот. Для этого возьми любое правило, составь его «наоборот» и подумай, что хорошего из этого может получиться, потому что даже в плохом все равно спрятано что–то хорошее. Например, вот какой вредный совет дает Григорий Остер:

Если вы по коридору

Мчитесь на велосипеде,

А на встречу вам из ванной

Вышел папа погулять,

Не сворачивайте в кухню,

В кухне твердый холодильник.

Тормозите лучше в папу.

Папа мягкий. Он простит.

Можно прочитать наоборот слово, то есть справа налево. А теперь подумай, что или кто это может быть, для чего нужен, где живет, как общается, добрый или злой.

Например: весна - ансев. Кто - же этот таинственный АНСЕВ? Что ты о нем можешь рассказать?

- Прием «Дробление - Объединение»

Этот прием очень хорошо объясняет басня Л Н Толстого «Отец и сыновья».

Отец приказал сыновьям, чтобы жили они в согласии; они не слушались. Вот он принес веник и говорит:

- Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит:

- Так- то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если ссориться да все врозь, вас всякий и погубит.

Объединять можно и разные предметы. (ковёр-самолёт, Тяни-Толкай)

А какие еще сказочные предметы или герои появились в результате этого приема? Вспомни как можно больше примеров.

Попробуй сам придумать фантастическое животное.

Я смотрю - глазам не верю:

Что за птицы?

Что за звери?

То ли лошадь,

То ли слон?

То ли сказочный дракон? Д.Хармс.

Для этого выбери 2-3 известных тебе животных. Мысленно раздели их на части, определи, от какого животного ты возьмешь мордочку, от какого- тело, от какого- хвост, лапы и пр. Соедини эти части в рисунке. У тебя получится новое животное. У него должно быть название. Запиши названия животных, которых ты выбрал для дробления, по слогам.

Например: за-яц, ко-ро-ва, ры-ба. Возьми от каждого слова по одному слогу и подумай, какое из названий тебе больше нравится: рызако или рыкоза, а может корыза?

Придумай, где может жить это существо, чем питается, какие звуки издает, как передвигается?

- Прием «Ускорение - Замедление».

Джанни Родари «Троллейбус №75»

Однажды утром троллейбус № 75 вместо того, чтобы спуститься к Трастевере, направился совсем в другую сторону. Он повернул не туда, вырулил на старую дорогу и через несколько минут уже мчался, словно очумелый от весеннего солнца заяц, по полям, что раскинулись в предместьях Рима.

В это время пассажирами троллейбуса были, как обычно, служащие. Все они читали газеты. Вдруг один сеньор, переворачивая страницу, взглянул случайно в окошко и страшно удивился:

- Кондуктор, что случилось? Куда мы едем? Почему такое самоуправство?

Другие пассажиры тоже оторвались от газет и тоже возмущались:

- Что думает водитель?

- Да он с ума сошел! Свяжите его!

- Что за порядки!

- Но отсюда рукой подать до Чивитавеккья, а там уже начинаются загородные дачи!

- Боже мой, уже без десяти девять, а ровно в девять я должен быть в суде! – закричал адвокат. – Если я проиграю процесс, я подам в суд на троллейбусное управление.

Кондуктор и водитель защищались, как могли. Они объясняли, что ничего поделать не могут: троллейбус больше им не повинуется и едет сам, куда ему вздумается. В самом деле, троллейбус сошел с дороги, проехал по полю и остановился на лужайке у небольшого лесочка, благоухающего свежей зеленой листвой.

- Ой, цикламены! – обрадовалась одна синьора.

- Самый раз сейчас думать о цикломенах! – рассердился адвокат.

- А знаете, что я вам скажу, - возразила синьора, - пусть я приеду в свое министерство с опозданием… Мне, конечно, за это снимут голову… Но раз уж я тут, я хочу нарвать цикломенов! Уже десять лет, как я не собирала цветов!

Она вышла из троллейбуса, вдохнула всей грудью чистый, свежий воздух этого удивительного утра и принялась собирать цветы.

Видя, что троллейбус и не думает никуда ехать, один за другим вышли на полянку другие пассажиры. Одни - чтобы размять ноги, другие - выкурить сигарету. И вскоре плохое настроение растаяло, как туман на солнце. Кто-то сорвал маргаритку и сунул ее в петличку, а кто-то нашел совсем еще зеленую ягодку и радостно закричал:

- Это я нашел ее! Смотрите, я оставлю здесь записку, и когда земляничка созреет, приеду за ней!

Два чиновника из Министерства просвещения скомкали свои газеты в большой бумажный шар и начали играть в футбол. И всякий раз, когда ударяли по мячу, громко кричали:

- Шайбу! Шайбу!

Словом, пассажиры уже нисколько не походили больше на тех серьезных и солидных людей, которые еще недавно готовы были разорвать водителя и кондуктора на части. А те между делом достали сверток с бутербродами и устроили небольшой завтрак на свежем воздухе, угощая друг друга.

- Смотрите!- закричал вдруг адвокат.

Троллейбус тронулся, медленно поехал по поляне, пассажиры еле успели на ходу вскочить в него. Последней оказалась сеньора с цикломенами. Она возмущалась:

- Ну, разве так можно! Я только начала собирать цветы и отдыхать!

- Интересно, сколько времени мы уже здесь? – спросил кто-то.

- Ух, наверно очень долго.

И все посмотрели на часы. Как странно: было по-прежнему без десяти девять! Видно пока длилась эта загородная прогулка, стрелки часов стояли. Выходит, это было просто время, подаренное людям.

- Но этого не может быть!- воскликнула сеньора, которая любила цикломены.

А троллейбус снова шел по своему маршруту.

Удивлялись все. А ведь у каждого перед глазами была газета, где на самом верху страницы ясно была обозначена дата-21 марта, день весеннего равноденствия.

В первый день весны все возможно!

Что произошло со временем в этой сказке? Интересно, если остановить часы, время остановится? А вот у Евгения Шварца в «Сказке о потерянном времени» происходили другие чудеса. Мальчики и девочки, которые не берегли свое время, очень быстро состарились. Для них время пронеслось со страшной скоростью.

Попробуй придумать сказку, используя прием «Ускорение – замедление».

- Прием «Увеличение - Уменьшение»

Рассмотрим, как изменяется восприятие окружающего мира в зависимости от роста человека.

Постепенное увеличение роста: человек сидит за партой, достает до потолка, может снять птичку с дерева, может повалить 9- этажный дом, выпить целое озеро.

Постепенное уменьшение роста: человек сидит за партой, может пролезть в замочную скважину, лужа ему кажется океаном, на крошку подумал, что булыжник, не может поднять микроб.

У Джонатана Свифта есть литературный герой - Гулливер. Он попадает сначала в страну лилипутов, а затем в страну великанов. Его рост не меняется, но меняется окружающая среда. Предметы то очень маленькие, то очень большие.

А иногда герой выпивает волшебный раствор, и его рост меняется. Так происходит в сказке Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес».

А теперь попутешествуй по летней лужайке. Будь осторожен, там могут быть опасности. Можешь взять с собой друга.

А если увеличиться и пошагать по планетам? Расскажи, что ты увидишь.

- Прием «Изменение свойств»

Измени закон природы или измени свойство объекта, которое обычно не изменяется.

Ты представляешь, как появляются птенцы?

А так появляются на свет Мумми-Тролли из сказки Туве Янсон «Шляпа волшебника»:

Яичные скорлупки, оставшись в шляпе, мало-помалу стали менять свой вид.

Они сохранили белый цвет, но все росли и росли и стали мягкими и пушистыми. Немного погодя они целиком заполнили шляпу, а потом из шляпы выпорхнули пять маленьких круглых тучек.

Умеет ли человек летать? Нет? Это свойство изменил А. Бжехва в «Академии пана Кляксы».

В прошлое воскресенье, после обеда, я случайно сделал глубокий вдох и вдруг почувствовал себя необыкновенно легким, а когда я вдобавок надул щеки, земля выскользнула у меня из-под ног, и я взлетел.

Ты когда-нибудь слышал выражение «Искры посыпались из глаз»? А сам ты видел эти искры? Вот что рассказал самый «правдивый» человек на свете барон Мюнхгаузен своим друзьям:

Вижу жирных уток на пруду, хочу в них выстрелить и вдруг замечаю, что в ружье нет кремня. А без кремня невозможно стрелять…

Вдруг мне пришла в голову блестящая мысль. Изо всех сил я ударил себя кулаком по правому глазу. Из глаза, конечно, посыпались искры, и порох в то же мгновение вспыхнул.

Да, порох вспыхнул, ружье выстрелило, и я убил одним выстрелом десять отличнейших уток.

Люди общаются с помощью речи. А если у людей будет отсутствовать рот.

Пофантазируй на эту тему. Потом придумай свою тему.

Вы познакомились с некоторыми приемами фантазирования. Попробуйте, используя любые из них, ответить на вопрос: КАК НАРИСОВАТЬ НЕВИДИМКУ?

Когда детского писателя Александра Николаевича Житинского спросили, почему он любит и пишет фантастику, он ответил так:

- Потому что люблю придумывать. Мне кажется, что обычную жизнь мы и так видим - зачем ее описывать? Тем более, великие писатели-реалисты ее уже описали. Но есть еще жизнь, которую мы не видим и не знаем. Это жизнь нашего воображения. Она абсолютно свободна. Поэтому на самом деле никакой фантастики нет, а есть реалистическое описание жизни человеческого воображения. (Журнал «Искорка» №1, 1991)

Словотворчество - можно придумать названия предмету по его функциям (главной, дополнительным).

Карандаш - рисовалка, чесалка (можно почесать спину, если рука не достает), указалка (если под рукой нет указки), доставалка (если нужно что-то достать, а рука не пролезает), каталка (можно раскатать пластилин), кололка (можно уколоть обидчика).

Будильник - будилка (разбудит, когда нужно), показывалка (показывает время), ходилка («ходит»), украшалка (есть красивые будильники).

Придумай названия таким предметам: расческа, скрепка, ложка, зеркало, светофор.

Какие предметы могут иметь такую функцию:

Рисовалка: карандаш, ручка, фломастер, уголек, мел, палочка (оставляет след на песке).

Резалка: нож, пила, топор, пилка, проволока.

Назови как можно больше предметов с функцией: светилка, перевозилка, чистилка, охлаждалка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: