double arrow

Понятие и задачи конституционного контроля. Органы конституционного контроля

Данная лекция посвящена рассмотрению «специализированных» судебных органов РФ, осуществляющих конституционное судопроизводство. Конституционный контроль осуществляется посредством конституционного судопроизводства – особого вида деятельности судов. Конституционное судопроизводство обладает своими особенностями, которые существенно отличают его от других видов судопроизводства.

Во-первых, конституционное судопроизводство направлено на разрешение исключительно вопросов права. При осуществлении конституционного судопроизводства Суд воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельствах во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов (ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). В этой связи необходимо отметить, что ошибочным является распространенное в обыденном сознании мнение о том, что Конституционный Суд РФ является некой высшей судебной инстанцией для всех остальных судов. Он действительно играет особую роль в судебной системе РФ, но, тем не менее, осуществляет собственные полномочия, имеет собственную компетенцию, отличные от полномочий и компетенции других судов, не вмешивается в осуществление правосудия другими судами и не возвышается над ними.

Во-вторых, обязательным условием для рассмотрения дела Конституционным судом является наличие неопределённости в рассматриваемых вопросах. Можно сказать, что конституционное судопроизводство направлено не столько на защиту оспариваемых или нарушенных прав, сколько на разрешение вопрос о том, существует ли вообще такое нарушение. Критерий оценки для судей Конституционного Суда один – соответствие того или иного положения закона или подзаконного акта положениям Конституции РФ.

Третьей особенностью конституционного судопроизводства является длительный процесс подготовки при относительной скоротечности самого судебного заседания. Эта особенность вытекает из теоретико-правовой направленности конституционного судопроизводства: подготовка каждого судебного заседания требует серьезной исследовательской работы.

Деятельность Конституционного Суда РФ строится на принципах независимости, коллегиальности, гласности, состязательности и равноправия сторон (ст. 5 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

Принцип независимости включает в себя независимость, самостоятельность и подчинение судей Конституционного Суда РФ только Конституции РФ.

Принцип коллегиальности выражается в том, что все решения Конституционного суда РФ принимаются исключительно коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Принцип гласности устанавливает, что заседания суда проходят открыто, в помещении, доступном для публики и представителей средств массовой информации. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания. С разрешения суда допускается кино- и фотосъемка, видеозапись, а также прямая радио- и телетрансляция. В порядке исключения закрытые судебные заседания допускаются лишь в предусмотренных законом случаях, когда это необходимо для соблюдения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан или защиты общественной нравственности. Решения суда в любом случае провозглашаются публично и обнародуются без каких-либо ограничений.

Принцип устности судебного разбирательства и непрерывности судебного заседания предполагает, что все доказательства сторон, выступления участников процесса осуществляются исключительно в устной форме, а само заседание должно вестись с перерывами исключительно для отдыха его участников.

Принцип состязательности и равноправия сторон в деятельности Конституционного Суда РФ заключается в том, что стороны в заседании пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции.

Принцип языка судопроизводства определяет, что судопроизводство в Конституционном суде ведется исключительно на русском языке. В случае, если кто-либо из участников процесса не владеет языком судопроизводства, ему в обязательном порядке предоставляется переводчик.

Ведущим органом конституционного контроля в РФ является Конституционный Суд РФ - это федеральный судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Законодательной основой организации и деятельности конституционного Суда РФ являются Конституция РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ» и ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 года, (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г.), (принят Конституционным Судом РФ 1 марта 1995 года).

Как уже было сказано, Конституционный Суд РФ является органом конституционного контроля. Конституционный контроль – вид правоохранительной деятельности, призванный защищать основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, обеспечивать верховенство и прямое действие Конституции РФ на всей территории РФ[1].

Создание конституционных (уставных) судов субъектов РФ предусмотрено ФКЗ «О судебной системе РФ». Конституционные суды могут создаваться в республиках в составе РФ, которые имеют собственную конституцию, а уставные суды - в иных субъектах РФ (краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах), которые имеют не конституцию, а уставы. В соответствии со ст. 27 указанного ФКЗ конституционный (уставной) суд субъекта РФ может создаваться для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативно-правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счет бюджета соответствующего субъекта РФ. Конституционный (уставной) суд субъекта РФ рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом, в том числе и Конституционным Судом РФ.

В соответствии с ч. 8 ст. 13 ФКЗ «О судебной системе РФ» судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ.

В настоящее время Конституционные (уставные) суд действуют во всех субъектах РФ. Так, ст. 50 Устава Санкт-Петербурга (принят Законодательным собранием Санкт-Петербурга 14 января 1998 г) предусматривает создание Уставного суда Санкт-Петербурга. Согласно ч. 1 указанной статьи, Уставной суд Санкт-Петербурга создается для рассмотрения вопросов соответствия законов и иных нормативно-правовых актов Санкт-Петербурга, нормативно-правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления Санкт-Петербурга, Уставу Санкт-Петербурга, а также для официального толкования Устава Санкт-Петербурга. Порядок создания, организации и деятельности Уставного суда, назначения судей на должность судей, председателя и заместителя председателя Уставного суда Санкт-Петербурга регламентируются законом Санкт-Петербурга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: