Организация Конституционного суда РФ

Конституционный Суд РФ действует в составе 19 судей. Он вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Руководство деятельностью Конституционного Суда РФ осуществляет Председатель, который назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Суда. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые также назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента, и на то же срок. Председатель и его заместители по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации:

1. руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них;

2. вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях;

3. представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Суда выступает с заявлениями от его имени;

4. осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ, представляет на утверждение Суда кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации и структуру аппарата;

5. осуществляет другие полномочия, предусмотренные ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» и Регламентом Конституционного Суда РФ.

Важным структурным элементом Конституционного Суда РФ является его Секретариат – центральное звено аппарата суда.

Так, Секретариат Конституционного Суда РФ:

1. осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда РФ;

2. проводит прием посетителей;

3. рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда РФ в предварительном порядке;

4. содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях;

5. изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда РФ.

Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ имеет официальное издание «Вестник Конституционного Суда РФ», в котором публикуются решения Конституционного Суда РФ. Постановления, заключения и определения Конституционного Суда РФ публикуются также в официальных источниках опубликования нормативных актов РФ – «Российской газете» и «Сборнике законодательства РФ».

Важным структурным элементом Конституционного Суда РФ является его Секретариат – центральное звено аппарата суда.

Так, Секретариат Конституционного Суда РФ:

1. осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда РФ;

2. проводит прием посетителей;

3. рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда РФ в предварительном порядке;

4. содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях;

5. изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда РФ.

Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ имеет официальное издание «Вестник Конституционного Суда РФ», в котором публикуются решения Конституционного Суда РФ. Постановления, заключения и определения Конституционного Суда РФ публикуются также в официальных источниках опубликования нормативных актов РФ – «Российской газете» и «Сборнике законодательства РФ».

Вопросы, отнесенные к компетенции Конституционного суда РФ, рассматриваются и разрешаются в заседаниях Конституционного Суда РФ – как с проведением слушаний, так и без них. Без проведения слушаний могут рассматриваться и разрешаться дела:

1. о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

2. о проверке конституционности закона, примененного во конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; а также проверять по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле - если придет к выводу, что:

- оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции РФ постановлением Конституционного Суда РФ;

- оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной постановлением Суда, сохраняющим силу, применена судом в конкретном деле, а подтверждение Конституционным Судом РФ неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

Если заявителем было подано ходатайство с возражением против применения такой процедуры, то дело будет рассмотрено с проведением слушания.

Для рассмотрения вопросов, которые не требуют согласно ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» или Регламенту КС проведения заседания, могут проводиться рабочие совещания судей.

Рабочие совещания судей созываются Председателем Суда либо по его поручению - заместителем Председателя. Рабочее совещание судей может быть созвано по требованию любого из судей.

На рабочие совещания судей могут приглашаться сотрудники аппарата Конституционного Суда и иные лица.

Рабочее совещание судей правомочно принимать решения при наличии большинства от общего числа судей. Решения на рабочих совещаниях судей принимаются большинством голосов от числа присутствующих судей.

Решения рабочих совещаний судей имеют обязательный характер для судей и сотрудников аппарата Конституционного Суда.

Статус судей Конституционного суда РФ установлен во 2-ой главе ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». К судьям Конституционного Суда, кроме общих требований к кандидату на должность судьи, установленных ст. 119 Конституции РФ, предъявляются особые требования, связанные с высоким положением этого суда в судебной системе РФ. Так, минимальный возраст для назначение на должность судьи Конституционного Суда РФ составляет 40 лет. Кроме высшего юридического образования, для судьи Конституционного Суда требуется также наличие признанной высокой квалификации в области права. Как правило, это означает, что судьи Конституционного Суда должны иметь ученую степень доктора юридических наук и ученое звание профессора. Стаж работы по юридической специальности для кандидата на должность судьи Конституционного Суда РФ должен составлять не менее 15 лет.

Установлен особый порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда. В соответствии со ст. 9 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» предложения о кандидатах на должность судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ.

Каждый судья Конституционного Суда назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ не позднее месяца со дня открытия вакансии. Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: