Познание- процесс постижения человеком новых, прежде неизвестных фактов, явлений и закономерностей действительности

Знание и познание.

Результат познания – знание.

Цель познания – достижение истины.

Вопрос познаваемости мира: реальность для человека в принципе непо­знаваема. Философов, разделяющих этот вывод, назвали агностиками (от греч. — непознаваемый).

Большинство же философов признает познаваемость ми­ра.

Принято различать чувственное и рациональное познание (мышление).

Чувственное познание – процесс получения знаний о действительности посредством органов чувств.

В результате в сознании человека формируются образы отдельных конкретных предметов.

Чувственному познанию присущи следующие формы:

  • Ощущение это данные органов чувств об отдельных свойствах отдельных предметов. (зрение дает ощущение цвета и формы предмета, обоняние – ощущение запаха)
  • Восприятие – это целостный образ предмета, являющийся суммой отдельных ощущений
  • Представление – высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним.

Рациональное познание – процесс получения знаний о действительности посредством осуществления различных мыслительных процедур.

Формы рационального познания:

  • Понятие – мысль, вытекающая из действительности, указывающая на их общие признаки.
  • Суждение мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел. Суждение включает в себя понятие, а понятия раскрываются через суждения (понятие преступление входит в суждение «существую преступления, посягающее на безопасность личности»)
  • Теория – система взаимосвязанных понятий и суждений, раскрывающую совокупность законов и закономерностей в какой-либо предметной области.

Основные мыслительные операции:

1) сравнение (большой - маленький)

2) уподобление (красный – вкусный)

3) обобщение (яблоки)

4) отвлечение (фрукты)

Результат – формирование понятия о данном предмете.

Научное познание.

Наука является основной формой человеческого познания.

  • Обыденное сознание отличается непостоянством, изменчивостью под воздействие обстоятельств.
  • Научное познание отличается от обыденного:

- стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений;

- особым (научным) языком, используемым для их описания;

- специфическими способами обоснования истинности полученных знаний;

- желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только сиюминутные, но и важные для будущих поколений потребности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: