Знание и познание.
Результат познания – знание.
Цель познания – достижение истины.
Вопрос познаваемости мира: реальность для человека в принципе непознаваема. Философов, разделяющих этот вывод, назвали агностиками (от греч. — непознаваемый).
Большинство же философов признает познаваемость мира.
Принято различать чувственное и рациональное познание (мышление).
Чувственное познание – процесс получения знаний о действительности посредством органов чувств.
В результате в сознании человека формируются образы отдельных конкретных предметов.
Чувственному познанию присущи следующие формы:
- Ощущение это данные органов чувств об отдельных свойствах отдельных предметов. (зрение дает ощущение цвета и формы предмета, обоняние – ощущение запаха)
- Восприятие – это целостный образ предмета, являющийся суммой отдельных ощущений
- Представление – высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним.
Рациональное познание – процесс получения знаний о действительности посредством осуществления различных мыслительных процедур.
|
|
Формы рационального познания:
- Понятие – мысль, вытекающая из действительности, указывающая на их общие признаки.
- Суждение мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел. Суждение включает в себя понятие, а понятия раскрываются через суждения (понятие преступление входит в суждение «существую преступления, посягающее на безопасность личности»)
- Теория – система взаимосвязанных понятий и суждений, раскрывающую совокупность законов и закономерностей в какой-либо предметной области.
Основные мыслительные операции:
1) сравнение (большой - маленький)
2) уподобление (красный – вкусный)
3) обобщение (яблоки)
4) отвлечение (фрукты)
Результат – формирование понятия о данном предмете.
Научное познание.
Наука является основной формой человеческого познания.
- Обыденное сознание отличается непостоянством, изменчивостью под воздействие обстоятельств.
- Научное познание отличается от обыденного:
- стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений;
- особым (научным) языком, используемым для их описания;
- специфическими способами обоснования истинности полученных знаний;
- желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только сиюминутные, но и важные для будущих поколений потребности.