Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН




ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Людмила Алексеевна

ОРКСЭ – основы религиозных культур и светской этики. Учебный курс включен мин образов в школьную программу в качестве федерального компонента. Включает 6 модулей, из которых ученики, а по факту их родители или законные представители, выбирают на добровольной основе один из модулей для изучения. С 2014 года только в 4 классе (1 час в неделю).

Другие классы (ступени) ФЗ не закрепляет часы за этим предметом. Но оставляет область духовно-нравственного воспитания и религиозного образования. Область значит, что школьная программа выполняя заказ государства обязана осуществлять через другие ресурсы: факультатив, кружок, классные часы, а также растворяется в других предметах

Модули:

1) Основы православной культуры

2) Основы мировых религиозных культур

3) Основы светской этики

4) Основы исламской культуры

5) Основы буддистской культуры

6) Основы иудейской культуры

История введения

17.12.2010 года мин обр науки рф утвердило предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в составе федерального гос образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования. Экспериментально в 19 регионах с 1.04.2010 года.

Эксперимент успешный. С 1.09.2012 года для всех регионов стал обязательным. Курс переименовали в ОРКСЭ.

Преподавание ОРКСЭ основывается на след нормах законод рф:

* Конституция стт.13,14

* Закон рф об образовании

* «Об основных гарантиях прав ребенка рф»

* «О свободе совести и религиозных объединениях»

* Метсных распоряжениях

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все модули согласуются между собой по пед целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей предмета с учебными программами других предметов.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культурной России, на понимание их значения жизни совр общества и своей сопричастности к ним.

Задачи курса:

1) Воспитание (нравственные идеалы и ценности, понимание значения в жизни современного общества, личная сопричастность субъекта к этим идеалам и ценностям)

2) Знакомство с предметом

3) Развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей

4) Обобщение знаний и понятий

5) Развитие способностей общения в полиэтнической и многонациональной среде

Основные особенности курса:




1) Преподавать данный курс имеют право только педагоги

2) Имеет не вероучительный (воспитание через воцерковление), а культурологический характер (ознакомление с культами)

3) Содержание всех модулей подчинено общей цели воспитания личности гражданина рф посредством приобщения к нравственным и мировоззренческим ценностям

4) Содержание всех модулей группируется вокруг 3 базовых (отечество, семья, культурные традиции) национальных ценностей

5) Организован т.о., что школьники, изучая 1 выбранный модуль, одновременно получают общие представление и о содержании других модулей

6) По программе предусматривается, что на последних уроках учащиеся разных модулей будут работать вместе (дети будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения своего модуля)

4.11 – день народного единства. Этот праздник для этого курса является значимым, проводить школьно-семейным праздником.

Структура курса (Каждый из модулей имеет 4 блока):

1) Введение в духовные ценности и нравственные идеалы человека и жизни общества – 17 часов

2) Основы религиозных культур и светской этики часть 1 – 17 часов

3) Основы религиозных культур и светской этики часть 2 – 12 часов

4) Духовные традиции многонационального народа России – 5 часов

Рекомендуется мин обр курс ОРКСЭ вести в безоценочной системе, но решение принимает пед коллектив, опираясь на заявление и пожелания родителей, по протоколу.

Специфика (особенности) курса ОРКСЭ:

Все модули ОРКСЭ соединяются общими тематическими блоками:

1) Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч);



2) Основы традиционных религий и светской этики (16 ч);

3) Традиционные религии и этика в России (13 ч);

4) Духовные традиции многонационального народа России (4 ч).

Общесодержательные акценты ОРКСЭ:

1) Истоки религиозной культуры;

2) Понимание личности

3) Священные книги и сооружения;

4) Традиции;

5) Нравственные ценности;

6) Религиозная культура в России;

7) Человек и его место в мире.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных МинОбр по курсу ОРКСЭ:

1) ОПК - Кураев, + Бородина, Шевченко

2) ОИК – Латышина, + Амиров

3) ОБК – Чимитдоржиев, + Китинов

4) ОИудК – Членов М.А., + Пропирный

5) ОМРК – Беглов, + Амиров

6) Основы духовно-нравственных культур России. Основы светской этики. + ОСЭ – Шеншурин

и другие…

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА. ВОПРОСЫ ДИДАКТИКИ

Школа. Светский (лат) – мирской. Обучение школы, как вид образовательного учреждения, не подлежащее церковному. Не контролируется и не финансируется религиозными организациями.

Признание возможности православного воспитания (а не воцерковления).

Светские могут организовывать православное воспитания, но не воцерквление, для лиц, избравших данный путь. Свобода выбора (Конституция РФ).

Любой воспитательный процесс – целенаправлен, не может быть без цели.

Светская педагогика – постоянная смена целей государственной системой.

Религиозная педагогика – постоянная цель – спасение души.

Православная педагогика. Нравственность рассматривается не как цель, а как способ достижения цели.

Педагогический процесс – специально организованный взаимодействие учителя и воспитанника, с целью решения задач воспитания и с использованием необходимых средств.

Модуль ОПК. Тема: нравственные законы Христианства (2-е полугодие), знакомство с нагорной проповедью Христа, как с нравственным законом.

Сформулировать и объяснить цель (что воспитать, привить, развить или ознакомить), с чем ученики уйдут с урока. Выбрать мотивы. Составить содержание. Выбрать операционно-деятельные элементы. 5 минут контрольно-регулировочные элементы. 2 минут выводы.

ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

Дидактика – раздел педагогики об обучении.

Формы обучения (воспитания) – Организация образовательного обучения / семейное воспитание / система непрерывного воспитания через социокультурные связи (профильная лагерная смена, самообразование):

1) Религиозный воспитательный процесс (воскресная школа, церковно-приходская школа, православная гимназия, училище, семинария, академия, метрессе)

2) Светский (детский сад, школа, гимназия, лицей, училище, университет)

3) Атеистический

Образовательный процесс (целенаправленный процесс, организуется педагогом/родителем, направленный на второе лицо). В религиозной педагогике такое же равнозначное значение имеет третье лицо – высшая сила, Создатель, Бог.

Формы проведения занятий:

1) урок;

2) лекция (у взрослых);

3) семинар (у взрослых);

4) экскурсия (паломничество);

5) поход (кинопоход);

6) соревнование;

7) праздник;

8) практическая работа;

9) исследовательская работа;

10) контрольная работа (тесты, контроль знаний, зачёты, экзамены, ЕГЭ).

и другие.

Урокодна из самых распространённых форм организации учебного процесса. Виды уроков:

1) урок – объяснение нового материала (70-80% учебного времени выделяется на объяснение материала);

2) урок – закрепление пройденного материала (как правило, 70-80% уч. времени повторение несколько пройденных тем; новая тема присутствует в качестве новой информации, но не является основной задачей урока);

3) урок – повторение пройденного материала (как правило, одна тема, полученная накануне);

4) смешанный урок (и повторение пройденного материала, и закрепление, и 30-40% на новую тему, а также контроль);

5) урок – контроль знаний (самостоятельная работа, контрольная работа, изложение, сочинение.

Структура урока:

  1. Организационный момент 1-2 минуты.
  2. Активизация умственных процессов и внимания детей.
  3. Постановка целей и задач.

1-3 могут меняться между собой и включать одно в другое

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Новая тема.
  3. Закрепление.
  4. Подведение итогов и выводов.
  5. Новое домашнее задание.

Тема «Золотое правило христианства» (Кураев) / золотое правило человечества (по-светски)

ЗАДАНИЕ: выбрать тему урока (любой модуль), подобрать содержание, операционно-деятельностные элементы, которые будут соответствовать принципам православного воспитания. (найти учебник Кураева, Бородина, Шевченко)

Домашнее задание:

Оформление конспекта урока ОРКСЭ:





Дата добавления: 2015-10-22; просмотров: 821; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 8895 - | 7206 - или читать все...

Читайте также:

 

3.227.233.78 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.006 сек.