double arrow

Христианская культура

Создание «систематического богословия», которое было осуществлено посредством синтеза христианской доктрины и эллинистической философской традиции и закреплено в процессе борьбы с еретическими концепциями гносиса имело не только религиозное, но и культурное значение, что было связано с началом формирования новой христианской культуры, которая в отличие от культуры эллинистической была ориентирована на связь с новым типом человеческой личности который, начал формироваться уже в эпоху заката классического эллинства. Для представителя этого нового человеческого типа приоритетную роль играли интересы связанные с реалиями его собственной жизни, а не с его бытованием в системе мирового космоса, а сам. себя он ощущал индивидом» обладающим лишь двумя достоинствами, на которые он только и мог положиться в условиях разрушения привычного миропорядка[58]. Классическое определение его было дано Боэцием. Христианская культура апеллировала к индивиду к его чувствам, его разуму, его вере в возможность обновления своей жизни и самого себя жизнь, – вере, которая была ему жизненно необходима в условиях, когда на его глазах гибла великая цивилизация, которая еще недавно представлялась несокрушимой и вечной, как само мироздание. Провозвестником такой веры не могли стать божества, символизирующие, подобно богам Олимпа, мировые стихии. Таким божеством мог стать только «богочеловек» - непосредственно связанный посредством «договора» с каждым конкретным человеком, во всем подобным человеку, разделяющим с ним все проблемы его человеческой жизни и дающим человеку истинное знание, ее смысл и высшей цели. Не случайно термин «богочеловек» впервые появляется в христианской теологии у Оригена в тот период, когда христианская мысль достигает своего высшего философского уровня, и он вслед за Филоном разрабатывает учение о трех смыслах библейского текста - «телесном» (буквальном), «душевном» (моральном), «духовном» (философском). В таком осмыслении священного писания очевидно стремление создателей христианской культуры не только подчеркнуть его значение как личного послания, но и синтезировать христианскую доктрину с опытом этической и философской мысли эллинизма. П редыстория христианской культуры относится к эпохе т.н. языческого Средневековья – периода, когда была заложена основа латинской культуры, возникшей на основе синтеза христианской ортодоксии и эллинистической культурной (главным образом римской) культурной традиции. Синтез этот был осуществлен при доминирующей, приоритетной роли христианской культуры, высшей целью которой было использование древней мудрости для укрепления христианской ортодоксии. В условиях гибели средиземноморской цивилизации и глобального кризиса античной культуры создатели христианской культуры явились единственными наследниками и хранителями ее великого наследия, хотя отношение к этому наследию у различных ее представителей носило весьма сложный и противоречивый характер.

303-305 Последние, самые жестокие преследования христиан при императоре Диоклетиане
311 Отречение императора Диоклетиана от власти. Отмена преследования христиан одним из его преемников Галерием.
313 Миланский эдикт о свободном исповедании христианской веры.
Легализация христианской церкви
320 Основание в Египте первого христианского монастыря.
325 Первый Вселенский Собор в Никее. Принятие единого символа христианской веры.
329-379 Василий Великий греческий теолог ранневизантийский церковный деятель, мыслитель и писатель глава т. н. «кападокийского» кружка, происходил из состоятельной семьи, получил прекрасное философское и риторическое образование в Кессарии, Константинополе Афинах. Испытал воздействие платонизма и неоплатонизма. Использовал опыт общедоступных и популярных формы античной культурной традиции для утверждения христианской ортодоксии. Разработал монастырский устав, ставший основой организации монашеской жизни Византийского христианства.
330 Император Константин переносит столицу Римской империи в Византий и дает городу новое имя «Константинополь». В Риме папа Сильвестр I объявляет себя правителем Западной римской империи, якобы по велению Константина.
340-397 Амвросий Медиоланский (Епископ Милана, один из «отцов церкви». Сторонник независимости церкви от государства. Христианский Писатель. Автор знаменитого сочинения по христианской этике«Об обязанностях сященослужителя», при создании которого он использовал в качестве первоосновы трактат Цицерона «Об обязаностях».Не отрицал значение культуры, но принимал ее только как акт личного творения, связанный с Богом. Этот взгляд Амвросий развивает в комментарии к «Посланию к колоссеянам» Апостола Павла. Стремясь интегрировать идею культуры в сферу христианской духовности, переносит на мир божественные термины, производные от слова «культура». Бога-творца он называет «cultrix»,а его почитателя – верующего христианина – «cultor». «Место культуры как традиции занял культ творения, однократности мира, его уникальности. Амвросий подчеркивает способность человека быть творцом, способность, которую он получил на основании акта творения. Обладающий такой способностью человек должен сам на основании свободной воли выбрать путь личного спасения произведя себя заново. Несмотря на то, что Амвросий отвергает выдвинутую Цицероном идею культуры как несоотносимую, как с идеей Божественного творения, так и с идеей новизны, лежащей в основе догмата личного спасения, он парадоксально приемлет определение изгнанной им (из христианского мира) культуры как акта личного творения» [59].
354-430 Аврелий Августин, («Блаженный») – Епископ Гипонский. Христианский писатель, теолог, видный представитель латинской патристики. Основатель теизма [60].Согласно его доктрине, существует возможность синтеза знания и веры, при непременном приоритете веры. Разум, утверждает Августин, «имеет обширное приложение и распространяется на все почти искусства и дела человеческие»[61]. Августин придал идеям патристики логическую завершенность. В онтологии (учении о бытии) он следовал представлениям неоплатонизма, соотнося их с христианским вероучением, о Божем творении всего сущего. В гносеологии считал, что истину можно постичь сразу в «чистом виде» и без ошибок простым актом веры, но одновременно утверждал, что человеку присуще «страстное» стремление «исследовать» таинство откровения с помощью естественного света разума. Результат этих усилий он обозначал термином intellektus - т. е. понимание, рациональное проникновение в смысл откровения, при котором человеческий разум нащупывает свой путь к полному свету блаженного видения. «Откровение зовет нас уверовать; если мы не уверуем, мы не поймем, тот кто ищет истину в Откровенном слове будет вознагражден пониманием». Этот тезис Августина в котором синтез еры и знания, трактуется с позиций приоритетной роли веры, стал исходным для одного из направлений христианского богословия- теизма «Это была рациональная интерпретация христианского откровения в терминах платонической и неоплатонической философии. Фома Аквинский наиболее авторитетный представитель христианской теологии писал: «Августин шел по следам платоников столь далеко насколько вообще для него это было возможно» («Summa Teologica», I, gu.84, art.5)[62]. Во второй книге своего трактата «О порядке» («Du Ordine») Августин рассматривает «семь наук»» («свободных искусств»), как семь ступеней возведения чувственного познания к умопостигаемому. При этом решается главная задача философии – ее сближение с теологией, предметом которого является восприятие непостижимого Единого. Душа человека склоняется к чувственному миру и не может познать самое себя, что является причиной того, что большинство людей не знает, что такое Разум. Поэтому, начинающий обучение должен начать с обращения к авторитету, в качестве которого для него выступают «великие, почти божественные мужи»[63]. (Имеются в виду неоплатоники, прежде всего Порфирий). В «душах мудрых записан неизменный божественный Разум, поэтому организовывая порядок обучения согласно этой неоплатонической традиции мы приводим разум человеческий к разуму божественному. Таким образом, если обучение организовано через авторитет и Разум, то Душа человека, прошедшее такое обучение, возвращается к себе самой. Начав с веры в Бога, Душа (человека) вновь возвращается к себе собой, но уже обогащенная светом Божественного откровения. В этом рассуждении Августина утверждается принцип новой европейской христианской духовности [64], в которой вера и знание обретают единство не в космической гармонии, а в целое в Логосе-слове Бога. Формирование новой духовности Разум начинает с «изобретения» языка(грамматика).затем следует «изо«изобретение» диалектики и риторики. Соответственно этому обучение следует начинать с тройки наук (искусств): грамматики, диалектики, риторики(trivium), составляющих в мышлении-«рациональное»(т.е то в логос) находит свое наиболее полное выражение. Слово(Логос) трактуется А,, как то, что объединяет эти науки в некое единое целое (что вполне согласуется с неоплатонической традицией). Не менее органично такое истолкование согласуется и истиной «Священного писания» в, котором (см. Евангелие от Иоанна») содержится известное изречение «Вначале было Слово и слово было у Бога и Слово было Бог. Вместе с тем. утверждает Августин все эти науки «вытканы» и разумом с помощью чисел, что объединяет «тривиум» с «квадриумом» с четверкой свободных искусств в которых число играет определяющую роль (арифметика, геометрия, астрономия, музыка»).[65] Эти рассуждения Августина положили начало, наряду с сочинением Марциала Капелы) формирования системы «семи свободных искусств», ставшей фундаментальным основанием как общего образования в Новой Европе, так и предпосылкой для развития в ней, высшего университетского образования. Вместе с тем образование, в системе духовного формирования христианина не самоцель, а лишь одно из средств(причем не главное) приобщения человека к истине священного Писания. Представление о соотношении веры и знания в концепции А. дает его учение о памяти, которой в духовной жизни человека принадлежит важнейшая роль.В его знаменитой «Исповеди» этой проблеме посвящена значительная часть е Xглавы. В ней впервые эта проблема была рассмотрена в таком широком культурном контексте. Она характеризуется, здесь как беспредельно широкое и глубокое вместилище всего того опыта, которым обладает человек в результате деятельности чувств, изучения свободных наук, размышлений и связанных с ними, как правильных, так и ложных выводов. В памяти человеческой пребывает и сам Бог с того момента, когда он приобщается к христианской вере. Пребывание в памяти Бога связано, по мнению А., с преодолением присущего человеку стремления к «плотским удовольствиям и пустому любопытству», которые вредят постижению человеком божественной истины. Только смирение и любовь к Богу позволяют приблизится к ней и пережить «Редкое чувство неизведанной сладости». Воспоминание о них, сохраняемые в человеческой памяти и являются свидетельством присутствия в ней Бога. Она хранит и опыт душевных переживаний: страсти, радости, страха и печали. Память обладает творческой способностью объединять и конструировать результаты моего опыта, соединять прошлое, настоящее и будущее. Память человека это «он сам». «Велика сила памяти», взывает к Богу Августин, но есть «…что-то внушающее ужас в многообразии ее бесчисленных глубин. И это моя душа, это я сам. Что же я такое, Боже мой? Какова природа моя? Жизнь пестрая многообразная. В памяти человеческой с того момента, когда он приобщается к христианской вере, пребывает и сам Бог. Пребывание в памяти Бога связано, по мнению А., с преодолением присущего человеку стремления к «плотским удовольствиям и пустому любопытству», которые вредят постижению человеком божественной истины. Только смирение и любовь к Богу позволяют приблизиться к ней и пережить «редкое чувство неизведанной сладости» (Исповедь. Кн.X., гл. XL). Воспоминания о них, сохраняемые в человеческой памяти, и являются свидетельством присутствия в ней Бога. Его «бесконечной неизмеримости!» Следуя традиции Платона, считавшего, что «Исследовать и изучать – значит вспоминать» («Менон», 81D), А. рассуждает о возможности организации памяти силой человеческого разума А. и создания с ее помощью идеального мира, независимый от реального опыта. Практическое и научное знание взятые сами по себе вне контекста памяти не могут претендовать на постижение истины, т.к. противоречивы, непоследовательны, а следовательно не могут быть и упорядочены. А. называет их, ссылаясь на текст Писания, «похотью очей», т.к. они опираются на данные внешних чувств. «Истина над всем царящая» есть Бог, и только вера него как в «дивного Создателя, все упорядочившего», а не «желание рыться в тайнах природы, нам недоступных», способна приобщить человека к истине (там же, гл. XXXV, XLI-XLIII).
355-363 Римский император Юлиан («Отступник»), гонитель христиан, предпринявший попытку восстановить язычество.
  Династия императоров Флавиев: Флавий Валентин – император Запада,Флавий Валент –император Востока
  Готы под натиском Гуннов переходят Дунай и вторгаются в пределы Римской империи.
379-395 Правление Императора Феодосия 1 («Великого»). Запрещение арианства. Указы против язычников.
  На Втором Никейском соборе христианство объявляется единственной государственной религией Утверждение господствующего положения христианской церкви Многочисленные проявления христианского фанатизма: сожжение монахами в Месопотамии и Сев. Африке синагог, разрушение языческих святилищ.
  Разрушение в Александрии по приказу патриарха Феофила Великого храма бога Сараписа.
  запрещаются языческие культы
  запрещаются Олимпийские игры. Христианские фанатики разрушают многие античные храмы, в Александрии сжигают знаменитую библиотек у, являвшуюся одним из важнейших центров античной культуры.
  Сожжение Аларихом святилища в Элевсине. Языческая религия постепенно уходит в тень доминирующего в религиозной жизни христианства. Многие языческие культы при этом принимают христианскую окраску и в этом качестве сохраняются. Так один из древнейших культов Деметры заменяется культом Святого Димитрия – покровителя земледелия, а Деметра начинает почитаться, как святая,связанная с этим культом. Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную Христианская церковь быстро обогащается за счет конфискаций богатств и земельных владений римской знати и становится средоточием огромных богатств и крупнейшим землевладельцем. В течении этого века происходит отбор священных книг христиан
  Марциан Капелла римский юрист, поэт, издает сочинение «Брак Филологии и Меркурия» (De nuptis Philologiae) – энциклопедию «семи свободных искусств» (Artes liberales), в которой, используя образы греко-римской мифологии, рассматривает «свободные искусства» как дисциплины (науки), посредством которых осуществляется переход от позитивного к умопостигаемому знанию и осуществляется мистическая и магическая связь его с Единым, недоступная обыденному сознанию.

V

ВЕК

Ранний период европейского Средневековья [66]

Завершение «классического периода» патристики (III-V вв.) – учения «отцов церкви ”- христианских мыслителей, стремившихся синтезировать античную философскую традицию и христианское вероучение. Звеном здесь стало учение о Логосе, созданное Филоном Александрийским еще в I веке. Во II веке представителями ранней патристики были Клемент Александрийский, Тертуллиан и Ориген. В IV веке группа христианских мыслителей, т. н. «кападокийские отцы », Василий Великий, Григорий Богослов, Григорием Нисский, в «классической форме прояснили и выразили христианскую онтологию, космологию, гносеологию, антропологию и этику[67], при этом они переосмыслили и переработали фундаментальные идеи античной философии в ее неоплатонической версии и включили их в христианское миропонимание. Свое блистательное завершение новации патристики нашли в V веке в произведениях Августина. В патристике «новая христианская культура» почти сразу получила нечто внутренне цельное. Не только новую систему ценностей, но иуниверсальную систему мировосприятия, что составило фундаментальную основу формирования нового типа личности (“нового человека”). Вместе с тем творения представителей патристики не могут считаться в полном смысле философскими, так, главной своей задачей ее представители считали не разработку философских систем, а проповедь и защиту христианской веры» [68].

  Августин «Исповедь ».
  Перенос столицы западной римской империи в Равенну. Римские епископы обретают огромную власть и влияние в империи, объявив себя приемниками первого папы – ученика Христа Петра. В западной части империи наблюдается в этом веке быстрый рост количества монахов и числа монастырей. Непрерывно усиливается экономическое, политическое влияние церкви. Нередко представители римской аристократии и чиновники администрации принимают сан священников и становятся деятелями церкви высо- В литературе начинают приобретать ортодоксальные тенденции и негативное отношение к античному наследию. Утрачивается военная мощь Рима в результате засилия в армии соединений из варварских племен (прежде всего германских готов), руководимых их вождями-конунгами (королями), а также постоянных восстаний в провинциях коренного населения, в которых принимали участие отряды варваров. Так, например, в Галлии местное население в его борьбе с властью Рима поддерживали отряды гуннов. В Италии начинаются систематические вторжения «варварских» племен в пределы западной Римской империи. В восточной части империи сохраняется централизованная власть императора.
  Св. Иероним осуществляет пересмотр и уточнение более раннеголатинского перевода «Библии», сделанного до III в. н. э., учтя ее канонический, т.н. «массоретский» текст. Перевод Иеронима получил название «Вульгата» («народная») в отличие от древнейшего перевода, сделанного во II-III веках н э., именовавшегося «Итала». Перевод Ветхого завета был сделан Иеронимом не с Саптуагинты, а с древнееврейского текста.
  Коалиция вандалов, аланов, свевов (германских племен) прорывает римскую границу на Рейне и вторгается в Галли.
408-409 Вторжение вандалов и аланов в Испанию. Британию покидаютримские легионы и ее занимают англы, саксы и юты (германские племена).Римское наследиев Британии подвергается разрушению и уничтожению.
408-450 Феодосий II – император Восточной римской империи.
429-438 «Кодекс Феодосия» - свод римских законов. Начиная с 313 г. этот кодекс действовал в обеих частях Римской империи.
413-439 Константинополь обносится стеной (т.н. «стена Феодосия») для защиты от нашествия арабов и варваров.
  Вестготы во главе с Аларихом захватывают и грабят Рим.
  Смерть Алариха.Преемник его конунг Атаульф и его попыткипревратить Западную римскую империю в «Готию». Моральный кризис Западной римской империи. Он был следствием падения под натиском варваров г. Рима. Воздействие этого события на современников нашло яркое выражение в словах Св. Иеронима: «Когда угас ярчайший свет, когда целый мир погиб в одном городе, тогда – я онемел».
  Казнь в Александрии христианскими фанатиками выдающейся женщины Ипатии – философа и ученой. Она была христианкой. Епископ Синезий называл ее «матерью, сестрой, благодетельницей».
410 до 428 Августин создает свой труд «О граде Божьем», написанный под впечатлением захвата и разрушения Рима остготами и создает в нем образ нового идеального государства, которое должно прийти ему на смену.
  Основание высшей школ в Константинополе. Она имела кафедры греческой и латинской грамматики, риторики, философии и юриспруденции[69].
  Вестготы (со свевами и вандалами) вторгаются в Испанию.
410-485 Прокл Диадох последний философ неоплатоник, систематизатор античногонеоплатонизма, соединивший мистицизм с крайне рассудочной формализацией понятий. Его влияние на средневековую философию было более значительным, чем влияние Плотина.
  Первое полусамостоятельное варварское королевство на территории Римской империи (в Аквитании) во главе с остготским королем Теодорихом. Образование королевства вандалов в Африке.
  На соборе в Карфагене окончательно утверждается список книг «Нового завета». Формирование на западе Римской империи самостоятельных Варварских королевств.
  Королевство вандалов признано союзником Римской империи.
  Резкое усиление гуннов во главе с их вождем Аттилой.
  Королевство бургундов в юго-восточной Галлии.
  Аттила выступает против вестготов в Галлии.
  Королевство англосаксов в юго-восточной Британии.
  Римский полководец Аэций в союзе с готами разбиваетАттилу в битве при Каталунских холмах. Смерть Аттилы.
  Флот вандалов (они преимущественно занимались пиратством в акватории Средиземноморья) входит в устье р.Тибр. Вандалы захватывают и грабят Рим и увозят бывшую императрицу и ее дочерей в Африку.
466-485 Испания входит в состав Вестготского государства (сохранилось до VIII века).
  Германцы, составлявшие основу римской армии, избирают королем Италии вождя германского племени скиров Одоакра и низлагают западно-римского императора Ромула Августула. Король вестготов, вместе с тем, отказывается от титула римского императора. Формально на всей територии римской империи ею управляет император восточно-римской империи Зенон.
455-526 Теодорих – вождь остготов выступить против Одоакра. Одоакр убит.
  Остготы заняли Италию. Т еодорих независимыйкороль остготского королевства в Италии со столицей в Равенне. Остготское возрождение в Италии. Теодорих сохранил римский административный аппарат, римское законодательство и систему управления. Хотя сам был недостаточно образован, покровительствовал развитию наук и искусств. Восстанавливаются римские сооружения: театры, акведуки. Осуществляются постановки трагедий римских авторов. Сооружаются статуи выдающихся римлян. Теодорих привлек ко двору выдающихся римских писателей и философов, среди которых были: историк Кассиодор, выдающийся философ Боэций и др. Будучи христианином, Теодорих покровительствовал католической Церкви, хотя сам исповедовал арианство.
480-527 Боэций - римский философ, теолог, поэт, переводчик на латинский язык.Аристотеля и Порфирия. Комментировал Аристотеля и развивал его идеи. Работы Б. Явились важным источником средневекового аристотелизма и предвосхитили схоластику зрелого средневековья. Б. создал обзорные сочинения по ряду «свободных наук», использовавшихся в средневековых школах в качестве учебных пособий, тем самым подготовив формирование системы знания, ставшей основой образования в эпоху средневековой Европы. В сочинениях по арифметике и музыке продолжил пифагорейско-платоновское учение о числе. Его сочинение «Утешение философией» оставило значительный след в развитии европейского гуманизма, а его определение «человека, как индивидуальной субстанции разумной природы», в трактате «Против Евтихия и Нестория» стало классической характеристикой при определении новоевропейского типа человека, пришедшего на смену человеку классической эпохи. Боэций нередко характеризуется., как «последний» представитель эллинистической римской культуры и первый христианский мыслитель с именем, которого связано формирование, не только собственно христианской, но так же рационалистической и гуманистической традиции в европейской культуры.
485-580 Коссиодор – советник Остготского короля Теодориха, патриций и сенатор, христианский писатель. Основал знаменитый монастырь «Вивариум», славившийся своей библиотекой и скрипторием. При монастыре была организована своеобразная духовная академия, готовившая не только ученых теологов, но и переписчиков книг. Считал, что лучшие условия для культурного досуга способен предоставить только богатый монастырь Коссиодор убедил папу Агапита организовать такую же школу в Риме. Библиотека «Вивариума» постоянно пополнялась, а поступающие издания тщательно систематизировались и редактировались. Книги создаваемые в монастыре распространялись и за его пределами. Коссиодор создавал комментарии к священным текстам и при этом стремился найти в них тенденции, связанные с разными «свободными искусствами»: грамматикой, диалектикой, арифметикой, геометрией, музыкой, астрономией. Коссиодор полагал, что языческие свободные искусства – лишь удаленная производная библейского образца. В Библии следовательно, можно найти все фигуры стиля, то есть грамматику силлогизмы, и диалектические определения, риторические приемы, а равным образом – понятия арифметические и геометрические».[70] В своем сочинении «Institutiones». Коссиодор впервые рассматривает семь «свободных искусств», в качестве светской культуры, изучение которых является необходимымдля тех,кто стремится к совершенствованию в богословской науке. Детально рассматривая во второй книге своего сочинения эти науки, К. различает в них те, которые относятся к «Ars» (грамматика, риторика, логика), и disciplina (к ним относятся четыре части математики, составляющие “квадривиум”).
V – начало VIв. Псевдо-Дионисий Ареопагит – христианский мыслитель, представитель поздней патристики. Развивает неоплатоническую идею о безусловной неописуемости и неопределимости Бога и утверждает мысль о способности человека восходить к богопознанию в иерархической лестнице аналогий. Связал онтологию неоплатонизма и основанное на ней учение о символе с доктриной христианства о «церковной иерархии, которая непосредственно подстраивается им к «небесной иерархии. Создаваемый им образ церкви, как идеального человеческого сообщества, находящегося в согласии с законами христианского «универсума», предельно статичен: иерархия людей непосредственно продолжает иерархию ангелов[71].Она является «отражением чистого света в чистых зеркалах», передающих друг другу стройный распорядок церковных «таинств». Описывается этот распорядок в терминах «посвящений» с помощью лексики языческих мистерий. Это учение, связавшее воедино христианскую символику и иерархизм, сыграло важнейшую роль в становлении христианской идеологии. [72]

VI

ВЕК

Разорение и упадок культурных традиций античного мира. Одновременно в этом веке на всем пространстве бывшей Римской империи воцаряется хаос. Черты упадка проявляются во всех областях жизни: утрачивается стремление к образованности. Наступает время усиления христианской ортодоксии. Практически исчезают центры, где можно было получить высшее образование.

Начало формирования на территории бывших римских провинций в Европе «варварских государств – остготов и лангобардов в Италии, вестготов в Испании, англо-саксов в Британии. Отличие этих новых государств как от Рима, так и от традиционных родо-племенных обычаев и традиций. Единство этого конгломерата различных государств состояло в том, что все они вышли из римского мира и в связи с этим были интегрированы, в той или иной мере в латинскую культуру. что проявлялось в усвоении латинского языка, норм римского права и приобщении.к широко распространившемуся, к этому времени в римской империи христианству.Процесс этот был длителен и сложен и продолжался. на всем протяжении раннего средневековья. Одновременно с этим, в этом веке на всем пространстве бывшей Римской империи воцаряется хаос.

Начало славянской экспансии

  Бенедикт Нурсийский - устав, который был положен в основу монастырской жизни католической церкви. Согласно этому уставу, бедность была личным обетом монаха и распространялась на весь монастырь, орден или иную организацию. День монаха был тщательно расписан между молитвой, физическим трудом и чтением Писания, переписыванием религиозных текстов. Этот устав иногда называют “первым трудовым законодательством Европы”[73].
481-511 Хлодвиг (династия Меровингов) – король франков, при котором они подчиняют себе всю Галлию. Хлодвиг сохранил римскую администрацию, но управлял по франкским законам («Салическая правда»[74]). Принял ортодоксальное христианство, но обладал такой же властью над епископами, как и императоры Византии. Повсеместно в Италии, Галлии, Испании наблюдается утрата связи с античной культурной традицией. Она сохраняется лишь в некоторых монастырях. В них с VI века начинают вести запись событий по годам - «Аналы» (после XIII-XIX вв. их сменят «Хроники»).
  Смерть Теодориха, получившего титул «Великий». В Италии смуты, восстания местного населения против власти остготов.
483-565 Византийский император Юстиниан 1 стремится подчинить себе Италию.
493,499, Вторжения славян в пределы Восточной римской империи.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: