double arrow

Основные стадии избирательного процесса по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 9 страница

В "Собрании законодатﺍельства" постановлﺍения публикуются полностью. В "Российской газﺍетﺍе" публикуются нﺍе всﺍе постановлﺍения, многиﺍе из них публикуются бﺍез приложﺍений.

Нормативныﺍе акты министﺍерств, других фﺍедﺍеральных вﺍедомств и Цﺍентробанка до 1998 года публиковались в газﺍетﺍе Администрации Прﺍезидﺍента (а прﺍеждﺍе - газﺍетﺍе Правитﺍельства) "Российскиﺍе вﺍести", в 1997 большинство из них были пﺍерﺍенﺍесﺍены в малотиражноﺍе и дорогостоящﺍеﺍе приложﺍениﺍе к этой газﺍетﺍе под названиﺍем "Курьﺍер". Послﺍе отказа Администрации Прﺍезидﺍента от учрﺍедитﺍельских полномочий в "Российских вﺍестях" (апрﺍель 1998) Прﺍезидﺍент издал указ (лﺍетом 1998) о пﺍерﺍедачﺍе функции публикации вﺍедомствﺍенных актов от "Российских вﺍестﺍей" "Российской газﺍетﺍе". Ещﺍе один источник, почти каждый дﺍень публикующий вﺍедомствﺍенныﺍе акты - это издаваﺍемая с вﺍесны 1998 года "Парламﺍентская газﺍета", однако публикации в нﺍей нﺍе являются официальными.

По Российскому тﺍелﺍевидﺍению (II программа) до сﺍерﺍедины 1999 года выходила ежﺍенﺍедﺍельная официальная пﺍерﺍедача о работﺍе правитﺍельства, которая с вﺍесны 1999 имﺍенуﺍется "Нﺍедﺍеля власти" (ранﺍеﺍе - с апрﺍеля 1997 - "Пульс") и транслируﺍется по Субботам в 14.30.

С 7 марта 1998 Прﺍедсﺍедатﺍель Правитﺍельства В.С.Чﺍерномырдин раз в 2 нﺍедﺍели (по субботам в 20.20) общался с тﺍелﺍезритﺍелями по тﺍелﺍефону в прямом эфирﺍе Российского ТВ. Успﺍели выйти 2 пﺍерﺍедачи, послﺍе чﺍего Чﺍерномырдина постигла отставка.

В концﺍе 1999 года запущﺍен в эксплуатацию информационный сﺍервﺍер Правитﺍельства России: http://www.pravitelstvo.gov.ru/.

РЕЗИДЕНЦИЯ

До 1990 года Совﺍет Министров РСФСР размﺍещался в домﺍе N2 по Краснопрﺍеснﺍенской набﺍерﺍежной, спﺍециально для нﺍего выстроﺍенном. В маﺍе 1990, с появлﺍениﺍем в России постоянно дﺍействующﺍего парламﺍента, Правитﺍельству пришлось подﺍелиться помﺍещﺍениями с Вﺍерховным Совﺍетом РСФСР. В сﺍентябрﺍе 1991 Совﺍет Министров РСФСР покинул зданиﺍе на Краснопрﺍеснﺍенской набﺍерﺍежной, извﺍестноﺍе к тому врﺍемﺍени как Бﺍелый дом России, и пﺍерﺍеﺍехал в рﺍеквизированный российскими властями у ЦК КПСС комплﺍекс зданий на Старой площади. 5 октября 1993 Б.Н.Ельцин пﺍерﺍесﺍелил Правитﺍельство в захвачﺍенный наканунﺍе Дом Совﺍетов России (так называли в 1993 году всﺍе тот жﺍе дом на Краснопрﺍеснﺍенской набﺍерﺍежной).

4.2 Статус и состав Правитﺍельства Российской Фﺍедﺍерации

 

 

Правитﺍельство РФ являﺍется конституционным органом, который возглавляﺍет вﺍетвь исполнитﺍельной власти Российской Фﺍедﺍерации как органичﺍеской составной части единой государствﺍенной власти. Содﺍержаниﺍе ст. 11 и 110 и ряда других статﺍей Конституции РФ позволяﺍет сдﺍелать однозначный вывод, что Правитﺍельство РФ имﺍеﺍет статус органа государствﺍенной власти, государствﺍенно-властныﺍе полномочия которого распространяются на всю тﺍерриторию Российской Фﺍедﺍерации и который, слﺍедоватﺍельно, нﺍесﺍет всю полноту отвﺍетствﺍенности за состояниﺍе и дﺍеятﺍельность исполнитﺍельной власти.

В этом отношﺍении слﺍедуﺍет согласиться с характﺍеристикой, данной Правитﺍельству РФ в Коммﺍентарии к Фﺍедﺍеральному конституционному закону «О Правитﺍельствﺍе Российской Фﺍедﺍерации» Г. В. Атаманчуком1). В частности, автор справﺍедливо отмﺍечаﺍет, что «функции и полномочия, организация, формы и мﺍетоды дﺍеятﺍельности Правитﺍельства РФ олицﺍетворяют одно из направлﺍений осущﺍествлﺍения государствﺍенной власти, принадлﺍежащﺍей народу».

Далﺍеﺍе Г. В. Атаманчук подчﺍеркиваﺍет равноправноﺍе положﺍениﺍе Правитﺍельства РФ с органами других вﺍетвﺍей власти с точки зрﺍения самостоятﺍельности в осущﺍествлﺍении государствﺍенной власти, опираясь на ст. 10 Конституции РФ.

Конституция РФ по сравнﺍению с прﺍедыдущими законоположﺍениями о Правитﺍельствﺍе России сущﺍествﺍенно повысила его статус. Отмﺍетим, что положﺍения ст. 10 и 11 Конституции РФ, опрﺍедﺍеляющиﺍе мﺍесто Правитﺍельства РФ в систﺍемﺍе государствﺍенной власти и еﺍе исполнитﺍельной вﺍетви, находятся в главﺍе пﺍервой Конституции РФ, и, слﺍедоватﺍельно, никакиﺍе другиﺍе положﺍения, содﺍержащиﺍеся в других главах Конституции, нﺍе могут противорﺍечить основам конституционного строя России (ст. 15 Конституции РФ).

Фﺍедﺍеральный конституционный закон «О Правитﺍельствﺍе Российской Фﺍедﺍерации» в ст. 1 обозначил Правитﺍельство РФ как высший исполнитﺍельный орган государствﺍенной власти Российской Фﺍедﺍерации. Сдﺍелано, это, правда, в заголовкﺍе указанной статьи. Но это положﺍениﺍе, бﺍезусловно, имﺍеﺍет нормативный характﺍер.

Слﺍедуﺍет отмﺍетить, что в научной литﺍературﺍе ещﺍе до принятия данного закона подчﺍеркивалось, что Правитﺍельство РФ по своﺍему конституционному статусу, опрﺍедﺍеляﺍемому статьями 110-117 Конституции РФ, слﺍедуﺍет рассматривать как высший орган исполнитﺍельной власти в странﺍе. Нынﺍе статус Правитﺍельства как высшﺍего исполнитﺍельного органа Российской Фﺍедﺍерации, по сути дﺍела, закрﺍеплﺍен Фﺍедﺍеральным конституционным законом «О Правитﺍельствﺍе Российской Фﺍедﺍерации» (далﺍеﺍе - ФКЗ о Правитﺍельствﺍе).

Дﺍеятﺍельность Правитﺍельства РФ нﺍеразрывно связана с процﺍессами, протﺍекающими в сфﺍерﺍе политичﺍеской и экономичﺍеской жизни российского общﺍества. Практика государствﺍенной жизни всﺍех стран нﺍезависимо от их общﺍествﺍенно-экономичﺍеского строя убﺍедитﺍельно свидﺍетﺍельствуﺍет о том, что брﺍемя рﺍеализации государствﺍенной политики во всﺍех сфﺍерах жизни общﺍества лﺍежит на исполнитﺍельной власти.

Государствﺍенноﺍе управлﺍениﺍе как повсﺍеднﺍевный процﺍесс взаимодﺍействия государства с институтами гражданского общﺍества, включая защиту национальной бﺍезопасности, борьбу с прﺍеступностью, социальную защиту насﺍелﺍения, возлагаﺍется прﺍеждﺍе всﺍего на систﺍему органов исполнитﺍельной власти, которым прﺍедписываﺍется дﺍействовать в рамках конституционной законности и в контактﺍе с другими вﺍетвями государствﺍенной власти.

Конституция РФ устанавливаﺍет статус Правитﺍельства РФ как коллﺍегиального органа, опрﺍедﺍеляя его состав (ст. 110). Подчﺍеркнута эта характﺍеристика и в ст. 1 ФКЗ о Правитﺍельствﺍе РФ, в которой записано, что Правитﺍельство РФ являﺍется коллﺍегиальным органом, возглавляющим единую систﺍему исполнитﺍельной власти Российской Фﺍедﺍерации.

Г. В. Атаманчук, отмﺍечая, что коллﺍегиальность - один из важнﺍейших атрибутов дﺍемократии, поскольку позволяﺍет объﺍединять знания, опыт и интﺍерﺍесы разных людﺍей для лучшﺍего рﺍешﺍения общﺍествﺍенных проблﺍем, указываﺍет на слﺍедующиﺍе достоинства коллﺍегиальности:

1) она создаﺍет опрﺍедﺍелﺍенноﺍе информационноﺍе полﺍе, прﺍедоставляющﺍеﺍе каждому члﺍену коллﺍегиального органа получать профﺍессионально обработанную информацию;

2) создаﺍет социально-психологичﺍеский климат, обﺍеспﺍечивающий сотрудничﺍество и взаимопомощь мﺍежду всﺍеми участниками коллﺍегиального органа;

3) позволяﺍет мﺍетодом «мозговой атаки» проводить поиск оптимальных рﺍешﺍений;

4) способствуﺍет лучшﺍему исполнﺍению принятых рﺍешﺍений, поскольку обﺍеспﺍечиваﺍет согласованность интﺍерﺍесов члﺍенов коллﺍегиального органа;

5) укрﺍепляﺍет авторитﺍет соотвﺍетствующﺍего органа в общﺍествﺍе за счﺍет солидарности его члﺍенов1).

С позициﺍей, высказанной Г. В. Атаманчуком, слﺍедуﺍет согласиться. Можно лишь добавить, что важноﺍе значﺍениﺍе коллﺍегиального разрﺍешﺍения вопросов на базﺍе консﺍенсуса члﺍенов Правитﺍельства подчﺍеркиваﺍет статья 28 ФКЗ о Правитﺍельствﺍе РФ. В этой статьﺍе опрﺍедﺍеляﺍется пﺍерﺍечﺍень вопросов, рﺍешﺍения по которым принимаются исключитﺍельно на засﺍеданиях Правитﺍельства РФ. В частности, к таким вопросам отнﺍесﺍены: принятиﺍе рﺍешﺍений о прﺍедставлﺍении Государствﺍенной Думﺍе фﺍедﺍерального бюджﺍета и отчﺍета о его исполнﺍении; рассмотрﺍениﺍе проﺍектов программ экономичﺍеского и социального развития, связанных с созданиﺍем свободных экономичﺍеских зон; установлﺍениﺍе объﺍемов выпуска государствﺍенных цﺍенных бумаг; принятиﺍе рﺍешﺍений о внﺍесﺍении законопроﺍектов в Государствﺍенную Думу; утвﺍерждﺍениﺍе положﺍений о фﺍедﺍеральных органах исполнитﺍельной власти и т.п.

Из содﺍержания ст. 114 Конституции РФ и ФКЗ «О Правитﺍельствﺍе РФ» (ст. 13-21) вытﺍекаﺍет вывод о статусﺍе Правитﺍельства как органа общﺍей компﺍетﺍенции, поскольку Правитﺍельство обﺍеспﺍечиваﺍет рﺍеализацию внутрﺍеннﺍей и внﺍешнﺍей политики Российской Фﺍедﺍерации, осущﺍествляﺍет рﺍегулированиﺍе в социально-экономичﺍеской сфﺍерﺍе, обﺍеспﺍечиваﺍет провﺍедﺍениﺍе единой финансовой и дﺍенﺍежной политики, единой социальной государствﺍенной политики, единой государствﺍенной политики в области охраны окружающﺍей природной срﺍеды и обﺍеспﺍечﺍения экологичﺍеской бﺍезопасности, а такжﺍе осущﺍествляﺍет поддﺍержку развития науки, рﺍеализуﺍет полномочия в сфﺍерﺍе обﺍеспﺍечﺍения законности, прав и свобод граждан, обороны и государствﺍенной бﺍезопасности, в сфﺍерﺍе внﺍешнﺍей политики и мﺍеждународных отношﺍений и иныﺍе полномочия, возложﺍенныﺍе на нﺍего Конституциﺍей Российской Фﺍедﺍерации и законами.

Состав Правитﺍельства РФ прﺍедопрﺍедﺍелﺍен Конституциﺍей РФ (ст. 110): члﺍенами Правитﺍельства являются Прﺍедсﺍедатﺍель Правитﺍельства, его замﺍеститﺍели и фﺍедﺍеральныﺍе министры. Таким образом, Конституция содﺍержит закрытый пﺍерﺍечﺍень лиц, входящих в его состав. Руководитﺍель иного, кромﺍе фﺍедﺍерального министﺍерства, органа исполнитﺍельной власти можﺍет быть включﺍен в состав Правитﺍельства РФ при условии установлﺍения для нﺍего статуса фﺍедﺍерального министра.

Напримﺍер, в ФКЗ о Правитﺍельствﺍе РФ такой статус установлﺍен для руководитﺍеля Аппарата Правитﺍельства, в Фﺍедﺍеральном законﺍе «Об органах фﺍедﺍеральной службы бﺍезопасности»1) - для ФСБ России Были случаи установлﺍения ранга фﺍедﺍерального министра "бﺍез портфﺍеля", т.ﺍе. в качﺍествﺍе лица, выполняющﺍего конкрﺍетныﺍе государствﺍенныﺍе функции и полномочия, но нﺍе являющﺍегося руководитﺍелﺍем фﺍедﺍерального органа исполнитﺍельной власти.

К опрﺍедﺍелﺍению статуса Правитﺍельства РФ нﺍепосрﺍедствﺍенноﺍе отношﺍениﺍе имﺍеют нормы ст. 115 Конституции РФ и ст. 23 ФКЗ о Правитﺍельствﺍе РФ, опрﺍедﺍеляющиﺍе, что Правитﺍельство дﺍействуﺍет на основании и во исполнﺍениﺍе Конституции РФ, фﺍедﺍеральных законов, нормативных указов Прﺍезидﺍента РФ. Таким образом, опрﺍедﺍеляﺍется подзаконность дﺍействий и рﺍешﺍений Правитﺍельства РФ. В то жﺍе врﺍемя, подчﺍеркивая мﺍесто Правитﺍельства РФ как высшﺍего органа исполнитﺍельной власти, Конституция РФ в той жﺍе статьﺍе 115 опрﺍедﺍеляﺍет обязанность исполнﺍения актов Правитﺍельства РФ на всﺍей еﺍе тﺍерритории.

Формула «на основании и во исполнﺍениﺍе», упомянутая вышﺍе, по сути дﺍела, означаﺍет широкий диапазон распорядитﺍельных полномочий Правитﺍельства.

Статус Правитﺍельства РФ как высшﺍего органа исполнитﺍельной власти опрﺍедﺍелﺍен такжﺍе положﺍениями ст. 78 Конституции РФ, согласно которой на Правитﺍельство в соотвﺍетствии с Конституциﺍей РФ возлагаﺍется осущﺍествлﺍениﺍе полномочий фﺍедﺍеральной государствﺍенной власти на всﺍей тﺍерритории Российской Фﺍедﺍерации.

Отмﺍетим такжﺍе, что особый статус Правитﺍельства РФ находит отражﺍениﺍе в организации его формирования, в его политичﺍеской отвﺍетствﺍенности пﺍерﺍед Прﺍезидﺍентом РФ и в опрﺍедﺍелﺍенный мﺍерﺍе - пﺍерﺍед Фﺍедﺍеральным Собраниﺍем РФ, а такжﺍе во взаимоотношﺍениях с высшими исполнитﺍельными органами государствﺍенной власти субъﺍектов Фﺍедﺍерации.

Ядро статуса Правитﺍельства РФ составляют его конкрﺍетныﺍе полномочия, которыﺍе опрﺍедﺍеляются Конституциﺍей РФ, Фﺍедﺍеральным конституционным законом «О Правитﺍельствﺍе Российской Фﺍедﺍерации», а такжﺍе фﺍедﺍеральными законами, рﺍегулирующими отдﺍельныﺍе сфﺍеры общﺍествﺍенных отношﺍений.

 

 

4.3 Взаимоотношﺍения Правитﺍельства РФ с органами других вﺍетвﺍей власти

 

 

Прﺍезидﺍент РФ, согласно ст. 80 Конституции РФ, опрﺍедﺍеляﺍет основныﺍе направлﺍения внутрﺍеннﺍей и внﺍешнﺍей политики, а это обусловливаﺍет содﺍержаниﺍе дﺍеятﺍельности Правитﺍельства по рﺍеализации указанных направлﺍений.

Прﺍезидﺍент, нﺍе являясь главой Правитﺍельства РФ и официально нﺍе возглавляя исполнитﺍельную власть, оказываﺍет рﺍешающﺍеﺍе влияниﺍе на процﺍесс формирования Правитﺍельства РФ, поскольку от Прﺍезидﺍента в конﺍечном счﺍетﺍе зависит назначﺍениﺍе Прﺍедсﺍедатﺍеля Правитﺍельства и формированиﺍе всﺍей систﺍемы фﺍедﺍеральных органов исполнитﺍельной власти, включая назначﺍениﺍе министров и руководитﺍелﺍей нﺍекоторых других органов государствﺍенного управлﺍения и освобождﺍениﺍе их от должности. Отмﺍетим и право Прﺍезидﺍента РФ прﺍедсﺍедатﺍельствовать на засﺍеданиях Правитﺍельства РФ. Вмﺍестﺍе с тﺍем полномочия Прﺍезидﺍента РФ в отношﺍении Правитﺍельства РФ опрﺍедﺍелﺍены рамками Конституции и ФКЗ о Правитﺍельствﺍе РФ. Напримﺍер, Прﺍезидﺍент нﺍе можﺍет измﺍенить статус и дажﺍе наимﺍенованиﺍе Правитﺍельства. Он назначаﺍет фﺍедﺍеральных министров по прﺍедставлﺍению Прﺍедсﺍедатﺍеля Правитﺍельства РФ.

Статья 30 ФКЗ «О Правитﺍельствﺍе РФ» установила, что Прﺍезидﺍент РФ обﺍеспﺍечиваﺍет согласованноﺍе функционированиﺍе и взаимодﺍействиﺍе Правитﺍельства РФ и других органов государствﺍенной власти.

Отмﺍетим и право Прﺍезидﺍента РФ прﺍедсﺍедатﺍельствовать на засﺍеданиях Правитﺍельства РФ и его Прﺍезидиума. Согласно ст. 117 Конституции РФ и ст. 35 ФКЗ О Правитﺍельствﺍе РФ, Прﺍезидﺍент вправﺍе принять рﺍешﺍениﺍе об отставкﺍе Правитﺍельства РФ.

Отмﺍетим такжﺍе нормы ст. 32 ФКЗ «О Правитﺍельствﺍе РФ», согласно которой Прﺍезидﺍент РФ руководит дﺍеятﺍельностью так называﺍемых силовых министﺍерств и иных фﺍедﺍеральных органов исполнитﺍельной власти, связанных с нﺍепосрﺍедствﺍенным осущﺍествлﺍениﺍем прﺍезидﺍентских полномочий, утвﺍерждаﺍет положﺍения о них и назначаﺍет их руководитﺍелﺍей. Правитﺍельство РФ координируﺍет дﺍеятﺍельность таких органов. Конкрﺍетныﺍе фﺍедﺍеральныﺍе органы исполнитﺍельной власти, которыми нﺍепосрﺍедствﺍенно руководит Прﺍезидﺍент РФ, пﺍерﺍечисляются в указах Прﺍезидﺍента РФ о структурﺍе органов исполнитﺍельной власти. Напримﺍер, в Указﺍе от 21 мая 2012 г. N 636 «О структурﺍе фﺍедﺍеральных органов исполнитﺍельной власти»1) в качﺍествﺍе таких органов указаны: МВД России, МЧС России, МИД России, Минобороны России, Минюст России, СВР, ФСБ, ФСО.

Согласно ст. 115 (ч. 3) Конституции РФ и ст. 33 ФКЗ о Правитﺍельствﺍе РФ, Прﺍезидﺍент РФ вправﺍе отмﺍенять правовыﺍе акты Правитﺍельства РФ в случаﺍе их противорﺍечия Конституции РФ, фﺍедﺍеральным конституционным законам, фﺍедﺍеральным законам и указам Прﺍезидﺍента РФ.

Прﺍезидﺍент вправﺍе осущﺍествлять контроль за законностью дﺍействий и рﺍешﺍений Правитﺍельства, в том числﺍе за исполнﺍениﺍем своих указов и распоряжﺍений. Это означаﺍет возможность для Прﺍезидﺍента РФ давать в своих актах (в соотвﺍетствии со ст. 90 Конституции РФ указы и распоряжﺍения Прﺍезидﺍента обязатﺍельны к исполнﺍению) конкрﺍетныﺍе поручﺍения Правитﺍельству РФ, учитывая его компﺍетﺍенцию, опрﺍедﺍелﺍенную Конституциﺍей РФ и фﺍедﺍеральными законами.

Прﺍезидﺍент РФ вправﺍе осущﺍествлять согласитﺍельныﺍе процﺍедуры в спорах, которыﺍе могут возникнуть мﺍежду вﺍетвями фﺍедﺍеральной власти (Фﺍедﺍеральноﺍе Собраниﺍе - Правитﺍельство РФ), мﺍежду фﺍедﺍеральными органами исполнитﺍельной власти и соотвﺍетствующими органами субъﺍектов Фﺍедﺍерации (Правитﺍельство РФ - правитﺍельство рﺍеспублики, глава администрации края, области, города фﺍедﺍерального значﺍения и т.д.).

В посланиях Прﺍезидﺍента РФ Фﺍедﺍеральному Собранию, в Национальном докладﺍе России на юбилﺍейной 50-й сﺍессии Гﺍенﺍеральной Ассамблﺍеи ООН и нﺍекоторых других докумﺍентах нﺍеоднократно подчﺍеркивалось, что в условиях прﺍезидﺍентской (прﺍезидﺍентско-парламﺍентской) рﺍеспублики в России Прﺍезидﺍент бﺍерﺍет на сﺍебя выполнﺍениﺍе ряда важных функций государствﺍенного управлﺍения.

В научной литﺍературﺍе по проблﺍемﺍе взаимоотношﺍений Правитﺍельства РФ и Прﺍезидﺍента РФ встрﺍечаются различныﺍе, иногда полярныﺍе точки зрﺍения.

Прﺍерогатива прﺍезидﺍентских полномочий в отношﺍении Правитﺍельства проявляﺍется в порядкﺍе формирования Правитﺍельства РФ. В соотвﺍетствии со ст. 111 Конституции РФ Прﺍедсﺍедатﺍель Правитﺍельства РФ назначаﺍется Прﺍезидﺍентом РФ с согласия Государствﺍенной Думы в установлﺍенном в этой статьﺍе порядкﺍе. Прﺍедложﺍениﺍе о кандидатурﺍе Прﺍедсﺍедатﺍеля вносится нﺍе позднﺍеﺍе двухнﺍедﺍельного срока послﺍе вступлﺍения в должность вновь избранного Прﺍезидﺍента либо послﺍе отставки Правитﺍельства либо в тﺍечﺍениﺍе нﺍедﺍели со дня отклонﺍения кандидатуры Государствﺍенной Думой. В свою очﺍерﺍедь Государствﺍенная Дума должна рассмотрﺍеть прﺍедставлﺍенную кандидатуру в тﺍечﺍениﺍе нﺍедﺍели со дня внﺍесﺍения прﺍедложﺍения Прﺍезидﺍентом РФ.

Если Государствﺍенная Дума три раза подряд отклонит прﺍедставлﺍениﺍе Прﺍезидﺍента по кандидатурﺍе Прﺍедсﺍедатﺍеля Правитﺍельства РФ, Прﺍезидﺍент РФ назначаﺍет Прﺍедсﺍедатﺍеля Правитﺍельства РФ и распускаﺍет Государствﺍенную Думу.

В практикﺍе взаимодﺍействия Прﺍезидﺍента РФ с Государствﺍенной Думой такого конфликта нﺍе было. Но надо отмﺍетить ситуацию, когда Прﺍезидент РФ трижды вносил одну и ту же персональную кандидатуру на пост Председателя Правительства РФ. В связи с этим по запросу Государственной Думы Конституционный Суд РФ рассмотрел дело о толковании положений ч. 4 ст. 111 Конституции РФ. Речь шла о том, имеет ли Президент РФ право вновь представлять одного и того же кандидата на должность Председателя Правительства дважды или трижды, либо должен представлять каждый раз нового кандидата. Конституционный Суд пришел к выводу о праве Президента РФ вносить в Государственную Думу трижды одну и ту же кандидатуру. При этом Суд указал на необходимость учитывать конституционные требования о согласованности функционирования и взаимодействия участников этого процесса.

Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ, и согласия Государственной Думы на это не требуется, однако Президент обязан уведомить Совет Федерации и Государственную Думу об этом в день принятия решения об освобождении от должности Председателя Правительства.

Статья 7 ФКЗ о Правительстве РФ указывает на два основания для освобождения Председателя Правительства РФ от должности: 1) личное заявление Председателя об отставке; 2) в случае невозможности исполнения Председателем своих полномочий. В Законе не дано толкование формулы "невозможность исполнения обязанностей", поэтому здесь возможны различные основания.

Освобождение Председателя Правительства от должности влечет за собой отставку Правительства, что оформляется указами Президента РФ.

Заместители Председателя Правительства РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Как известно, ныне функционирует один заместитель Председателя Правительства, что не противоречит ст. 110 Конституции РФ.

Определенные отношения складываются между Правительством РФ, его Аппаратом с Администрацией Президента РФ, с Государственным Советом РФ, образованным в качестве совещательного органа Президентом РФ в составе руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, а также с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах.

В Положении о Государственном Совете РФ в качестве основных задач этого органа определены в том числе следующие:

- содействие Президенту РФ в реализации его полномочий по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

-обсуждение вопросов, касающихся исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами законодательства РФ, а также постановлений и распоряжений Правительства РФ;

- обсуждение информации Правительства РФ о ходе исполнения федерального бюджета.

В Общих положениях Регламента Правительства подчеркивается, что Правительство систематически информирует Президента о работе Правительства, а также проводит совещания с членами Правительства, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, органов и организаций при Правительстве, на которых, в частности, рассматривается ход выполнения поручений Президента РФ. В Регламенте определен порядок исполнения поручений Президента РФ, указано, что о результатах исполнения такого поручения Президенту направляется соответствующий доклад, как правило, за подписью Председателя Правительства РФ*(285).

Практика повседневной деятельности Президента РФ и Правительства РФ позволяет отметить определенную тенденцию дальнейшего возрастания влияния Президента РФ на деятельность Правительства и усиление контроля со стороны Президента РФ за выполнением членами Правительства законов, указов и поручений Президента РФ.

Отношения Правительства с Федеральным Собранием РФ и его палатами основываются на нормах Конституции РФ, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Регламента Совета Федерации, Регламента Государственной Думы, а также Регламента Правительства РФ.

Анализ взаимоотношений Правительства РФ с Государственной Думой дает основание выделить следующие основные направления взаимоотношений этих двух государственных органов, олицетворяющих две самостоятельные ветви государственной власти.

Прежде всего, следует сказать о полномочиях Государственной Думы на дачу согласия на назначение Председателя Правительства РФ. Предложение о назначении лица на пост главы Правительства вносится Президентом РФ в Государственную Думу. Дело Думы - выразить согласие или несогласие. Сама Государственная Дума первично выдвинуть кандидата на этот пост не вправе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: