Чтобы разобраться в видах коучинга, рассмотрим его классификацию, которая возможна по разным основаниям. В самой многочисленной предметной области коучинг делится на коучинг в:
· профессиональной деятельности (бизнес, спорт, культура и т.д.)
· непрофессиональной сфере (смысл жизни, брак, семья и т.д.).
По количеству клиентов коучинг подразделяется на:
· индивидуальный (персональный, личный)
· групповой (командный, корпоративный).
Наиболее распространенное в практике деление коучинга на бизнес-коучинг и персональный коучинг, подразумевающее под первым - деловую область жизни клиента, а под вторым - коучинг личной жизни (life-coaching), не корректно. Это пример классификации по разным основаниям: бизнес-коучинг - профессиональная сфера, и по этому основанию выстраивается ряд: бизнес, менеджмент, спорт и т.д., персональный коучинг - количественная характеристика: индивидуальный (личный) и групповой (командный, корпоративный). Поэтому бизнес-коучинг может быть персональным (индивидуальным) и/или групповым (командным), а персональный коучинг, в свою очередь, может быть как по бизнесу, так и по жизни и т.д.
По уровню значимости решаемых проблем коучинг можно подразделить на:
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОУЧИНГ, который решает проблемы стратегического характера, наиболее значимые для развития индивидуального или корпоративного клиента, включающие постановку стратегической цели, формулирование миссии, разработку стратегии и задач по достижению цели.
ТАКТИЧЕСКИЙ КОУЧИНГ - решение локальных задач или задач, тактического характера по достижению стратегических целей клиента.
ОПЕРАТИВНЫЙ КОУЧИНГ - решение текущих вопросов и проблем в жизнедеятельности клиента.
Деление коучинга по уровням решаемых проблем имеет чрезвычайно важное методологическое значение, поскольку клиенты не всегда осознают необходимость стратегического коучинга и ставят перед коучем тактические и оперативные задачи, таким образом, зачастую, "не решив общих вопросов, они постоянно натыкаются на них при решении частных вопросов".
Далее возможна классификация коучинга по следующим основаниям:
· по временному горизонту - долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный, текущий
· по временному режиму - в реальном режиме времени (он-лайн) и с временным разрывом
· по способу проведения - очный (живой - тет-а-тет), заочный (дистанционный)
· по отношению к организации - внешний и внутренний
· по использованию технических средств - с помощью интернет, телефона, других электронных средств
· по возрасту - детский, юношеский, взрослый, пожилые люди
· по полу - женский, мужской, смешанный.
По стилю проведения выделяют два вида коучинга:
1. Фристайл– так называемый вольный стиль, когда клиент покупает у коуча одну или несколько тренировок в зависимости от интересующих его вопросов.
Фристайл коучинг может быть разовым или же регулярным: например, раз в месяц происходит встреча для обсуждения тех или иных вопросов.
2. Процессный.
Коуч разрабатывает целую программу, ориентируясь на запрос клиента, в ходе которой решается множество различных проблем.
В зависимости от поставленных клиентом задач процессный коучинг может длиться и целый год.
В зависимости от уровня изменений выделяют три вида коучинга:
1. Поведенческий.
Он направлен на изменение человеческого поведения.
Например, руководителю не хватает уверенности при проведении больших совещаний или менеджеры по работе с клиентами не умеют без потерь выходить из конфликтных ситуаций. Коуч корректирует эти пробелы в их поведении.
2. Эволюционный.
Он направлен на развитие личности человека.
В зависимости от существующих в коллективе проблем, руководство формирует задание коучу: остановиться на личностном росте сотрудника (например, зацикленность на личных проблемах мешает качественной работе некоторых сотрудников) или профессиональном – методики, позволяющие совершенствоваться как специалисту.
3. Трансформационный.
Этот тип коучинга требует от коуча высшего уровня мастерства, поскольку трансформационные тренировки направлены на то, чтобы объяснить человеку для чего он пришел в этот мир, какое его глобальное предназначение, какова его роль среди себе подобных и т.д.
В зависимости от количества участников и их статуса выделяют четыре типа коучинга:
1. Индивидуальный– один клиент работает напрямую с коучем.
2. Групповой– собирается большая или маленькая группа и работает с одним тренером.
3. Семейный– американские супруги часто обращаются к коучу для того, чтобы улучшить отношения в семье, приблизить реализацию каких-то совместных целей.
4. Командный– это работа нескольких команд и одного или пары коучей. Обучение достигается в ходе открытого или неформального соревнования.
Индивидуальный коучинг достаточно часто применяется для:
· развития топ-менеджеров и первых лиц компании;
· поддержки менеджера в адаптации к новой роли/должности;
· ускорения развития талантливых сотрудников.
Содержание индивидуального коучинга
1. Постановка целей — «Чего ты хочешь?»
2. Анализ текущей ситуации — «Что происходит?»
3. Наработка вариантов — «Что нужно сделать?»
4. Реализация и контроль — «Что ты будешь делать?»
Самые полезные коучинговые вопросы
· Что еще?
· Если бы ты знал ответ, то что бы сказал?
· Какие могут быть последствия для тебя и других?
· Какими критериями ты пользуешься?
· Что для тебя в этом самое трудное?
· Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
· Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать?
· Я не знаю, что делать дальше. А ты?
· В чем ты выиграешь / проиграешь, если так сделаешь / скажешь?
· Если бы так сказал / поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал / подумал / сделал?
· Что ты будешь делать?
· Когда ты намереваешься это сделать?
· Достигнешь ли ты при этом своей цели?
· Какие возможны препятствия на пути?
· Кому следует знать об этом?
· Какая поддержка тебе нужна?
Имеются и другие основания для классификации коучинга, но представляется, что основные из них перечислены и могут дать представление о разнообразии видов коучинга и решаемых с его помощью задач применения коучинга.
Спрос на услуги коучей в развитых странах (США, Канада, Великобритания, Франция, и т.д.) непрерывно растёт. Это связано с высокой эффективностью коучинга и его абсолютной универсальностью. Сегодня коучинг успешно применеяется во всех сферах жизни и бизнеса. В бизнесе коучинг эффективно применяется для: развития компании (определения стратегии компании, выработки плана развития,...) создания команды мотивации персонала подготовки и обучения персонала увеличения объёма продаж устранения конфликтов в коллективе, при подборе персонала и проведении ассесмента.
Значительные позиции в сфере коучинговых услуг занимает «коучинг Первых лиц». Поскольку именно Первым лицам Компании приходится принимать решения и нести за них всю ответственнось, поскольку именно от их решений зависит судьба компании и сотрудников – у них, зачастую, нет права на ошибку. Во время сессии коучинга открывается возможность посмотреть на ситуацию со всех сторон и оценить её в целом сгенерировать несколько разных способов решения проблемы проанализировать их и принять наилучшее решение составить план действий.
В личной жизни коучинг применяется для решения любых вопросов: при воспитании детей, разрешения семейных конфликтов, в налаживании взаимоотношений с родственниками, избавления от вредных привычек.
Коучинг также с успехом применяется в поиске работы, определения специализации (карьеры), продвижения по карьерной лестнице.