double arrow

Тема 7-10. Коучинг в образовании


Актуальность программы коучинга для специалистов образования(педагогов, учителей, воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования, руководителей структур ОУ, зам.директоров) заключается в том, что современный коучинг, вместивший в себя передовые направления психологии, бизнес-консультирования, менеджмента, маркетинга требует для образования как одного из ведущих социальных отраслей:

· встроенности образовательной сферы в общие тенденции − подходов к развитию профессионализма и проактивных качеств специалистов;

· новых концептуальных подходов к профессиональной компетентности педагогов;

· притока молодых специалистов, готовых к решению государственных задач в образовательной сфере;

· изменений процессов обучения и воспитаниия через самообучение, самоактуализацию, через формирование нового отношения к жизни, профессии, государству.

 

Коучинг возник на стыке психологии, менеджмента, философии, аналитики и логики. Эта новая дисциплина, которая имеет свой предмет, задачи, философию, принципы, направления, основную процедуру. Технологии коучинга могут с успехом применяться в процессе преподавания разных дисциплин и открывают множество перспектив для совершенствования процесса обучения.




Коучинг - это не только технология, которая применяется в определённых обстоятельствах; эффективный коучинг - это метод управления, метод взаимодействия с людьми, способ мышления, способ бытия. Эффективный коучинг ведет педагога к достижению цели, приносит удовлетворение и радость, от которой выигрывают все участники образовательного процесса. Это недирективный подход, стимулирующий высокое качество обучения и удовлетворение в результате достижения значимых целей.

При использовании методологии коучинга в процессе обучения роль педагога значительно обогащается как в традиционном, так и в электронном обучении. Это не только функция передачи знаний и обучения навыкам, но и еще реализация функции стимулирования интереса к обучению, движения к осознанности, развития сильных сторон, раскрытия потенциала человека, она позволяет сделать процесс преподавания более интересным и эффективным.

Какие компетенции использует педагог в образовательном процессе? Инновационный подход предполагает осознание и использование качественно новых личностных категорий, которые должны стать не просто желательными качествами педагога, а настоящими ключевыми профессиональными компетенциями. Методика сильных открытых вопросов коучинга, используемая в образовательном процессе, позволит раздвигать рамки сознания, стимулирует поиск ответов и решений, выстраивает логические и причинно-следственные связи, способствует глубокому анализу.



Технологии коучинга могут быть использованы не только как стиль преподавания, но и как способ взаимодействия с коллегами, обучающимися, студентами. Такой подход позволяет по-новому взглянуть на суть самого процесса и открывает новые возможности для развития эмоционального интеллекта преподавателей.

Многие из основополагающих принципов коучинга могут быть успешно задействованы в педагогике. Данные принципы позволяют создать новый подход к процессу обучения, внести интерактивные элементы, новый смысл, как для педагогов, так и для учеников, создать вовлеченность в процесс, повысить мотивацию и ответственность за результат.

Обратим внимание на очень важный момент, который часто не учитывается, когда говорят о коучинге. Коуч не обучает, а стимулирует интерес и желание обучаться. Это его основное отличие от педагога и наставника. Он раскрывает потенциал человека. Поэтому, на наш взгляд, коучинг - это инструмент повышения эффективности взаимодействия в системе образования в целом, во всех направлениях: педагог-студент, педагог- администрация, педагог-педагог. Есть управление в коучинговом стиле, есть преподавание в коучинговом стиле. В этой связи имеет смысл понять принципы и философия коучинга, возможности и особенности использования коучинга в образовательной деятельности, а главное, освоить основные компетенции коуча и эффективно их использовать.



Пропустив саму систему образования через призму коучинга, предлагается посмотреть на возможности этой методики шире. Сегодня надо начинать смену парадигмы педагога. На наш взгляд, в соответствии с пирамидой потребностей Маслоу, наше общество сегодня хочет потреблять знания совсем на другом уровне – не только удовлетворяя потребность в знаниях для достижении поставленных жизненных и профессиональных целей, но и удовлетворяя свои духовные потребности. Теперь, возможно, новая роль педагога - РАСТИТЬ, а не учить, БУДИТЬ, а не принуждать. Такой новый подход позволяет держать фокус не на проблему, а на ее РЕШЕНИЕ, позволяет не давать задания и затем контролировать, а ставить задачи и предлагать свою поддержку. В этом подходе возможно не работать над недостатками, а развивать СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ, УЧИТЬСЯ и УЧИТЬ не на ошибках, а НА УСПЕХЕ, не удерживать прошлое, а строить БУДУЩЕЕ.

Коучинг - это инструмент повышения эффективности взаимодействия в системе образования в целом, во всех направлениях: педагог-воспитанник, педагог-обучающийся, педагог-родители. педагог-студент, педагог-администрация, педагог-педагог. Такой подход открывает возможности новой системы, где фундаментом становится ДОВЕРИЕ, а не доверчивость или, наоборот, контроль. В этой системе педагог работает не потому, что должен, а потому, что ХОЧЕТ. Мотивирующие факторы в этой системе: УВАЖЕНИЕ, ЗНАЧИМОСТЬ КАЖДОГО, РОСТ и РАЗВИТИЕ. И тут на передний план выходят такие понятия как: самомотивация, самоконтроль, самостоятельность и стремление. Такой подход дает целостность, творчество, радость, удовлетворение и успех. И педагог чувствует, что он на своем пути и делает свое дело, реализуя свое призвание. А за эффективной реализацией своего ПРИЗВАНИЯ приходит ПРИЗНАНИЕ.

 

Прочитайте и проанализируйте предлагаемые ниже статьи, загляните в список электронных источников, скачайте книги по коучингу, чтобы вам было легче разобраться в таком сложном вопросе, как применение коучинга в работе с детьми и молодёжью, в образовательной деятельности.

 

 







Сейчас читают про: