Особенности коучинга заключаются в том, что взаимодействие «коуча» и «клиента» предельно индивидуализированы, ориентированы на конкретного работника, а следовательно, и имеют большой эффект. Коуч выступает не в качестве консультанта, дающего советы, а в роли профессионального вдохновителя по поиску решений производственных задач, раскрывая творческий потенциал «клиента», поддерживая и способствуя достижению положительных результатов, которые изменят статус «клиента» в личностной карьере.
Коуч не учит своего клиента, как делать. Он создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели.
Коуч – это специалист, помогающий «клиенту» реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные, управленческие и профессиональные умения, осуществляющий профессиональную адаптацию «клиента» к корпоративной культуре учреждения, способствующей повышению профессиональной компетентности и за креплению специалиста за данным производством.
|
|
Клиент – личность (в контексте программы -специалист), нуждающаяся в наставничестве, тьюторстве по ускоренной передаче социального и профессионального опыта; особенностей культуры производства непосредственно на рабочем месте с целью формирования необходимых компетентностей.
Коуч и клиент – это команда единомышленников.
Коуч помогает клиенту четко определить цели взаимодействия по личностно-профессиональному росту, создать план, пройти этапы реализации, обеспечить и дать обратную связь.
Клиент развивает новые способности и навыки по увеличению эффективности своей профессиональной деятельности.
Для осуществления коучинг-программы субъекты должны обладать определенными знаниями и умениями.
Коуч должен знать:
· философию и фундаментальные принципы коуча;
· основные области применения, задачи, возможности, ограничения коучинга;
· основные навыки, умения как базовые составляющие эффективного коуча;
· мета-послания и позитивные убеждения, лежащие в основе коучинга;
· базовые предположения о клиенте;
· типичные ожидания клиентов в коучинге;
· различные типы взаимодействия коуча и клиента
· возможные препятствия и ресурсы;
· правила коучинговой коммуникации;
· способы и преодоления возможных ошибок коуча;
· организацию коуч-сессии с использованием заданных модулей и индивидуальных консультаций;
· механизмы осуществления стратегического планирования изменений клиента;
|
|
· формы организации практических упражнений (пробы, тренинги) по закреплению навыков работы клиента;
· технологии и методики развития команды;
· знать типы команд, признаки высокоэффективных команд.
Клиент должен:
· иметь представление о индивидуальной «лестнице роста» (при необходимости - критериях и факторах карьерного роста);
· сфокусироваться на цели заказа коучу;
· уметь выстраивать цепочку рефлексивных вопросов;
· быть способным к коммуникации и продуктивным действиям совместно с коучем;
· посещать все консультации коуч-сессии;
· создать образ границ личностной программы коучинга, формат конечного результата;
· стремиться к позиционированию приобретенных навыков;
· максимально возможно выполнять рекоментации коуча;
· осуществлять диагностику личных компетенций, успехов и неудач;
· при необходимости - построить персональную карьерограмму;
· знать основы системы стратегического планирования;
· уметь инвестировать в собственное развитие и успех;
· уметь формировать лидерские способности;
· уметь создавать личностный бренд посредством коучинг-подхода.