МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
И ликвидации последствий стихийных бедствий
__________________________________________________________
ФГБОУ ВПО «АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ»
Кафедра права
«УТВЕРЖДАЮ»
начальник кафедры
капитан А.В. Бабаев
«___» 2011 г.
Автор: доцент, кандидат юридических наук Ульянов А.Д. | |
ДИСЦИПЛИНА: «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»
ЛЕКЦИЯ
ТЕМА 4: СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
Обсуждена
на заседании кафедры
«____»_______2011 г.
протокол №
Химки – 2011
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
-разъяснить обучаемым роль и значение деятельности правоохранительных органов;
1. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Выставка литературы
Наглядные пособия
Слайды
Время: 2 академических часа
3. РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
Содержание занятия | Время, мин |
Вступительная часть | 5мин. |
Учебные вопросы: Введение 1. Задачи и принципы деятельности арбитражных судов 2. Арбитражные суды субъектов РФ 3. Арбитражные апелляционные суды 4. Федеральные арбитражные суды арбитражных округов 5. Высший Арбитражный Суд РФ Заключение | 80мин. 5 мин. 20 мин. 20 мин. 15 мин. 15 мин. 10 мин. 5 мин |
|
|
4.МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЕМЫХ:
- Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
- Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
- Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы: Сборник. М., 1989.
- Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (с изменениями от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г., 12 июля 2006 г., 29 ноября 2007 г., 28 апреля 2008 г., 7 мая, 9 ноября 2009 г., 29 марта, 30 апреля 2010 г.)
- Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. — ст. 1 и 4 // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
- Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде 5Российской Федерации" от 31 декабря 1994 г. №1-ФКЗ, в ред. Федеральных конституционных законов от 08.02.2002 №1-ФКЗ, от 15.12.2001 №4 ФКЗ, от 07.06.2004 №3-ФКЗ, от 05.04.2005 №2-ФКЗ, от 05.02.2007 №2-ФКЗ // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2001. №7. Ст. 607; №51. Ст. 4824; 2004. №24. Ст. 2324; 2005. №15. Ст. 1273; 2007. №7. Ст. 829.
- Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. — ст. 15 и 16 // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
|
|
- Федеральный Закон от 24 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями от 28 октября 2002 г., 22 августа 2004 г., 4, 18 декабря 2006 г., 30 октября 2007 г.).
- Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».
- Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (с изменениями от 9 октября 2002 г., 19 июня, 22 августа 2004 г., 19 июня 2007 г.)
- Закон РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г. № 2446-1, (в ред. Закона РФ от 25.12.1992 N 4235-1, Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 26.06.2008 N 103-ФЗ) (ВВС, 1992, № 15, ст. 769; 1993, № 2, ст. 77; РГ, 1994, 14 и 19 января; СЗ РФ. 2002. №30.Ст.3033; 2005. №10.Ст.753; 2006. №31 (ч.1). Ст. 3427; 2007. №10.Ст.1151).
- Федеральный закон от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 9 февраля, 29 июня 2009 г.)
- Правоохранительные органы: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. – М., 2009.
- Правоохранительные органы: Учебник / Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. –М., 2009.
- Руденко Ю.И. К вопросу о теории правоохранительной деятельности // Российская юстиция, 2010, №7.
- Щукин. В.В. Правоохранительная служба в системе государственной службы РФ // Российский следователь, 2005, N 6.
4. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:
- в связи с ограниченностью учебного времени проблемы законодательства рекомендуется рассматривать без выделения частных вопросов;
- в целях доведения большего объема учебного материала при изложении лекции необходимо использовать ТСО;
ВВЕДЕНИЕ
Статья 10 Конституции закрепляет положение, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В соответствии со ст. 127 Конституции арбитражные суды в Российской Федерации представляют собой самостоятельную систему органов судебной власти.
Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:
– Высший Арбитражный Суд РФ;
– федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
– арбитражные апелляционные суды;
– арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.
Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией, Законом об арбитражных судах, АПК и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
Основные задачи арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров:
– защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
– содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности[1].
Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел. Э ти принципы являются общими для любых судов, действующих в РФ, более того, эти принципы являются конституционными, поскольку предусматриваются в том числе и Конституцией РФ (ч. 1 ст. 120, 121, 122, ч. 1 и 3 ст. 123 и др.).
Законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах. Принцип законности требует, чтобы каждый судья арбитражного суда при отправлении правосудия руководствовался Конституцией РФ, законодательством РФ и международными договорами, являющимися частью правовой системы России. При этом соответствующие нормы должны быть правильно применены. В результате возникает состояние законности. Законность - это основанный на праве режим государственного руководства обществом, состоящий в строгом, неуклонном и единообразном соблюдении юридических предписаний в первую очередь всеми государственными органами. Возможность обжалования судебных актов арбитражного суда является одной из гарантий законности, поскольку вышестоящие инстанции проверяют судебные акты нижестоящих арбитражных судов РФ именно на предмет обоснованности и законности. Особую роль в этом процессе играет ВАС РФ, поскольку к его компетенции отнесено осуществление надзора за законностью актов арбитражных судов, и он полномочен пересматривать их в порядке надзора.
|
|
Независимость судей арбитражных судов. При осуществлении правосудия судьи арбитражных судов независимы, подчиняются только Конституции и федеральному закону. Какое-либо постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан запрещаются и влекут за собой ответственность, установленную законом.
Равенство всех перед законом и судом. Правосудие в арбитражных судах осуществляется на началах равенства всех граждан перед законом и судом независимо от пола, возраста, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, равенства всех организаций перед законом и судом независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, местонахождения и других обстоятельств. Арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.
|
|
Равноправие сторон. В арбитражном суде стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных АПК. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
Состязательность. Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут ответственность за наступление последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
Непосредственность судебного разбирательства. Арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства. Доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены в основу принимаемого арбитражным судом судебного акта.
Гласность судебного разбирательства. Разбирательство дел в арбитражных судах открытое. Разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, если открытое разбирательство может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны. Разглашение сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, влечет за собой ответственность, установленную законом. О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании выносится определение. При разбирательстве дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях и в порядке, установленных АПК, присутствуют также эксперты, свидетели и переводчики.
Лица, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право делать заметки по ходу заседания, фиксировать его с помощью средств звукозаписи. Кино– и фотосъемка, видеозапись, а также трансляция судебного заседания арбитражного суда по радио и телевидению допускаются с разрешения судьи – председательствующего в судебном заседании. Судебные акты арбитражным судом объявляются публично[2].
Язык судопроизводства. Судопроизводство в арбитражном суде ведется на русском языке – государственном языке РФ. Лицам, участвующим в деле и не владеющим русским языком, арбитражный суд обеспечивает право знакомиться с материалами дела, участвовать в судебных действиях, выступать в суде на родном или свободно выбранном языке общения и пользоваться услугами переводчика.