Распределительная логистика – это комплекс функций, связанных с процессом доведения готовой продукции от производителя до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего.
Предметом изучения в распределительной логистике является организация рационального процесса продвижения продукта от производителя к конечному потребителю, а также управление им.
Задачи на микроуровне (на уровне предприятия):
· планирование процесса реализации;
· организация получения и обработки заявок;
· выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
· организация отгрузки продукции;
· организация доставки и контроль за транспортировкой;
· организация послереализационного обслуживания.
Задачи на макроуровне:
· выбор схемы распределения материального потока;
· определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;
· определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по определенной территории, в стране, в международных объединениях.
Функции:
1) оценка платежеспособного спроса потребителей;
2) формирование рационального портфеля заказов производителя;
3) оптимальная загрузка производственных мощностей заказами;
4) разработка ассортиментного плана производства и контроль его исполнения;
5) проведение количественной и качественнойприемки готовойпродукции и предпродажной подготовки товаров;
6) установление хозяйственных связейпо поставкам готовой продукции и выбор каналов товародвижения;
7) проектирование каналов распределенияготовой продукции и их оптимизация;
8) создание складского и тарного хозяйства, системы хранения переработки и транспортировки готовой продукции;
9) анализ, планирование, организация и регулирование логистического сервиса;
10) анализ, планирование, контроль и регулирование сбытовой деятельности предприятий-производителей.
По определению Ф. Котлера «канал распределения – совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю». Наряду с термином «распределение» используются такие термины как «дистрибьюция», «сбыт». Соответственно в литературе встречаются понятия каналов сбыта, каналов дистрибьюции, маркетинговых и логистических каналов, как синонимов.
Каналы распределения бывают горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные каналы образуются независимыми друг от друга производителем и посредниками. Вертикальные каналы - это каналы, состоящие из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как одна единая система.
Канал распределения может быть обеспечен множеством различных участников. К участникам канала распределения относятся производители и различного рода посредники. Логистических посредников можно объединить в две большие группы:
- приобретающие товар в собственность и имеющие право влиять на цены (дистрибьютор, дилер) – независимые посредники;
- действующие от имени и за счет продавца и не имеющие возможности влиять на цены (агент, брокер, комиссионер и.т.д.) – зависимые посредники.
Главными и традиционными действующими лицами каналов распределения являются производитель, оптовик и фирмы розничной торговли. Товар принадлежит каждому из них поочередно. Они принимают на себя также риски, связанные с их статусом временных владельцев товара.
Логистический канал охватывает движение и хранение продукта, причем движение, как правило, в направлении к потребителю. Иногда логистика распространяется также на движение в обратном направлении (возврат товаров, рециклинг упаковки). Все операции, связанные с преобразованием непосредственно материального потока в распределительной сети, составляют ключевую логистическую функцию – физическое распределение. К этим операциям относятся: погрузка, разгрузка, затаривание, консолидация, перевозка, хранение, сортировка, комплектация и т.п.
Важную роль в физическом распределении играют стандартизация и гармонизация продуктовых и транспортных единиц. Прорывом в стандартизации стало использование стандартных (евро и финских) паллет, а также контейнеров (20-ти и 40-ка футовых).
К золотым правилам в физическом распределении относится также «Грузи больше, вези дальше» - максимальное приближение к точкам конечного сбыта, транспортировка на возможно большее расстояние транспортных единиц максимально возможной вместимости/грузоподъемности.
Третьим важным моментом в физическом распределении является выбор оптимального варианта размещения распределительного центра. Для того, чтобы из множества вариантов выбрать один, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить по нему каждый из вариантов. Как правило, таким критерием является критерий минимума приведенных затрат (т.е. затрат в годовом измерении).
Зп=Сэ+Ст+К/Т,
где
Зп – приведенные затраты, Сэ – годовые эксплуатационные расходы, зависящие от проекта распределительного центра, Ст – годовые транспортные расходы, К – капитальные вложения в строительство распределительного центра, Т – срок окупаемости проекта, лет.
Для реализации выбирается вариант, обеспечивающий минимальные приведенные затраты.
При изменении количества распределительных центров часть издержек, связанных с процессом доведения материального потока до потребителя, возрастает, а часть снижается. Следовательно необходимо определить оптимальное количество распределительных центров.