Тема 5. Сбытовая/распределительная/маркетинговая логистика

Распределительная логистика – это комплекс функций, связанных с процессом доведения готовой продукции от производителя до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего.

Предметом изучения в распределительной логистике является организация рационального процесса продвижения продукта от производителя к конечному потребителю, а также управление им.

Задачи на микроуровне (на уровне предприятия):

· планирование процесса реализации;

· организация получения и обработки заявок;

· выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосред­ственно предшествующих отгрузке;

· организация отгрузки продукции;

· организация доставки и контроль за транспортировкой;

· организация послереализационного обслуживания.

Задачи на макроуровне:

· выбор схемы распределения материального потока;

· определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;

· определение оптимального места расположения распреде­лительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по определенной территории, в стране, в международных объединениях.

 

Функции:

1) оценка платежеспособного спроса потре­бителей;

2) формирование рационального портфеля заказов произ­водителя;

3) оптимальная загрузка производственных мощностей заказа­ми;

4) разработка ассортиментного плана производства и контроль его исполнения;

5) проведение количественной и качественнойприемки готовойпродукции и предпродажной подготовки товаров;

6) установление хозяйственных связейпо поставкам готовой продукции и выбор каналов товародвижения;

7) проектирование каналов распределенияготовой продукции и их оптимизация;

8) создание складского и тарного хозяйства, системы хранения переработки и транспортировки готовой продукции;

9) анализ, планирование, организация и регулирование логистического сервиса;

10) анализ, планирование, контроль и регулирование сбытовой деятельности предприятий-производителей.

По определению Ф. Котлера «канал распределения – совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю». Наряду с термином «распределение» используются такие термины как «дистрибьюция», «сбыт». Соответственно в литературе встречаются понятия каналов сбыта, каналов дистрибьюции, маркетинговых и логистических каналов, как синонимов.

Каналы распределения бывают горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные каналы образуются независимыми друг от друга производителем и посредниками. Вертикальные каналы - это каналы, состоящие из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как одна единая система.

Канал распределения может быть обеспечен множеством различных участников. К участникам канала распределения относятся производители и различного рода посредники. Логистических посредников можно объединить в две большие группы:

- приобретающие товар в собственность и имеющие право влиять на цены (дистрибьютор, дилер) – независимые посредники;

- действующие от имени и за счет продавца и не имеющие возможности влиять на цены (агент, брокер, комиссионер и.т.д.) – зависимые посредники.

Главными и традиционными действующими лицами каналов распределения являются производитель, оптовик и фирмы розничной торговли. Товар принадлежит каждому из них по­очередно. Они принимают на себя также риски, связанные с их статусом временных владельцев товара.

Логистический канал охватывает движение и хранение продукта, причем движение, как правило, в направлении к потребителю. Иногда логисти­ка распространяется также на движение в обратном направлении (возврат товаров, рециклинг упаковки). Все операции, связанные с преобразованием непосредственно материального потока в распределительной сети, составляют ключевую логистическую функцию – физическое распределение. К этим операциям относятся: погрузка, разгрузка, затаривание, консолидация, перевозка, хранение, сортировка, комплектация и т.п.

Важную роль в физическом распределении играют стандартизация и гармонизация продуктовых и транспортных единиц. Прорывом в стандартизации стало использование стандартных (евро и финских) паллет, а также контейнеров (20-ти и 40-ка футовых).

К золотым правилам в физическом распределении относится также «Грузи больше, вези дальше» - максимальное приближение к точкам конечного сбыта, транспортировка на возможно большее расстояние транспортных единиц максимально возможной вместимости/грузоподъемности.

Третьим важным моментом в физическом распределении является выбор оптимального варианта размещения распределительного центра. Для того, чтобы из множества вариантов выбрать один, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить по нему каждый из вариантов. Как правило, таким критерием является критерий минимума приведенных затрат (т.е. затрат в годовом измерении).

Зп=Сэ+Ст+К/Т,

где

Зп – приведенные затраты, Сэ – годовые эксплуатационные расходы, зависящие от проекта распределительного центра, Ст – годовые транспортные расходы, К – капитальные вложения в строительство распределительного центра, Т – срок окупаемости проекта, лет.

Для реализации выбирается вариант, обеспечивающий минимальные приведенные затраты.

При изменении количества распределительных центров часть издержек, связанных с процессом доведения материального потока до потребителя, возрастает, а часть снижается. Следовательно необходимо определить оптимальное количество распределительных центров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: