Раздумья при покупке воздушного шара. Юридический аспект

Вы решили купить воздушный шар, и, как правило, начинаете с поиска ответов на свои вопросы в Интернете, в справочной литературе, у знакомых. В результате собирается большой объем информации об изготовителях аэростатах, предложениях продать/купить, условиях сертификации и регистрации аэростатов, обучающих центрах и так далее. От полученной информации легче не становится, а количество вопросов увеличивается. Чтобы не совершить ошибок, которые всегда можно перевести в денежный эквивалент, попытаемся структурировать желание о покупке аэростата.

Первое, что требуется Вам усвоить, это то, что в соответствии с воздушным законодательством России вся деятельность, связанная с воздушными судами, а аэростаты к ним относятся, подлежит лицензированию и/или сертификации.

Второе, из-за имеющихся брешей в том же законодательстве отдельными организациями или частными лицами, которые предлагают продать аэростат или оказать услугу, например, по обучению или проведению технического обслуживания аэростата, удается ввести в заблуждение таких как Вы – впервые, с не окрепшими знаниями, вступившими в авиацию.

Третье и последнее, размер и количество брешей, упомянутых в предыдущем пункте, постоянно уменьшается и, следовательно, уплатив деньги сегодня, завтра Вам могут сказать, что Ваш аэростат не может эксплуатироваться.

Итак, Вы все же решили купить воздушный шар.

В настоящее время в России только три предприятия имеют право изготавливать сертифицированные типовые экземпляры тепловых аэростатов, к которым предоставляют полный пакет документов, позволяющий их зарегистрировать и обеспечивать их техническое обслуживание в течение срока службы.. Один из таких изготовителей является научно-производственное предприятие «РУБСАЛ» (Москва)», который, имеет Сертификат типа в России. Этот сертификат выдается от имени Российского государства и удостоверяет, что данный тип воздушного судна удовлетворяет условиям безопасности, или на авиационном языке – нормам летной годности. Конкретный экземпляр аэростата проверяется и принимается независимой инспекцией - Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК), который выдает Первичный (временный) сертификат летной годности со сроком действия два месяца. В течение этих двух месяцев Первичный сертификат дает право на временную эксплуатацию и позволяет по месту вашей прописки или деятельности получить на приобретенное воздушное судно постоянный документ, который называется Сертификат летной годности, срок действия которого для типовых аэростатов – два года. Сертификат летной годности вместе с Регистрационным свидетельством позволяет по установленным правилам совершать полеты. Получение постоянного сертификата летной годности на новый аэростат, изготовленный по типовой конструкции, как правило, сводится к проверке эксплуатационных документов.

По назначению документов можно провести приблизительную аналогию с автомобилями.

Первичный сертификат, так же как и временный номерной знак автомобиля дает право на временную эксплуатацию.

Сертификат летной годности, так же как и диагностическая карта автомобиля, подтверждает техническую исправность.

Регистрационное свидетельство, как для воздушных судов, так и для наземных транспортных средств, подтверждает их учет в государственном реестре.

В то же время, Вам могут предложить приобрести аэростат, относящийся к так называемым Единичным экземплярам воздушных судов. Эта категория была введена, чтобы легализовать воздушные суда, построенные самодельщиками, энтузиастами авиации, а также воздушные суда, имеющие историческую ценность или ввезенные в Россию без Сертификатов типа. На эти единичные экземпляры воздушных судов, в том числе аэростатов Воздушное законодательство наложило серьезные ограничения, а именно:

- Количество однотипных экземпляров не должно превышать 3 штук, но о том, что именно Ваш экземпляр окажется четвертым или десятым Вы узнаете только тогда, когда окажетесь его владельцем.

- Сертификация этого единичного экземпляра проводится назначенным специально для Вас сертификационным центром, который, опять же специально для Вашего экземпляра и за Ваши деньги разработает программу испытаний. И чем эта процедура закончится, зависит исключительно от добросовестности изготовителя этого экземпляра и строгости сотрудников сертификационного центра. И если все нормально, на Ваш аэростат выдадут сертификат летной годности. Как видите – название документа – «Сертификат летной годности», как для аэростатов, принадлежащих к типовой конструкции, так и для единичного экземпляра, одинаково, но это только название. «Засада», если так можно выразиться, находится в их содержании и заключается в следующем. Сертификат летной годности на аэростат, изготовленный как типовая конструкция, является постоянным документом и продлевается, как правило, с периодичностью один раз в 2 года. Сертификат летной годности, выданный на аэростат, изготовленный как самоделка (единичный экземпляр), имеет срок действия 1 год, и его форма не предусматривает продления, а, следовательно, через год все начнется строго в соответствии с русской поговоркой про мочало, это была «засада» первая. Вторая заключается в том, что сертификат выписывается не только на сам аэростат, а еще является именным, то есть в нем фигурирует Ваша фамилия или название Вашей организации, а, следовательно, если этот аэростат Вам надоест, и Вы захотите его продать, покупателю может не понравиться заново проходить процедуру сертификации, а при купле/продаже типового аэростата потребуется только перерегистрация собственности и все. Воздушный кодекс накладывает ограничения на использование единичных экземпляров воздушных судов, а именно: использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности, выданный на основании акта оценки конкретного воздушного судна требованиям к летной годности, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается.

- Любой изготовитель авиационной техники, должен иметь лицензии на право ее разработки и изготовления. При этом договор купли-продажи, заключенный без предоставления лицензии изготовителя аэростата, будет признан не действительным. Как правило, изготовители единичных экземпляров лицензии на право изготовления не имеют. Пока при регистрации и сертификации Единичных экземпляров лицензии изготовителей не требуют. Но может случиться, что этот документ могут потребовать у Вас при повторном получении сертификата летной годности или при перепродаже аэростата. Это произойдет и в случае, если при первичном получении сертификата Вы, по просьбе продавца аэростата, выступили в качестве его изготовителя.

- Покупая самоделку, ее изготовитель не несет никакой юридической ответственности за причиненный (не дай Бог) Вам ущерб, так как продает Вам составные части (оболочку, гондолу, горелку и т.д.), а изготовителем аэростата в целом при подаче заявки на сертификацию выступаете Вы.

Сказанное выше в полной мере относится и к подержанным аэростатам. Покупая аэростат, бывший в употреблении, ознакомьтесь у владельца с Сертификатом летной годности и Регистрационным свидетельством. Из этих документов станет ясно, относится аэростат к единичному экземпляру или к типовой конструкции. За рубежом можно найти выгодные предложения по приобретению подержанных аэростатов. Основной процедурой, не считая финансовых и таможенных моментов, является снятие владельцем аэростата с регистрации и выдача Вам документа, подтверждающего его исключение из реестра гражданских воздушных судов иностранного государства, как правило, эти сведения содержатся в Экспортном сертификате летной годности. Если купленный аэростат не имеет российского Сертификата типа, то Экспортный сертификат не гарантирует Вам гладкую процедуру получения Сертификата летной годности, так как в России он будет рассматриваться как единичный экземпляр.

Иногда приходится слышать рассуждения о международных сертификатах на аэростаты и сертификатах на отдельные их составные части. И те и другие высказывания не являются корректными. Понятия международного сертификата на воздушное судно не существует. Каждое государство после определенной процедуры вправе выдавать или признавать Сертификат на тип воздушного судна другого государства. Таким образом, термин «международный сертификат типа» может употребляться только в разговорном варианте и подразумевать, что данный тип воздушного судна сертифицирован в нескольких конкретных странах (например, европейский сертификат, выданный EASA). Понятия сертификата на какую-либо составную часть аэростата (например, горелку), вообще не существует, поскольку в соответствии с Нормами летной годности аэростатов сертификации подвергается аэростат в целом. И предложение приобрести «за недорого» сертифицированную оболочку выглядит просто комично.

Итак, сухой остаток из этого раздела следующий. Если Вам нужен аэростат для установления рекорда, других единичных задач или Вы просто фанат самоделок – можете приобретать аэростаты из класса Единичных экземпляров. При этом, если аэростат технически исправен, юридические риски, которые могут произойти за этот период, минимальны.

Во всех остальных случаях необходимо покупать аэростаты у производителей, которые имеют лицензию изготовителя аэростатов и сертификат типа. Причем сертификат типа должен распространяться именно на ту модель аэростата, которую Вы приобретаете.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: