Время выполнения работы – 90 минут

РЕГИОНАЛЬНАЯ олимпиада школьников «Экология родного края»

Муниципальный этап2014-2015


Классы

 

Уважаемый участник олимпиады!

Вам предстоит выполнить шесть видов заданий, которые отличаются по уровню сложности. Поэтому перед тем, как приступить к выполнению отдельных заданий, ознакомьтесь со всей работой и правильно распределите свои силы. Внимательно читайте конкурсные задания.

- Задание № 1 предполагает выбор правильного ответа из четырёх предложенных. Выбор каждого правильного ответа – 2 балла. Только в этом задании ответы Вы можете сразу заносить в матрицу (Фамилию, имя, класс записывать не нужно, это делает жюри при шифровании работы).

- Задание № 2 предполагает выбор и обоснование правильного ответа. Выбор правильного ответа – 2 балла, обоснование ответа – до 2 баллов (максимально 4 балла за каждый тест).

- Задание № 3 предполагает выбор и обоснование правильного ответа, а также обоснование ошибочности других ответов. Выбор правильного ответа – 2 балла, обоснование каждого ответа– до 2 баллов (максимально 10 баллов за тест).

- Задание № 4 – «Найди соответствие» - впишите в пустые графы необходимые термины.

- Задание № 5 включает несколько задач.

- ТРИЗ-задача (ТРИЗ- теория решения изобретательских задач), которая потребует от Вас не только знаний из нескольких учебных предметов, но и смекалки.

- После выполнения всех заданий еще раз удостоверьтесь в правильности выбранных Вами ответов и написанных обоснований.

- Работа считается выполненной, если Вы вовремя сдаете её членам жюри.

Прим.: черновики работы жюри НЕ проверяет, постарайтесь все решённые Вами задачи вовремя записать на чистовике.

Время выполнения работы – 90 минут.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

  Задание 1. Выберите один правильный вариант ответа из четырёх возможных (max - 30 баллов)
1. Способность видов к увеличению численности в геометрической прогрессии сдерживают: а) погодные условия; б) отношения между поколениями; в) ресурсы местообитания; г) сезонные ритмы жизни
2. Глубина проникновения корней растений в условиях нормальных температурного и водного режима зависит от: а) наличия почвенных микроорганизмов; б) наличия элементов питания; в) содержания атмосферного воздуха; г) глубины проникновения света
3. Популяция достигнет большего успеха в эволюции за одинаковый промежуток времени у вида а) бабочка – капустница; б) речной окунь; в) большая синица; г) бактерия кишечной палочки
4. В одном природном сообществе с белкой живут А) ласточки-береговушки; Б) галки; В) большие синицы; Г) ястреб-перепелятник.
5. Личинки, ведущие паразитический образ жизни, нередко встречаются у представителей отряда а) Перепончатокрылых; б) Прямокрылых; в) Уховерток; г) Чешуекрылых.
6. Виды, наиболее уязвимые в биоценозе - а) многочисленные; б) доминирующие; в) малочисленные; г) средообразующие
7. Первичная сукцессия не может иметь места: а) на обнажениях горных пород; б) на песчаных дюнах; в) на заброшенных сельскохозяйственных угодьях; г) на бывшем ложе ледника.
8. Какое значение имеют нашествия перелетной саранчи в экологии этих видов? а) биогеохимический круговорот и передача энергии по трофическим уровням; б) расселение вида на новые территории; в) циркадный цикл; г) снятие перенаселённости в местах отрождения.
9. Особи, принадлежащие к разным видам, не спариваются при встрече из-за а) различия мест обитания; б) различий брачного поведения; в) гибели зигот; г) нарушений мейоза.
10. Членом агроценоза является: А) поденка; Б) бабочка капустница; В) стрекоза-коромысло; Г) клоп водомерка.
11. Не является характеристикой высокой гетерогенности почвы как среды обитания: а) трёхфазность; б) отсутствие света; в) резкие градиенты отдельных факторов; г) насыщенность энергетическим материалом – мертвым органическим веществом.
12. По мере погружения в глубину почвы постепенно уменьшается: а) концентрация углекислого газа; б) спектральный состав света; в) концентрация кислорода; г) длина корневых волосков.
13. Примером рационального природопользования является 1) распашка целинных земель; 2) создание терриконов вблизи шахт; 3) создание лесополос в степной зоне; 4) сплав леса по крупным рекам.
14. Выращиваемые в фермерских хозяйствах шампиньоны – это А) продуценты; Б) редуценты; В) консументы; Г) паразиты.
15. Привнесение в среду и размножение в ней нежелательных для человека организмов - а) интродукция; б) биологическое загрязнение; в) эмиссия; г) химическое загрязнение.
    Задание 2. Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным
16. Светолюбивые растения в природе встречаются на открытых, освещенных местах. Они не выносят затенения, т.к. в процессе эволюции приспособились к яркому солнечному свету. Выберите из ниже указанных растений светолюбов. а. Ель; б. Липа; в. Кислица г. Кукуруза
  Задание 3. (max 10 баллов) Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ вы считаете правильным, а также в чём заключается ошибочность трёх других предложенных вариантов ответа
17. На пашнях Пензенской области высаживают травосмеси из 2 культур: вика-овес, горох-пшеница. Чем обусловлено такое сочетание культур на одной территории? а) снижением экономических затрат при уборке урожая б) возможностью одновременной уборки урожая с целью создания комбинированных кормов в) уменьшением эрозионных процессов г) расхождением экологических «требований» культурных растений

 

Задание 4 «Найди соответствие» (max - 10 баллов) Задача № 18. Пестициды– общее название химических веществ, используемых для защиты растений и животных. В больших концентрациях эти вещества опасны для здоровья человека. Впишите название пестицидов в пустую графу напротив соответствующей характеристики; каждый правильный ответ – 1 балл):
  – химические вещества, используемые для уничтожения клещей.
  – химические вещества, используемые для избирательного или полного уничтожения нежелательных (сорных) травянистых растений.
  – химические вещества, используемые для удаления листьев.
  – химические вещества, используемые для избирательного или полного уничтожения грибов.
  – химические вещества, используемые для избирательного или полного отпугивания насекомых.
  – химические вещества, используемые для избирательного или полного уничтожения животных.
  – химические вещества, используемые для уничтожения крыс.
  – химические вещества, используемые для избирательного или полного уничтожения насекомых.
  – химические вещества, используемые для уничтожения тлей.
  – химические вещества, используемые для избирательного или полного уничтожения древесной или кустарниковой растительности.
  – химические вещества, используемые для уничтожения бактериальных инфекций.

Задание 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: