Политика порождает конфликты и одновременно является искусством их разрешения. Переговоры относятся к одним из наиболее конструктивных и эффективных способов разрешения конфликтов. Использование переговоров, прямых или с участием посредника, для разрешения конфликтов имеет столь же давнюю историю, что и сами конфликты. Однако объектом широкого научного исследования они стали лишь во второй половине XX в., когда искусству ведения переговоров стало уделяться особое внимание.
Переговоры представляют собой сложную форму человеческого взаимодействия, цель которого — договориться друг с другом о чем-либо. Если два человека имеют одинаковую точку зрения на какую-либо проблему или пути ее решения, то нет и надобности вести переговоры.
Переговоры базируются на общении между людьми, действующими либо только от своего имени, либо как представители какой-то группы. Переговоры — это специфическая форма общения между двумя сторонами, ориентированная на совместное решение проблемы, затрагивающей интересы обоих партнеров, в каком бы качестве они ни выступали.
Переговоры есть совместная деятельность с партнером, процесс взаимосогласованных действий субъектов для достижения соглашения. Переговоры это деятельность двух или более субъектов, каждый из которых преследует свои цели, интересы, намерения.
Переговоры — процесс сложный. Он включает в себя: поиск соглашения между людьми, имеющими различные интересы; обсуждение различий в позициях сторон для принятия приемлемого решения; дискуссию между двумя или более сторонами для преодоления несовместимых целей; обмен уступками, в ходе которого уступка одной стороны выступает прямым и просчитанным ответом на предшествующую уступку другой стороны; продолжительное общение между сторонами с различающимися и пересекающимися интересами, в ходе которого
они либо достигают согласия либо не достигают его в зависимости от ожидаемых ими последствий.
Переговоры — это процесс, имеющий многоаспектную и многоуровневую структуру. Назовем лишь некоторые его составляющие. Переговорный процесс — это целостное, органическое единство людей; их интересов и коммуникаций; стратегий и тактик; их принципов и методов; стереотипов и установок; их предрассудков и новаций; консерватизма и творчества; их индивидуального и социального; частного и официального; их исторического и современного; их эмоционального и мотивационно-волевого поведения; вербального и невербального поведения.
Переговоры как процесс представляют собой целостное единство: содержания (предмет переговоров), общения, процедуры (правила, порядок обсуждения, протокол), отношений, несмотря на различия национальных культур их участников.
В этом и состоит сложность любых переговоров, в ходе которых любая составляющая может быть более актуальной. Процессуальный аспект переговоров — это то, как они ведутся, какие существуют писаные и неписаные правила.
Итак, переговоры — специфический вид взаимодействия сторон, вид совместной деятельности, ориентированный на разрешение споров или организацию сотрудничества и предполагающий совместное принятие решения, оформленного письменным соглашением или договором.
В ситуации конфликта его участники оказываются перед выбором: либо ориентироваться на односторонние действия (и в этом случае каждая из сторон строит свое поведение независимо друг от друга), либо пойти на совместные действия с оппонентом (то есть выразить намерение разрешить конфликт путем прямых переговоров или при содействии третьей стороны).
Преимущества переговоров в сравнении с другими способами урегулирования и разрешения конфликта состоят в следующем:
♦ в процессе переговоров происходит непосредственное взаимодействие сторон;
♦ участники конфликта имеют возможность максимально контролировать различные аспекты своего взаимодействия. Например, самостоятельно влиять на процесс переговоров и на их результат, определять рамки соглашения, устанавливать временной регламент и пределы обсуждения проблемы;
♦ переговоры позволяют выработать соглашение, удовлетворяющее каждую из сторон противоборства и позволяющее избежать длительного судебного разбирательства, которое может закончиться проигрышем одной из сторон;
♦ принятое решение в случае достижения договоренности нередко имеет неофициальный характер, являясь частным делом договаривающихся сторон;
♦ специфика взаимодействия участников конфликта на переговорах позволяет сохранить конфиденциальность;
♦ участники переговоров взаимозависимы, их усилия направлены на совместный поиск решения проблемы, и др.1
Итак, переговоры являются эффективным способом разрешения конфликта, и для нас приоритетны аспекты, которые связаны с процессами урегулирования и разрешения конфликтов.
1. Политические переговоры можно рассматривать как науку и искусство достижения политических соглашений в условиях конфликтного противостояния сторон.
2. Политические переговоры — специфический вид политического межличностного взаимодействия сторон и совместной деятельности, ориентированный на разрешение политических конфликтов или организацию сотрудничества и предполагающий совместное принятие решения, оформленного письменным соглашением или договором.
Переговорное управление политическим конфликтом представляет собой деятельность субъектов политики по предотвращению или урегулированию конфликта либо гармонизации его хода для рационального достижения целей текущего политического процесса2.
3.5.1. Виды переговоров
Все многообразие видов переговоров определяется признаком их классификации, то есть критерием, в соответствии с которым они приобретают свою дифференцированную окраску. Такими критериями могут быть: объектная сторона переговоров, субъектная сторона переговоров, характер коммуникации, территориальный статус, принцип принятия решений, условия взаимодействия, результат переговоров, тип совместных решений и др.
В переговорах явно выделяется то, что может быть названо объектной, или предметной стороной. Тогда переговоры могут быть финансовые, деловые, экономические, политические, военные, торговые, по решению трудовых споров, дипломатические и др.
О чем бы переговоры ни велись, их участниками выступают люди. В этом их субъектная сторона. В соответствии с этим переговоры могут быть межличностными (переговоры проходят между отдельными индивидами), межорганизационными (переговоры проходят между отдельными организациями), межнациональными (переговоры проходят между отдельными государствами), индивидуальными (два человека договариваются о реализации своих общих целей), индивидуальными с посредником (медиатором), коллективными (каждая из сторон представляет собой переговорную делегацию-команду), двусторонними (в переговорах участвуют две стороны, представленные индивидуально или коллективно), трехсторонними, многосторонними.
С точки зрения характера коммуникации переговоры можно классифицировать следующим образом:
♦ деловой разговор — вербальная (словесная) форма ситуационного контакта для достижения некоторого соглашения;
♦ беседа — предметный, упорядоченный диалог;
♦ обсуждение и собеседование — разновидность беседы с постановкой дискуссионного вопроса;
♦ заявление — высказывание или несколько высказываний одного из участников переговоров, посвященные обоснованию или опровержению какого-либо утверждения;
♦ сообщение — система заявлений, объединенных определенной темой;
♦ спор — словесное состязание при обсуждении чего-либо, в котором каждая сторона отстаивает свое мнение, свою правоту; взаимное притязание на владение чем-либо;
♦ полемика — спор при обсуждении любых вопросов, непримиримость высказываемых оснований;
♦ дискуссия — свободное публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса по прояснению истинности каждого тезиса;
♦ дебаты, прения — обсуждение какого-либо вопроса, высказывание мнений при обсуждении;
♦ диспут — публичный спор.
С точки зрения территориального статуса переговоры могут быть внутренними и международными. Международные переговоры нередко ведутся на основе международных организаций (ООН, ЕЭС, ЮНЕСКО, НАТО и др.).
С точки зрения направленности взаимодействия переговоры могут быть в рамках конфликта и в рамках сотрудничества. Когда переговоры проходят в рамках сотрудничества, их участники создают между собой новые отношения, позволяющие им совместно достичь какой-либо цели. Их задача состоит в том, чтобы конкретно договориться о путях ее достижения и организовать взаимодействие сторон так, чтобы, например, прибыль была максимально возможной, не забывая при этом о вкладах каждого и распределении полученного.
Когда переговоры идут в рамках конфликта, тогда основной акцент делается, как правило, на распределении или перераспределении имеющегося имущества, полученной прибыли, территории, находящейся под контролем, и т. д.
С точки зрения результата переговоры бывают плодотворные и бесплодные, то есть безрезультатные.
Американский политолог и практик Ф. Чарльз Икле выделяет следующие виды переговоров.
1. Переговоры в целях продления ранее достигнутых соглашений. Важной характеристикой таких переговоров является наличие предыдущих договоренностей. Их результатом может быть подтверждение статус-кво либо непринципиальные изменения в отношениях. Такие переговоры часто ведутся в сфере торговли для продления срока действия договора и для внесения некоторых уточнений и изменений в новый договор с учетом складывающейся конъюнктуры.
2. Переговоры с целью нормализации отношений. Они предполагают переход от конфликтных ситуаций к иным типам отношений сторон (нейтральным или сотрудничества).
3. Переговоры с целью достижения перераспределительных соглашений. Смысл таких переговоров состоит в том, что одна из сторон, занимая наступательную позицию, требует изменений в соглашениях в свою пользу за счет других сторон. Считается, что поводы ставить так вопрос могут быть разные, в том числе вполне обоснованные.
4. Переговоры в целях достижения нового соглашения. Они направлены на установление новых отношений и обязательств между участвующими в них сторонами. Это могут быть, например, переговоры с новым партнером.
5. Переговоры в целях получения косвенных результатов. Косвенные результаты могут не отражаться в соглашениях, которых даже может не быть. В таком качестве могут выступать, например, беседы по установлению контактов, выявлению точек зрения партнеров,
оказанию влияния на общественное мнение. В этом случае главные проблемы взаимодействия сторон могут оказаться вне поля зрения конкурентов, СМИ и др.
Классификация по типу совместных решений различает следующие виды переговоров: компромиссные (взаимные уступки), качественного перехода (к новому состоянию), сужения противоречий (частичное согласие), снятия противоречия (полное согласие), асимметричного решения (выгоды сторон распределены неравномерно).
По характеру взаимодействия сторон переговоры могут быть прямые и непрямые (косвенные). Прямые переговоры — это такие, при которых все стороны одновременно присутствуют за столом переговоров и способны разрешить предмет своего спора без внешней помощи. Непрямые (косвенные) переговоры — это такие, при которых прямого контакта сторон не происходит. Они могут располагаться не только в разных помещениях одного здания, но даже в разных зданиях. Взаимодействия между ними обеспечиваются исключительно через посредников.
Косвенные переговоры необычайно сложны за счет значительного увеличения времени, отсутствия эффекта непосредственного общения сторон и доверия их друг к другу. Косвенные переговоры используются в случаях, когда разногласия между сторонами чрезвычайно велики, а история их взаимоотношений носит враждебный характер.
Иногда говорят об уровне переговоров. В понятие «уровень переговоров» включается социальный и политический статус участников переговоров. Статус самым непосредственным образом связан с объемом полномочий при принятии решений. В таком случае переговоры могут быть на высшем уровне (ведутся между главами государств или правительств), на уровне первых лиц организаций, на уровне экспертов.
Уровень переговоров имеет не только протокольное значение. Как правило, чем выше уровень переговоров, тем более важные проблемы на них обсуждаются и более важные решения на них принимаются. Более того, ряд вопросов вообще не может быть решен на другом, более низком, уровне.
В зависимости от целей участников различают следующие переговоры:
♦ о продлении действующих соглашений, когда, например, конфликт приобрел затяжной характер и сторонам требуется передышка, чтобы приступить к более конструктивному общению;
♦ о перераспределении обязательств, они свидетельствуют о том, что одна из сторон конфликта требует изменения полномочий;
♦ о создании новых условий и заключении новых соглашений;
♦ по достижению побочных эффектов, ориентированных на решение второстепенных вопросов (отвлечение внимания, уяснение позиций, демонстрация миролюбия и т. п.)1.
3.5.2. Функции переговоров
Не во всех ситуациях переговоры необходимы. К ним обращаются в следующих случаях: когда односторонние действия невозможны; односторонние действия невыгодны; когда в законодательном порядке нет предусмотренных процедур; когда досудебное (с помощью переговоров) решение проблемы более выгодно, чем судебное; когда отсутствуют судебные прецеденты и нет строго регламентированных моделей поведения.
В переговорах нет необходимости: когда имеют место взаимоисключающие интересы (стороны хотят разного); стороны настроены непримиримо (споры можно разрешить только в суде); сотрудничество сторон осуществляется на основе исключительно совпадающих интересов и полного взаимного доверия.
Существуют два главных предназначения переговоров — разрешать споры и находить пути сотрудничества (поиск совместного решения проблемы).
Второстепенные функции переговоров следующие:
♦ информационная функция заключается в том, чтобы получить максимум сведений об интересах, позициях, подходах к решению проблемы противоположной стороны, а также предоставить таковую о себе. Она дает понимание сути проблемы, вызвавшей конфликт. Информационная функция может использоваться и для дезинформации оппонентов;
♦ коммуникативная функция связана с налаживанием и поддержанием связей и отношений конфликтующих сторон;
♦ регулятивная функция позволяет координировать действия участников конфликта. Ее значение усиливается в случаях, когда стороны достигли определенных договоренностей и переговоры продолжаются относительно выполнения решений;
♦ пропагандистская функция переговоров состоит в том, что их участники стремятся оказать влияние на общественное мнение с целью оправдания собственных действий, предъявления претензий оппонентам, привлечения на свою сторону союзников и т. п. Создание благоприятного для себя и отрицательного для оппонента обще-
Лебедева М. М. Вам предстоят переговоры. — М., 1993. — С. 37-38.
ственного мнения осуществляется прежде всего через СМИ. При этом нередко используются такие манипуляции, как «наклеивание ярлыков», «блистательная неопределенность», «подтасовка карт», «фургон с оркестром» и др.
Особенно интенсивно пропагандистская функция используется в переговорах по внутри- и внешнеполитическим проблемам. Однако чрезмерная открытость таких переговоров под давлением общественного мнения может снизить их эффективность. Поэтому зачастую такие переговоры ведутся в конфиденциальной обстановке и нередко с применением следующих техник:
♦ маскировочной, которая имеет целью достижение побочных эффектов. В этом случае конфликтующие стороны мало заинтересованы в совместном решении проблемы, поскольку решают различные задачи. Так, одна из конфликтующих сторон для того, чтобы выиграть время, стремится успокоить оппонента, создать видимость стремления к сотрудничеству;
♦ отвлечения внимания партнера от других проблем. Эта техника реализуется при условиях, когда одна из сторон в действительности не заинтересована в конструктивных переговорах и жестко ориентирована на победу.
В целом же следует отметить, что любые переговоры многофункциональны и предполагают одновременную реализацию нескольких функций. Но при этом функция поиска совместного решения должна оставаться приоритетной, иначе переговоры становятся мнимыми — квазипереговорами1.
Английский политолог С. Кросс предложил рассматривать переговоры в четырех ипостасях:
♦ «шарада», в которой каждый из участников стремится разгадать часто почти определенное ситуацией решение и самих действующих лиц;
♦ «искусство», состоящее, в частности, в ловкости установления отношений, в которых переговоры являются скорее маркером начала, чем конца;
♦ «торговля» в процессе выделения ресурсов;
♦ «познавательный процесс» и «последовательное обучение»2.
3.5.3. Факторы, влияющие на ход переговоров
В специальной литературе по переговорным процессам особое внимание уделяется значению характера избираемой тактики поведения. Основные научные подходы к переговорному процессу строятся на переходе от жестких к мягким переговорным технологиям.
Модель переговорного торга. Она связывается с оказанием давления, нажимом, выдвижением обвинений — все эти примеры относятся к жесткому торгу. Активно применяются также такие тактические приемы, как пакетирование, выдвижение требований в последнюю минуту, завышение требований, указание на слабые стороны партнера, различные виды ухода, расстановка ложных акцентов в собственной позиции, оказание давления на партнера, ультиматум.
Концепция «мягкой» линии поведения на переговорах стала альтернативой жесткому торгу. Ее автор Чарльз Осгуд полагал, что наибольший выигрыш на переговорах можно получить благодаря взаимным уступкам. Однако торг даже в мягком варианте обладает неприятной особенностью: когда выигрывает один, проигрывает другой.
Характерные черты основных подходов к переговорному процессу по разрешению конфликтов демонстрирует табл. 31.
Таблица 3
Мягкий позиционный подход | Жесткий позиционный подход | Принципиальный подход |
Участники — друзья | Участники — противники | Участники вместе решают проблему |
Цель — соглашение | Цель — победа | Цель — разумный результат, достигнутый эффективно и дружелюбно |
Делать уступки для культивирования отношений | Требовать уступок в качестве условия для продолжения отношений | Отделить людей от проблемы |
Продолжение ►
1 Приводится по: Конфликтология для государственных служащих: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Волкова, В. А. Семенова. — СПб: Изд-во СЗАГС, 2010. — С. 432-433.
Таблица 3 (продолжение)
Мягкий позиционный подход | Жесткий позиционный подход | Принципиальный подход |
Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы | Придерживаться жесткого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы | Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми, но стоять на жесткой платформе при решении проблемы |
Доверять другим | Не доверять другим | Продолжать переговоры независимо от степени доверия |
Легко менять свою позицию | Твердо придерживаться своей позиции | Концентрироваться на интересах, а не на позициях |
Делать предложения | Угрожать | Анализировать интересы |
Обнаруживать свою подспудную мысль | Сбивать с толку в отношении своей подспудной мысли | Избегать возникновения подспудной линии |
Допускать односторонние потери ради достижения соглашения | Требовать односторонних дивидендов в качестве платы за соглашение | Обдумывать взаимовыгодные варианты |
Искать единственный ответ: тот, на который пойдут они | Искать единственный ответ: тот, который примете вы | Разработать многоплановые варианты выбора: решать позже |
Настаивать на соглашении | Настаивать на своей позиции | Настаивать на применении объективных критериев |
Пытаться избежать состязания воли | Пытаться выиграть в состязании воли | Пытаться достичь результата, руководствуясь критериями, не имеющими отношения к состязанию воли |
Мягкий позиционный подход | Жесткий позиционный подход | Принципиальный подход |
Поддаваться давлению | Применять давление | Размышлять и быть открытым для доводов других; уступать доводам, а не давлению |
Психологические факторы, определяющие выбор модели переговорной игры, могут быть следующими:
♦ субъективные представления партнеров о предстоящих переговорах;
♦ взаимные ставки партнеров;
♦ личностный фактор;
♦ качество коммуникации.
При анализе этих факторов в конкретной переговорной ситуации проступают различия двух полюсов — согласия или противостояния интересов, определяющих интегративные (партнерские) и полемические (конфликтные) переговоры.
Стремление отойти от крайностей привело к появлению метода принципиальных переговоров, разработанного Р. Фишером и У. Юри. Метод принципиальных переговоров означает жесткий подход к существу дела, но мягкий в отношении участников переговоров.
Многие специалисты указывают на особую значимость PR-сопро-вождения переговорного процесса. Установление эффективных связей с общественностью — неотъемлемая часть современного стиля политических переговоров. Существует несколько основных направлений осуществления связей с общественностью:
♦ формирование общественного мнения внутри страны и за рубежом;
♦ влияние на динамику общественных настроений;
♦ позитивное освещение деятельности «своей» делегации;
♦ формирование позитивного имиджа страны;
♦ продвижение важнейших политических идей в каналах коммуникации;
♦ информационное влияние на политическую позицию партнеров;
♦ влияние на повестку дня мировых каналов массовых коммуникаций.
Информационная кампания на политических переговорах представляет собой заранее спланированный комплекс взаимосвязанных коммуникационных мероприятий по реализации конкретных целей организаторов переговоров путем направленного воздействия на общественное мнение и позиции партнеров по переговорам.
Основные этапы при организации PR-кампании:
♦ анализ ситуации, необходимые исследования и постановка основной задачи кампании;
♦ разработка программы, выбор техники воздействия, определение публики, планирование бюджета;
♦ осуществление намеченной программы, раскрутка темы;
♦ информационное прикрытие, оценка результатов кампании, основные выводы.
Процесс политических переговоров трактуется также с позиции возможности применения искусства китайских стратагем как фактора, обусловливающего их характер1.
Понятие «стратагема» весьма древнее и означает военную хитрость и военное дело вообще. Под стратагемой понимается также стратегический план, в котором для противника заключена какая-либо ловушка или хитрость.
Стратагемное мышление на переговорах означает неортодоксальные пути достижения целей. На политических переговорах стратагем-ный подход раскрывается как сумма целенаправленных мероприятий, рассчитанных на реализацию долговременного стратегического плана, обеспечивающего решение кардинальных задач.
Основная идея стратагемного мышления на переговорах — не вступать в прямое противоборство, открыто не конфликтовать, а с помощью тайных уловок «задушить в объятьях» партнеров по переговорам.
Существует несколько классификаций стратагем. В зависимости от целей, которые помогают достигать стратагемы, из списка 36 стратагем современные исследователи выделяют основные их разновидности:
♦ стратагемы подделки, или имитации (создание иллюзорной действительности);
♦ стратагемы утаивания (реальные обстоятельства скрываются);
♦ дезинформирующие стратагемы (о неизвестном сообщается как об известном);
♦ стратагема извлечения выгоды;
♦ стратагемы бегства;
♦ смешанные стратагемы.
Наиболее подходящим для интерпретации стратагем в рамках переговорного процесса является деление по признаку основной направленности их действий на шесть групп по шесть стратагем.
1. Первую группу составляю стратагемы успешных переговоров (или победоносных сражений).
2. Вторую группу образуют стратагемы при равновесии сил на переговорах.
3. Третья группа посвящена наступательным стратагемным тактикам на переговорах.
4. Четвертая группа — стратагемы переговоров с несколькими участниками.
5. Пятая группа — схемы наступления на переговорах совместно с третьей стороной.
6. Шестая группа — стратагемы переговоров со слабой позицией.
К факторам, обусловливающим специфику характера протекания переговоров, относят также национальный стиль их ведения.
Национальный стиль — это приверженность определенным культурным ценностям, традициям и обычаям, ориентация на специфические механизмы принятия решений, а также на соблюдение определенных, глубоко укорененных в национальной культуре правил поведения.
Учет национального стиля поведения (русского, американского, английского, китайского и т. д.) позволяет вырабатывать более гибкую переговорную тактику, способствует уходу от исходов с нулевой сум-мой1.
3.5.4. Что такое BATNA?
BATNA (от англ. Best Alternative to a Negotiated Agreement — Наилучшая Альтернатива Обсуждаемому Соглашению) — термин, введенный Роджером Фишером и Уильямом Ури в их книге «Путь к согласию». Он является важным элементом переговоров, так как невозможно принять мудрое решение по поводу обсуждаемого вопроса, если вы не знаете свои альтернативы. BATNA — «это единственный способ, который может защитить вас от принятия невыгодных вам условий, и наоборот, поможет принять наиболее удачные»2. Проще говоря, если предложенное соглашение лучше вашей BATNA, тогда вам нужно
его принять. Если предложение хуже вашей BATNA, тогда вам стоит возобновить переговоры. Если вы не можете сделать соглашение более выгодным, следует подумать об отказе от переговоров и последовать вашей наилучшей альтернативе (учитывая при этом факт возникновения расходов).
Усилив BATNA, вы улучшите ваши способности к переговорам. Поэтому важно совершенствовать BATNA при любой возможности. Хорошие переговорщики знают, когда их оппонент пойдет на все ради соглашения. Когда это происходит, они просят намного больше, зная, что их оппонент все равно уступит. В том случае, если у их противников имеются другие варианты, хорошие переговорщики пойдут на большие уступки, чтобы задержать своих оппонентов за столом переговоров. Таким образом, усовершенствовав BATNA настолько, насколько это возможно, и сделав ее известной вашему оппоненту, вы упрочите ваши позиции переговорщика.
Гай и Хейди Берджесс немного упростили концепцию BATNA, чтобы подчеркнуть так называемую EATNA1. Она подсчитывает все альтернативы соглашения, а не только наилучшие. Даже когда у участников спора нет достойных альтернатив переговорам, они зачастую ошибочно полагают, что они есть. (Например, обе стороны считают, что могут одержать победу в военном столкновении, даже когда одна сторона слабее или если стороны настолько равны, что исход неясен.) Осознание этого важно тогда, когда приходит время принимать соглашение или нет. Если участник переговоров полагает, что имеет лучшую альтернативу, то он чаще всего следует ей, даже если она не так хороша, как он думает.
BATNA и EATNA также влияют на то, что Уильям Зартман и многие другие называют «зрелостью» — это время, когда переговорщики готовы прийти к соглашению2. Когда идеи обеих сторон совпадают или представления о BATNA сходятся, то переговоры близки к достижению соглашения. Иметь схожие представления о BATNA означает, что точки зрения обеих сторон на то, как повернется спор, если они не достигнут соглашения, сходятся. В данной ситуации для них будет выгоднее принять соглашение без продолжения спора. Это происходит, когда спорящие стороны, вовлеченные в судебные тяжбы, урегулируют спор полюбовно (так происходит в США примерно в 90 %). Причина этого заключается в том, что адвокаты понимают преимущества
http://www. beyondintractability. org/essay/batna/?nid=1027. Zartman W. Ripe for Resolution. New York: Oxford, 1985-1989.
каждой из сторон, а также как лучше избежать суда. Они берутся за дело и приходят к тому же результату намного проще и быстрее через переговоры.
С другой стороны, участники спора могут иметь различные точки зрения на BATNA, что может завести в тупик. Например, обе стороны думают, что могут выиграть, если они подадут дело в суд или прибегнут к силе. Если их BATNA говорит им, что они могут участвовать в споре и выиграть, результатом, скорее всего, будет конфликт. Если BATNA одной стороны лучше другой, то, вероятнее всего, эта сторона выиграет. Если их BATNA примерно равны, стороны могут зайти в тупик. Если конфликт обходится им довольно дорого, то стороны поймут, что их BATNA не была так хороша, как они полагали. Затем спор может снова перерасти в переговоры.
Зачастую EATNA приводит к провалу переговоров в последний момент. Спорщики могут вести переговоры месяцами и даже годами, но наконец приходят к соглашению, которое, как они полагают, приемлемо для всех. В конце все стороны должны внимательно проанализировать финальный результат и решить: лучше ли этот результат всех альтернатив? Если все стороны скажут «да», можно принимать решение. Если одна сторона меняет свою позицию, соглашение может провалиться. Поэтому знание своих BATNA и EATNA, а также BATNA и EATNA противников необходимо для успешных переговоров.
BATNA не всегда определяется легко. Фишер и Ури представили в общих чертах процесс определения BATNA.
1. Разработайте список действий, которые вы, вероятно, предпримете после достижения соглашения.
2. Усовершенствуйте самые многообещающие идеи и превратите их в реальные возможности.
3. Предположительно выберите одну возможность, которая кажется вам наилучшей.
BATNA может быть определена для любой ситуации в переговорах. Это может быть как сравнительно легкое задание, например поиск работы, так и комплексная проблема, например острый конфликт, связанный с окружающей средой, или затянувшейся этнический конфликт.
Фишер и Ури предлагают ситуацию поиска работы в качестве основного примера определения BATNA. Если вы не получили заманчивого предложения работы от компании Х до конца месяца, что вы сделаете? Обдумать варианты — это первый шаг к определению BATNA. Стоит ли вам выбрать другую работу? Поискать в другом городе? Вернуться к учебе? Если предложение, которое вы ждете, подразумевает работу
в Нью-Йорке, а вы также рассматриваете и Денвер, тогда попытайтесь направить свой интерес и туда тоже. Имея предложение из Денвера, вам будет легче оценить работу в Нью-Йорке. Наконец, вам нужно выбрать наилучшую для себя альтернативу, в случае если вы не получите согласия от нью-йоркской компании. Чего бы вы действительно хотели, если бы не получили работу в Нью-Йорке?
Более сложные ситуации требуют анализа большого спектра факторов и возможностей. Например, некое сообщество обнаружило, что рядом стоящий завод загрязняет воду выбросами. Сначала руководители сообщества попытались обсудить план по очистке воды с компанией, но ее руководство отказывается добровольно давать согласие на план, который удовлетворил бы сообщество. В данном случае варианты разрешения проблемы у сообщества следующие:
1. Они, вероятно, могут подать в суд на предприятие на основании Закона о контроле за загрязнением воды.
2. Они могут обратиться в Управление по охране окружающей среды и посмотреть, что оно может предпринять в данной ситуации.
3. Они могут обратиться в легислатуру штата с просьбой об ужесточении мер по отношению к вредным предприятиям.
4. Сообщество может провести кампанию по обучению общественности и проинформировать жителей о проблеме. Такая кампания может в будущем увеличить число голосующих за кандидатов, поддерживающих окружающую среду, которые в свою очередь примут законы, предусматривающие решение такого рода проблем. Взвешивая все эти альтернативы, чтобы определить, какая из них
самая лучшая, члены сообщества должны рассмотреть различные факторы:
♦ Что наиболее допустимо и выполнимо?
♦ Что будет иметь наибольшее влияние в рекордно короткий промежуток времени?
♦ Если они преуспеют в том, чтобы завод закрылся, сколько народа останется без работы?
В такой сложной ситуации, как эта, прежде чем определять BATNA, необходимо ответить на все эти вопросы.
В то время как вы определяете свою BATNA, вам следует обдумать доступные альтернативы для другой стороны. Иногда ваши оппоненты могут быть чрезмерно оптимистичны по поводу своих альтернатив. Чем больше вы узнаете об их вариантах, тем более подготовленными вы будете к переговорам. Вы сможете разработать более реалистичный взгляд на то, какими могут быть результаты и какие предложения являются приемлемыми.
Прежде чем раскрывать свою BATNA противнику, необходимо учесть многие факторы. Хотя Фишер и Ури не советуют делать тайны из вашей BATNA, согласно Маккарти: «Не стоит раскрывать свою BATNA в том случае, если противоположная сторона считает, что ваша BATNA лучше, чем есть на самом деле»1. Но так как вы можете не знать, что думают ваши оппоненты, вы можете раскрыть больше, чем следует. Если ваша BATNA окажется хуже, чем думает соперник, то, раскрыв ее, вы можете ослабить свои позиции.
Участие третьей стороны позволяет спорящим безошибочно определить их BATNA через тестирование реальности и подсчет. В тестировании реальности третья сторона помогает прояснить и сгруппировать альтернативы каждой из сторон, задавая вопросы о BATNA: «Как вы сможете сделать это? Каким будет результат? Что будет делать противная сторона? Откуда вы знаете?». Или третья сторона может просто внести новую информацию в дискуссию, показывая, что определение BATNA одной из сторон неверно. Подсчет — это более общий подход к данному процессу. Это систематическая попытка определить издержки и выгоду. Так стороны осознают все свои альтернативы. Это обеспечит твердую основу для соглашения, которое будет лучшей альтернативой для каждой стороны. Но если стороны не могут прийти к такому соглашению, то переговоры провалятся, и стороны будут следовать своим BATNA за пределами данных переговоров.
3.5.5. Структура переговорного процесса
С момента встречи сторон за столом переговоров начинает разворачиваться собственно переговорный процесс. Генри Киссинджер, бывший госсекретарь США, в свое время заметил, что то, как ведутся переговоры, практически имеет столь же большое значение, как и то, относительно чего они ведутся. Поэтому крайне важно представлять структуру переговорного процесса.
Процесс переговоров состоит из ряда структурных элементов. Прежде всего он неоднороден по своим задачам и включает в себя несколько этапов. Последовательность решения задач, или этапов ведения переговоров, может быть следующая: взаимное уточнение интересов, точек зрения, концепций, позиций и т. д.; дискуссионный этап, предполагающий выработку основных параметров совместного решения проблемы; итоговый этап, состоящий в работе над соглашением (включает в себя выработку «общей формулы» и деталей соглашения).
Как бы хорошо ни были подготовлены переговоры, все же стороны, сев за стол, имеют достаточно общие представления о позициях друг друга. Наличие первого этапа переговорного процесса — взаимного уточнения интересов, точек зрения, концепций и позиций участников — подразумевает, что прежде чем стороны приступят к выработке договоренностей, они выяснят и обсудят точки зрения друг друга на имеющуюся проблему. Поэтому они начинают с того, что излагают позиции и выслушивают друг друга. При конфликтных отношениях сторон на данном этапе особое внимание уделяется выработке основ нахождения общего языка. Дело в том, что при конфликте участники нередко исходят из совершенно различных определений и представлений о путях решения проблемы, а подчас не совпадает терминология, которой они оперируют.
Второй этап переговоров — дискуссионный. На этом этапе участники переговоров основное внимание уделяют обсуждению и аргументации вариантов решения проблемы, в результате чего определяют возможность ее совместного решения. Опять же в условиях конфликтных отношений дискуссия зачастую идет как бы по кругу и переговоры заводятся в тупик. Естественное течение переговоров приостанавливается, начинают расползаться тревожные слухи о возможности откладывания переговоров или их срыве. Если возникает такой период, то его можно преодолеть двумя способами. Первый состоит в том, чтобы стороны перешли к односторонним действиям, реализуя свои альтернативы переговорному решению (BATNA). Второй вариант заключается в нахождении позитивного выхода и в продолжении переговоров. При намерении сторон действительно решить проблему с помощью переговоров результатом второго этапа становится выявление подходов к решению или рамок таких решений. В этом случае участники переходят к третьему этапу, непосредственно связанному с разработкой договоренностей.
При успешном завершении переговоры заканчиваются выработкой итоговых документов: договоров, соглашений, меморандумов и т. д. С точки зрения политического урегулирования конфликта важно, чтобы договоренности были оформлены юридически. В политическом плане наличие лишь устных договоренностей делает соглашение непрочным и создает основу для различных толкований, а следовательно, и для новых конфликтов или, по крайней мере, разногласий. Переговоры, однако, не всегда заканчиваются достижением договоренностей.
Другим структурным элементом переговорного процесса являются способы подачи позиции. Они обусловлены логикой соотношения интересов сторон (их совпадения и расхождения), а также оценками этого соотношения участниками переговоров. На переговорах стороны, как правило, не раскрывают карты полностью. Даже если нет прямой дезинформации, то и тогда что-то остается недоговоренным. Исходя из этого выделяются четыре основных способа подачи позиции:
♦ открытие позиции;
♦ закрытие позиции;
♦ подчеркивание общности в позициях;
♦ подчеркивание различий в позициях.
Невозможно определить некое универсальное соотношение способов подачи позиции, так как каждый раз — в зависимости от конкретного соотношения интересов, целей сторон, от иерархии переговорных функций каждого участника переговоров — пропорция будет иной.
Последним структурным элементом переговорного процесса является тактический прием, который представляет собой более сложное образование по сравнению со способом подачи позиции.
Тактические приемы крайне разнообразны. Для того чтобы иметь более четкое представление о них, целесообразно рассмотреть их в контексте основных концепций переговоров и разделить, соответственно, на тактические приемы торга и те, что ориентированы на партнерский подход.
В случае торга одним из наиболее часто используемых приемов является оказание давления на партнера, которое осуществляется путем угроз, нажима, блефа и других сходных действий. Цель такого давления — вынудить противоположную сторону согласиться на предлагаемое решение. Иногда усиление давления происходит с помощью чисто психологических приемов. В довольно жестком виде давление осуществляется через выдвижение ультиматума. Противодействовать оказанию давления можно, например, ведя переговоры через посредника. В ситуации публичности или, по крайней мере, в присутствии третьей стороны к этому приему прибегают реже.
Прием значительного завышения первоначальных требований всегда сопровождает торг. Суть его состоит в том, что участники, начиная переговоры, запрашивают значительно больше, чем реально надеются получить. То, насколько могут быть завышены первоначальные требования, зачастую зависит от факторов, обусловленных культурными нормами.
Еще одним тактическим приемом является расстановка ложных акцентов в собственной позиции. Суть ее заключается в том, чтобы продемонстрировать партнеру крайнюю заинтересованность в решении какого-либо вопроса, хотя на самом деле этот вопрос является второстепенным. В дальнейшем требования по этому вопросу снимаются без особого ущерба для собственных интересов. При этом само снятие каких-либо пунктов представляется как уступка, взамен которой требуют ответных шагов от противоположной стороны. Как и при значительном завышении первоначальных требований, просьба обосновать все выдвигаемые требования может ограничить сферу использования этого приема.
Близким к описанным приемам является выдвижение требований в последнюю минуту. Этот прием — частный случай выдвижения ультимативных требований.
При торге участники переговоров прибегают и к такому приему, как выдвижение требований по возрастающей. Видя, что партнер соглашается с вносимыми предложениями, другой участник переговоров выдвигает все новые и новые требования.
Вообще, используя приемы, так или иначе связанные с завышенными требованиями, ультиматумами, вымогательством и т. п., следует иметь в виду, что итог переговоров зависит от уровня требований. При слишком высоком уровне требований вероятность реализации интересов снижается.
Довольно типичным для торга является прием двойного толкования, который предполагает, что при выработке итогового документа одна из сторон закладывает в него формулировки с двойным смыслом, для того чтобы в будущем трактовать соглашение в своих интересах, не нарушая его формально.
К числу тактических приемов торга относится «салями». Прием заключается в предоставлении информации партнеру по переговорам очень небольшими порциями. Уступки делаются очень маленькими шажками. Смысл приема в том, чтобы получить максимально возможное от противоположной стороны, действуя крайне медленно и осторожно. Близок к приему «салями» прием выжидания, или молчания, на переговорах. Смысл его тот же — вынудить партнера первым давать информацию. В обоих случаях есть большой риск затягивания переговоров, а то и их срыва.
Другая группа тактических приемов ориентирована на партнерский подход. К ней относятся, например, такие приемы, как постепенное повышение сложности обсуждаемых вопросов, разделение проблемы на отдельные составляющие и вынесение спорных вопросов за скобки. При решении спорных вопросов, которые предполагают равный раздел функций, полномочий, территории и т. п., возможно применение приема, основанного на том, что один из участников предлагает принцип раздела и проводит раздел, а другой выбирает. Можно
сказать, что один делит пирог, другой выбирает себе кусок. Суть приема заключается в том, что первый, опасаясь получить меньшую часть, будет стремиться разделить пирог как можно точнее поровну.
Еще один прием — увеличение альтернативности переговорных решений, когда разрабатывается большое количество различных вариантов. Единственной проблемой при использовании данного приема может оказаться затягивание переговоров при наличии огромного числа вариантов и альтернатив решения.
Некоторые тактические приемы на переговорах имеют двойственный характер. Двойственность заключается в том, что по своему проявлению они сходны, однако имеют разный смысл и, соответственно, относятся либо к торгу, либо к партнерскому подходу.
Одним их таких двойственных приемов является «пакет», или «увязка». При этом несколько вопросов или предложений увязываются и предлагаются к рассмотрению вместе. В результате обсуждению подлежат не отдельные предложения или вопросы, а их комплекс. Обычно увязываются выдвигаемые предложения, хотя иногда могут увязываться, например, и вопросы повестки дня. Использование «пакета» в рамках торга предполагает увязывание привлекательных, отвечающих главным интересам другой стороны предложений с малоприемлемыми для нее в один комплект. Этот прием ряд исследователей отмечает как характерный для американского стиля ведения переговоров.
Двойственным характером обладает также прием коалиционной, или блоковой, тактики. Он возникает на многосторонних переговорах и заключается в согласовании своих действий с партнерами по коалиции, выступающими единым блоком.
Один из самых распространенных приемов, также двойственных, — уход, или тактика избегания. Он может быть связан с закрытием позиции в ситуации торга. На этапе уточнения позиций такой прием применяется для того, чтобы не дать партнеру точную и определенную информацию по тем или иным пунктам позиции, на этапе дискуссии — с целью не вступать в дискуссию (например, в случаях, если позиция по данному вопросу плохо проработана или участник не заинтересован в обсуждении данного вопроса). При согласовании позиций прием используется для отклонения в косвенной форме нежелательных предложений.
Несколько менее распространенным по сравнению с уходом, но также имеющим двойственный характер, является прием пробного шара. Он состоит в том, что предложение формулируется не в виде предложения, а в виде идеи, которая ни к чему не обязывает.
Заканчивая описание тактических приемов, следует подчеркнуть, что они не являются раз и навсегда заданными, а изменяются, развиваются и усложняются. По мере развития переговорной практики появляются новые виды тактических приемов. Особенно усиленно этот процесс стал развиваться в последнее время в связи с общей интенсификацией переговорных процессов в мире.
Контрольные вопросы и задания