Профессионально-этические требования к политическому консультированию

В основе политического консалтинга (консультирования) лежат впол­не определенные принципы, в числе которых два важнейших: прин­цип взаимного доверия и принцип сотрудничества. Если принцип до­верия предполагает установление особого эмоционального отношения между политиком и его консультантом, то принцип сотрудничества указывает на вовлеченность политика в процесс политического кон­сультирования.

К этому необходимо добавить и следующие правила консалтинго­вой деятельности: знать среду, принимать основы ее существования (правила игры) и не пытаться навязывать свои правила1.

В современной России политический консалтинг представляет собой особую разновидность бизнеса, как и в иных демократических странах, только меньших масштабов и со своей национальной специ­фикой.

Основная причина этого — общеполитический контекст, в котором существенно сужено политическое пространство. Отчетливо прояв­ляются доминирующая роль государства в политическом простран­стве, малозначительная роль общественных структур и независимых массмедиа, нехватка финансовых средств на проведение независимых социологических исследований. К этому надо добавить неустойчивую партийно-политическую самоидентификацию граждан, социокуль­турный раскол общества, недостаточно развитую культуру консенсу­са, политической конкуренции, отсутствие значимого опыта оппози-ционарности.

Спецификой политической жизни в современной России являет­ся неуступчивость и непримиримость, низкий уровень легитимности большинства политических институтов, в результате чего формиру­ется новая и всегда своеобразная политико-технологическая модель, с неизбежностью носящая отпечаток транзиторности. Свою роль сыг­рал и негативный опыт политического консалтинга в первые годы де­мократических преобразований.

Поэтому одной из особенностей отечественной модели политиче­ского консалтинга следует считать сочетание невысокого уровня по­литической культуры и общественного доверия к политическим ин­ститутам наряду с технологическим обеспечением, осуществляемым профессиональными консультантами.

Надо также иметь в виду, что политическое консультирование со­ставляет теневую, скрытую от общественности сторону любой поли­тической деятельности. Лицевая сторона процесса представлена заяв­лениями, выступлениями, поездками и другими освещаемыми СМИ акциями партийных лидеров и государственных деятелей, депутатов, кандидатов на выборные государственные должности. За спиной же публичных политиков стоят люди, обеспечивающие подготовку и про­ведение кампаний своим талантом, интеллектом, организационными способностями, знанием новейших политических технологий. Тем не менее демократизация политической жизни неизбежно активизирует роль и значение публичных и независимых политических консультан­тов, которые обращаются к широкой аудитории с телеэкранов, стра­ниц газет и научных изданий.

Политика как сфера социальной жизни существует и развивает­ся благодаря усилиям многих людей, но главную роль в ней играют политические лидеры, государственные деятели, политики-практи­ки. Именно они принимают политические решения и несут ответ­ственность за их выполнение. Политический менеджмент занимает специфическое место в политических отношениях. Он возникает и развивается в качестве вспомогательной сферы, способствующей политикам-практикам в решении крупных политических проблем. Если возникает политическая проблема, то политические менедже­ры и технологи помогают найти пути ее решения: если политическая партия претендует на право играть активную роль в жизни общества, то политические менеджеры могут подсказать, что надо сделать для превращения этой партии во влиятельную организацию; если кто-то добивается избрания на высокий государственный пост, то на помощь опять приходят политические менеджеры, берущие на себя организа­цию предвыборной кампании. В реальной же политической практике политические менеджеры и политические технологи выступают пре­имущественно в роли консультантов и помощников. Они дают советы политикам-практикам о наиболее оптимальных путях достижения той или иной политической цели и помогают организовать соответствую­щий управленческий процесс.

При всей уникальности каждого политического проекта и личных качеств заказчика политконсалтинговых услуг в специальной литературе выделяется некоторая система общих требований, которым должны следовать консультанты, чтобы установить нормальные отно­шения доверия и сотрудничества со своим клиентом.

Первое требование — четкость определения задачи, которую долж­ны решить консультанты. Если задача сформулирована нечетко, то неизбежным становится расхождение в представлениях политика и приглашенных консультантов о том, что последние должны делать. Следует учитывать, что, приглашая консультантов, политики далеко не всегда могут точно определить задачу, которую предстоит решить. Г. В. Пушкарева объясняет это следующим образом. Это может быть, во-первых, вызвано тем, что политик плохо представляет себе харак­тер деятельности консультантов, он может либо преувеличивать их возможности, либо недооценивать. Во-вторых, политик, оказавшись в сложной ситуации, подчас сам не в состоянии сформулировать свои требования к консультантам. В-третьих, как уже отмечалось, политик может скрывать свои истинные цели. Например, он может вступить в предвыборную борьбу с целью «оттянуть» на себя часть голосов кон­курентов какого-либо влиятельного политика, с которым его связы­вает устная договоренность, но приглашенным консультантам он об этом не говорит. Различие в понимании задач процесса консульти­рования — фактор, подрывающий личное взаимопонимание, усили­вающий взаимную подозрительность. Следовательно, консультанты должны настаивать на конкретизации основной задачи процесса кон-сультирования1.

Второе требование — четкость определения функций. Любой вид политического консультирования — это взаимодействие консультан­тов с политиком. Взаимодействие может быть эпизодическим или даже опосредованным, когда консультантов приглашают для сбора и анализа информации по какой-либо политической проблеме и связь с ними осуществляется через помощников заказчика. Взаимодейст­вие может быть очень тесным, когда консультанты организуют изби­рательную кампанию политика. Однако в любом случае необходимо точно определить функции каждой из взаимодействующих сторон. С одной стороны, надо иметь исчерпывающее представление о том, что должны сделать консультанты, в каком виде представить клиенту результаты своей работы, нужны ли промежуточные отчеты о работе и т. д. А с другой стороны — что должен делать политик, какую предо­ставить информацию, готов ли он и в какой форме участвовать в ходе

политической кампании и т. д. Четкое определение функций помогает задать параметры взаимных ожиданий, избежать взаимных упреков, неизбежно возникающих при размытости обязательств обеих сторон. На практике функциональные обязанности политического консуль­танта лучше всего фиксировать в специальном документе и утверж­дать у заказчика или руководителя политической кампании.

Третье требование — профессионализм и компетентность. Поли­тические консультанты с самого начала сотрудничества с субъектом политического управления должны уметь продемонстрировать свои деловые качества, свое умение профессионально подходить к реше­нию проблемы. Это повышает доверие политика к приглашенным кон­сультантам, так как компетентность и профессионализм всегда высоко ценятся.

Четвертое требование связано с этическими принципами консал­тинговой работы. Значение этой стороны деятельности политического политконсультанта трудно переоценить. Многие политические про­екты, к участию в которых привлекаются политические консультан­ты, часто связаны с деликатными проблемами. Сама профессиональ­ная работа консультантов во многом носит субъективный характер, ее результаты могут трактоваться заказчиком неоднозначно. Одна из се­рьезных проблем может быть связана с недостаточным уровнем пони­мания и откровенности между консультантом и заказчиком. В поли­тическом консультировании часто причиной натянутых отношений между политиком и консультантами являются их противоположные идеологические взгляды. Ценностные ориентации настолько сильно влияют на восприятие нами других людей, что подчас только упоми­нание имени лидера партии противоположной идеологической ори­ентации может вызвать гамму негативных эмоций. Негативной сторо­ной отечественного опыта политического консультирования является склонность политических консультантов и политических технологов, а также заказчиков их услуг к грубому манипулированию мнением и поведением граждан, покупке голосов, выхолащиванию политиче­ского содержания кампаний, использованию грязных технологий. Но будет несправедливым возлагать ответственность за применение в по-литконсалтинге грязных технологий только на самих политических консультантов. Один из основателей политконсалтинговых услуг в России И. Минтусов со знанием дела утверждает, что «практически все, что делается, всегда согласовывается с политическим заказчи­ком... Можно подумать, что политики — белые и пушистые, а вот пи­арщики только и делают, что копаются в грязи. Такого быть не может,

поскольку и те и другие участвуют в едином политическом процессе. Все здесь зависит от моральных принципов»1.

В одной из первых отечественных книг по политическому консуль­тированию «Политическое консультирование» ее авторы специально акцентируют внимание на моральной ответственности в профессио­нальной деятельности политических консультантов. Консультант не должен «соблазнять» политика принять решение, избрать пути или средства достижения цели, которые бы вызывали у него угрызения со­вести, нравственные мучения, какими бы выгодными, с точки зрения прагматика, эти решения или средства ни казались. Политика необхо­димо откровенно предупреждать об издержках каждого решения2.

Справедливая критика отрицательных черт консалтинга иног­да упускает из виду различие, существующее между действительно грязными, противоречащими Уголовному кодексу способами пред­выборной борьбы (фальсификацией результатов выборов, клеветой, шантажом, угрозами, покушениями и пр.) и такими технологиями, без которых серьезной борьбы просто быть не может. Вот почему специ­алисты высокого класса в области политического консультирования никогда не работают с теми политиками, которые принадлежат к про­тивоположному идеологическому лагерю.

В силу вышеизложенных причин политические консультанты должны демонстрировать такие моральные качества, как честность, верность обязательствам, умение хранить тайну, добросовестность. Они должны быть тактичными по отношению к политику, поддержи­вать у него веру в искренность своих намерений и помочь ему в реше­нии возникшей проблемы.

Если консультанты будут выполнять указанные требования, то вероятность установления между ними и политиком-клиентом до­верительных отношений и заинтересованного сотрудничества резко возрастает. Однако следует помнить, что доверие должно быть взаим­ным. Если консультант по каким-то причинам не доверяет политику, испытывает по отношению к нему неприятные чувства, то этичным с его стороны будет отказаться от заключения договора о консульти­ровании. Даже если консультант будет стремиться к тому, чтобы быть объективным, то все равно подавленные негативные эмоции будут проявляться в неосознаваемом желании умолчать о каких-то сторонах проблемы, в мимике и жестах, затрудняющих процесс эффективной коммуникации.

Таким образом, политические консультанты должны не только выстраивать доверительные отношения с политиком, но и уметь на­ладить контакты с его окружением. Это тем более важно, что именно эти люди, контактируя с политиком, будут формировать его представ­ления о работе консультантов, об их моральных и деловых качествах.

Искусство политического консультанта заключается в том, чтобы сделать своего заказчика-политика соавтором концепции по решению политической проблемы. Если удается решить эту задачу, то поли­тик становится активным участником процесса политического кон­сультирования, готовым прислушиваться к советам и рекомендациям консультантов, а не только подвергать их критической оценке. Если консультанту не удается вовлечь политика в совместное обсуждение и определение проблемы, то у последнего всегда будут основания для сомнения, пусть не в компетентности консультанта, но хотя бы в пре­увеличении им сути проблемы, в предложении неадекватных путей ее решения.

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что политическое консультирование в настоящее время утрачивает характер кустарного производства и становится видом высокопрофессиональной деятель­ности с соответствующими нормами и стандартами этики и надлежа­щего исполнения обязанностей. В мировой практике определены пять критериев профессионализма политических консультантов:

♦ опора на общепризнанные теоретико-методологические подходы;

♦ компетентность, признаваемая пользователями услуг консультан­та;

♦ компетентность, признаваемая профессиональным сообществом;

♦ принадлежность к профессиональной ассоциации, обеспечиваю­щей подготовку и повышение квалификации своих членов;

♦ соблюдение консультантом профессиональной этики1. Аналитики и практики политического управления, говоря об от­ношениях между консультантом и его клиентом (конкретным канди­датом или партией), указывают на две крайности, между которыми и располагаются возможные варианты этих отношений. Одна край­ность — клиент имеет сильного консультанта-менеджера, который по­лучает карт-бланш на принятие не только технических, но и стратеги­чески важных решений. Другая крайность — в идущей беспорядочно кампании клиент сам диктует консультантам, что и как надо делать.

1 Управление общественными отношениями: Учебник / Под общ. ред.

Негативной стороной отечественного опыта является склонность политических стратегов и их заказчиков к грубому манипулированию мнением и поведением граждан, покупке голосов, выхолащиванию по­литического содержания кампаний, использованию грязных техноло­гий. Проблема состоит не в том, чтобы ликвидировать любое манипу­лирование (для этого надо вообще запретить политику и управление), а в том, чтобы не допустить пропагандистского насилия над избира­телями, выхолащивания политического содержания кампаний. Цель современного консалтинга — демократизация политического процес­са, предельное сокращение дистанции между субъектами политиче­ских отношений.

Если существует политика как наука и искусство профессиональ­ного государственного и политического управления, если существу­ет конкурентная политическая среда и многопартийность, выборы в представительные и законодательные учреждения, то неизбежно возникает и потребность в грамотной профессиональной организации политического процесса и управлении им.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятиям «политическое консультирование», «политический консультант».

2. Какие социально-экономические и политические условия способ­ствовали зарождению современного политконсалтинга?

3. Что такое «новый стиль политической жизни» и чем французская модель политконсалтинга отличается от американской?

4. Каковы основные критерии профессионализма и этические нормы политконсультанта?

5. Дайте характеристику развития российского политического кон­сультирования.

6. Как осуществляется процесс институционализации независимого политического консультирования?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: