В основе политического консалтинга (консультирования) лежат вполне определенные принципы, в числе которых два важнейших: принцип взаимного доверия и принцип сотрудничества. Если принцип доверия предполагает установление особого эмоционального отношения между политиком и его консультантом, то принцип сотрудничества указывает на вовлеченность политика в процесс политического консультирования.
К этому необходимо добавить и следующие правила консалтинговой деятельности: знать среду, принимать основы ее существования (правила игры) и не пытаться навязывать свои правила1.
В современной России политический консалтинг представляет собой особую разновидность бизнеса, как и в иных демократических странах, только меньших масштабов и со своей национальной спецификой.
Основная причина этого — общеполитический контекст, в котором существенно сужено политическое пространство. Отчетливо проявляются доминирующая роль государства в политическом пространстве, малозначительная роль общественных структур и независимых массмедиа, нехватка финансовых средств на проведение независимых социологических исследований. К этому надо добавить неустойчивую партийно-политическую самоидентификацию граждан, социокультурный раскол общества, недостаточно развитую культуру консенсуса, политической конкуренции, отсутствие значимого опыта оппози-ционарности.
Спецификой политической жизни в современной России является неуступчивость и непримиримость, низкий уровень легитимности большинства политических институтов, в результате чего формируется новая и всегда своеобразная политико-технологическая модель, с неизбежностью носящая отпечаток транзиторности. Свою роль сыграл и негативный опыт политического консалтинга в первые годы демократических преобразований.
Поэтому одной из особенностей отечественной модели политического консалтинга следует считать сочетание невысокого уровня политической культуры и общественного доверия к политическим институтам наряду с технологическим обеспечением, осуществляемым профессиональными консультантами.
Надо также иметь в виду, что политическое консультирование составляет теневую, скрытую от общественности сторону любой политической деятельности. Лицевая сторона процесса представлена заявлениями, выступлениями, поездками и другими освещаемыми СМИ акциями партийных лидеров и государственных деятелей, депутатов, кандидатов на выборные государственные должности. За спиной же публичных политиков стоят люди, обеспечивающие подготовку и проведение кампаний своим талантом, интеллектом, организационными способностями, знанием новейших политических технологий. Тем не менее демократизация политической жизни неизбежно активизирует роль и значение публичных и независимых политических консультантов, которые обращаются к широкой аудитории с телеэкранов, страниц газет и научных изданий.
Политика как сфера социальной жизни существует и развивается благодаря усилиям многих людей, но главную роль в ней играют политические лидеры, государственные деятели, политики-практики. Именно они принимают политические решения и несут ответственность за их выполнение. Политический менеджмент занимает специфическое место в политических отношениях. Он возникает и развивается в качестве вспомогательной сферы, способствующей политикам-практикам в решении крупных политических проблем. Если возникает политическая проблема, то политические менеджеры и технологи помогают найти пути ее решения: если политическая партия претендует на право играть активную роль в жизни общества, то политические менеджеры могут подсказать, что надо сделать для превращения этой партии во влиятельную организацию; если кто-то добивается избрания на высокий государственный пост, то на помощь опять приходят политические менеджеры, берущие на себя организацию предвыборной кампании. В реальной же политической практике политические менеджеры и политические технологи выступают преимущественно в роли консультантов и помощников. Они дают советы политикам-практикам о наиболее оптимальных путях достижения той или иной политической цели и помогают организовать соответствующий управленческий процесс.
При всей уникальности каждого политического проекта и личных качеств заказчика политконсалтинговых услуг в специальной литературе выделяется некоторая система общих требований, которым должны следовать консультанты, чтобы установить нормальные отношения доверия и сотрудничества со своим клиентом.
Первое требование — четкость определения задачи, которую должны решить консультанты. Если задача сформулирована нечетко, то неизбежным становится расхождение в представлениях политика и приглашенных консультантов о том, что последние должны делать. Следует учитывать, что, приглашая консультантов, политики далеко не всегда могут точно определить задачу, которую предстоит решить. Г. В. Пушкарева объясняет это следующим образом. Это может быть, во-первых, вызвано тем, что политик плохо представляет себе характер деятельности консультантов, он может либо преувеличивать их возможности, либо недооценивать. Во-вторых, политик, оказавшись в сложной ситуации, подчас сам не в состоянии сформулировать свои требования к консультантам. В-третьих, как уже отмечалось, политик может скрывать свои истинные цели. Например, он может вступить в предвыборную борьбу с целью «оттянуть» на себя часть голосов конкурентов какого-либо влиятельного политика, с которым его связывает устная договоренность, но приглашенным консультантам он об этом не говорит. Различие в понимании задач процесса консультирования — фактор, подрывающий личное взаимопонимание, усиливающий взаимную подозрительность. Следовательно, консультанты должны настаивать на конкретизации основной задачи процесса кон-сультирования1.
Второе требование — четкость определения функций. Любой вид политического консультирования — это взаимодействие консультантов с политиком. Взаимодействие может быть эпизодическим или даже опосредованным, когда консультантов приглашают для сбора и анализа информации по какой-либо политической проблеме и связь с ними осуществляется через помощников заказчика. Взаимодействие может быть очень тесным, когда консультанты организуют избирательную кампанию политика. Однако в любом случае необходимо точно определить функции каждой из взаимодействующих сторон. С одной стороны, надо иметь исчерпывающее представление о том, что должны сделать консультанты, в каком виде представить клиенту результаты своей работы, нужны ли промежуточные отчеты о работе и т. д. А с другой стороны — что должен делать политик, какую предоставить информацию, готов ли он и в какой форме участвовать в ходе
политической кампании и т. д. Четкое определение функций помогает задать параметры взаимных ожиданий, избежать взаимных упреков, неизбежно возникающих при размытости обязательств обеих сторон. На практике функциональные обязанности политического консультанта лучше всего фиксировать в специальном документе и утверждать у заказчика или руководителя политической кампании.
Третье требование — профессионализм и компетентность. Политические консультанты с самого начала сотрудничества с субъектом политического управления должны уметь продемонстрировать свои деловые качества, свое умение профессионально подходить к решению проблемы. Это повышает доверие политика к приглашенным консультантам, так как компетентность и профессионализм всегда высоко ценятся.
Четвертое требование связано с этическими принципами консалтинговой работы. Значение этой стороны деятельности политического политконсультанта трудно переоценить. Многие политические проекты, к участию в которых привлекаются политические консультанты, часто связаны с деликатными проблемами. Сама профессиональная работа консультантов во многом носит субъективный характер, ее результаты могут трактоваться заказчиком неоднозначно. Одна из серьезных проблем может быть связана с недостаточным уровнем понимания и откровенности между консультантом и заказчиком. В политическом консультировании часто причиной натянутых отношений между политиком и консультантами являются их противоположные идеологические взгляды. Ценностные ориентации настолько сильно влияют на восприятие нами других людей, что подчас только упоминание имени лидера партии противоположной идеологической ориентации может вызвать гамму негативных эмоций. Негативной стороной отечественного опыта политического консультирования является склонность политических консультантов и политических технологов, а также заказчиков их услуг к грубому манипулированию мнением и поведением граждан, покупке голосов, выхолащиванию политического содержания кампаний, использованию грязных технологий. Но будет несправедливым возлагать ответственность за применение в по-литконсалтинге грязных технологий только на самих политических консультантов. Один из основателей политконсалтинговых услуг в России И. Минтусов со знанием дела утверждает, что «практически все, что делается, всегда согласовывается с политическим заказчиком... Можно подумать, что политики — белые и пушистые, а вот пиарщики только и делают, что копаются в грязи. Такого быть не может,
поскольку и те и другие участвуют в едином политическом процессе. Все здесь зависит от моральных принципов»1.
В одной из первых отечественных книг по политическому консультированию «Политическое консультирование» ее авторы специально акцентируют внимание на моральной ответственности в профессиональной деятельности политических консультантов. Консультант не должен «соблазнять» политика принять решение, избрать пути или средства достижения цели, которые бы вызывали у него угрызения совести, нравственные мучения, какими бы выгодными, с точки зрения прагматика, эти решения или средства ни казались. Политика необходимо откровенно предупреждать об издержках каждого решения2.
Справедливая критика отрицательных черт консалтинга иногда упускает из виду различие, существующее между действительно грязными, противоречащими Уголовному кодексу способами предвыборной борьбы (фальсификацией результатов выборов, клеветой, шантажом, угрозами, покушениями и пр.) и такими технологиями, без которых серьезной борьбы просто быть не может. Вот почему специалисты высокого класса в области политического консультирования никогда не работают с теми политиками, которые принадлежат к противоположному идеологическому лагерю.
В силу вышеизложенных причин политические консультанты должны демонстрировать такие моральные качества, как честность, верность обязательствам, умение хранить тайну, добросовестность. Они должны быть тактичными по отношению к политику, поддерживать у него веру в искренность своих намерений и помочь ему в решении возникшей проблемы.
Если консультанты будут выполнять указанные требования, то вероятность установления между ними и политиком-клиентом доверительных отношений и заинтересованного сотрудничества резко возрастает. Однако следует помнить, что доверие должно быть взаимным. Если консультант по каким-то причинам не доверяет политику, испытывает по отношению к нему неприятные чувства, то этичным с его стороны будет отказаться от заключения договора о консультировании. Даже если консультант будет стремиться к тому, чтобы быть объективным, то все равно подавленные негативные эмоции будут проявляться в неосознаваемом желании умолчать о каких-то сторонах проблемы, в мимике и жестах, затрудняющих процесс эффективной коммуникации.
Таким образом, политические консультанты должны не только выстраивать доверительные отношения с политиком, но и уметь наладить контакты с его окружением. Это тем более важно, что именно эти люди, контактируя с политиком, будут формировать его представления о работе консультантов, об их моральных и деловых качествах.
Искусство политического консультанта заключается в том, чтобы сделать своего заказчика-политика соавтором концепции по решению политической проблемы. Если удается решить эту задачу, то политик становится активным участником процесса политического консультирования, готовым прислушиваться к советам и рекомендациям консультантов, а не только подвергать их критической оценке. Если консультанту не удается вовлечь политика в совместное обсуждение и определение проблемы, то у последнего всегда будут основания для сомнения, пусть не в компетентности консультанта, но хотя бы в преувеличении им сути проблемы, в предложении неадекватных путей ее решения.
Зарубежный и отечественный опыт показывает, что политическое консультирование в настоящее время утрачивает характер кустарного производства и становится видом высокопрофессиональной деятельности с соответствующими нормами и стандартами этики и надлежащего исполнения обязанностей. В мировой практике определены пять критериев профессионализма политических консультантов:
♦ опора на общепризнанные теоретико-методологические подходы;
♦ компетентность, признаваемая пользователями услуг консультанта;
♦ компетентность, признаваемая профессиональным сообществом;
♦ принадлежность к профессиональной ассоциации, обеспечивающей подготовку и повышение квалификации своих членов;
♦ соблюдение консультантом профессиональной этики1. Аналитики и практики политического управления, говоря об отношениях между консультантом и его клиентом (конкретным кандидатом или партией), указывают на две крайности, между которыми и располагаются возможные варианты этих отношений. Одна крайность — клиент имеет сильного консультанта-менеджера, который получает карт-бланш на принятие не только технических, но и стратегически важных решений. Другая крайность — в идущей беспорядочно кампании клиент сам диктует консультантам, что и как надо делать.
1 Управление общественными отношениями: Учебник / Под общ. ред.
Негативной стороной отечественного опыта является склонность политических стратегов и их заказчиков к грубому манипулированию мнением и поведением граждан, покупке голосов, выхолащиванию политического содержания кампаний, использованию грязных технологий. Проблема состоит не в том, чтобы ликвидировать любое манипулирование (для этого надо вообще запретить политику и управление), а в том, чтобы не допустить пропагандистского насилия над избирателями, выхолащивания политического содержания кампаний. Цель современного консалтинга — демократизация политического процесса, предельное сокращение дистанции между субъектами политических отношений.
Если существует политика как наука и искусство профессионального государственного и политического управления, если существует конкурентная политическая среда и многопартийность, выборы в представительные и законодательные учреждения, то неизбежно возникает и потребность в грамотной профессиональной организации политического процесса и управлении им.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение понятиям «политическое консультирование», «политический консультант».
2. Какие социально-экономические и политические условия способствовали зарождению современного политконсалтинга?
3. Что такое «новый стиль политической жизни» и чем французская модель политконсалтинга отличается от американской?
4. Каковы основные критерии профессионализма и этические нормы политконсультанта?
5. Дайте характеристику развития российского политического консультирования.
6. Как осуществляется процесс институционализации независимого политического консультирования?