Дифференциальная психология в психолого – педагогической практике

 

Введение должности практического психолога в систему образования поставило перед высшей школой проблему качественной подготовки специалистов для решения психологических задач в школе. Одним из направлений деятельности таких специалистов является психологическая диагностика, предусматривающая изучение психологических особенностей учащихся и их групп в учебно-воспитательном процессе, а также определение психологических причин отклонений в поведении.
Психодиагностика как один из видов деятельности практического психолога определяет успешность протекания других видов деятельности — коррекции, профилактики и прогноза. В содержательном отношении она представляет собой процесс распознавания психологических особенностей отдельного человека или группы людей. При этом процесс распознавания осуществляется с точки зрения соответствия норме, на основе известной диагносту системы понятий как подведение обследуемого (человека или группы) под общий тип или категорию в целях прогнозирования успешности реализации коррекционного или профилактического воздействия для обеспечения требуемых параметров деятельности или устранения конфликта

Особенностью развития отечественной психологии в последней четверти прошлого века было внесение в нее экспериментальных методов исследования, идущих от физиологии высшей нервной деятельности (И.М.Сеченов, И.П.Павлов), а также из лаборатории В.Вундта, в которой проходили стажировку первые русские психологи-экспериментаторы.

В 1885 году в России при клинике нервных и душевных болезней казанского университета была открыта первая экспериментальная психологическая лаборатория. В 18895 году была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета (зав. лабораторией А.А.Токарский).

В этих и других лабораториях изучались объективные признаки тех или иных психических процессов (например, изменение пульса и дыхания как отражение эмоций), доказывалась предметность, объективность наших восприятий, выяснялась зависимость памяти и внимания от условий опыта.

Одной из первых отечественных работ по психологическому тестированию было исследование Г.И.Россолимо (1909 г.). Разработанная им методика была направлена на измерение умственной одаренности, показатели которой были сгруппированы в три группы: внимание и воля, точность и прочность восприятия, ассоциативная деятельность. Результаты представлялись в виде графического профиля. Положительным в этом подходе было стремление к целостной оценке личности.

Примерно в это же время А.Ф.Лазурский создал новое направление в дифференциальной психологии - научную характерологию. Он стоял за создание научной теории индивидуальных различий.

Собственно психодиагностические работы в России начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники.

Так, А.П.Болтуновым (1928) была предпринята попытка, на основе шкалы Бине-Симона разработать собственную методику для испытания умственной одаренности.

Значительное развитие в эти годы получила психология труда и психотехника (И.Н.Шпильрейн, С.Г.Геллерштейн, Н.Д.Левитов, А.А.Толчинский). В рамках этих отраслей развивалась психодиагностика, результаты которой нашли применение в ряде направлений народного хозяйства, в системе профессионального обучения и профотбора.

В 30-е годы педология и психотехника были подвергнуты во многом обоснованной критике за формальное использование теоретически не обоснованных тестов. В 1936 году вышло постановление ЦК ВКПб "О педологических извращениях в системе "Наркомпроса", которое более чем на 40 лет остановило не только практику применения тестов, но и научные разработки в области психодиагностики.

Разработанная в трудах Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева, В.С.Мерлина и их учеников отечественная дифференциальная психофизиология на долгие годы оказалась единственной легальной формой существования психодиагностики в России.

В период "оттепели" 50-60-х годов относительно свободные условия для развития психодиагностики появились скорее в таких городах, как Ленинград, Киев, Пермь, Казань, Ярославль, Курск, чем в Москве, где "табу" на сам термин "тест" поддерживалось вплоть до 70-х годов.

Первые специализированные научные конференции по психодиагностике были организованы только в 70-е годы. Начали появляться вполне современные работы по клинической психодиагностике (Е.Т. Соколова, Б.Ф. Бурлачук), по психометрике (В.С. Аванесов, В.М. Блейхер, В.К. Гайда, Ю.З. Гильбух, А.Г. Шмелев, Л.Т. Ямпольский), первые частично адаптированные версии западных тестов (Ф.Б. Березин, Л.Н. Собчик, И.Н. Гильяшева), оригинальные методики диагностики одаренности и интеллектуального развития (Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Я.А. Пономарев), психологической совместимости (Ф.Д. Горбов, Н.Н. Обозов), мотивации (Ю.М. Орлов), характера (А.Е.Личко) и самосознания личности (В.В. Столин), социально-психологических отношений в коллективе (А.В. Петровский).

В последние годы для развития психологической науки в нашей стране и за рубежом характерно значительное повышение интереса к проблемам психологической диагностики. Для разработки теоретических проблем психодиагностики представляется целесообразным использование накопленного в других областях диагностической деятельности опыта, реализация подхода к психодиагностике с позиций общей теории диагноза, опирающейся на практику постановки диагноза в различных сферах человеческой деятельности (медицине, технике, экономике, социологии, юридической практике и т. п.).

Реализация общенаучного положения о диагностике как научно-практической деятельности в психологической диагностике связана прежде всего с обозначением реально осуществляемой активности субъекта по определению психологических причин, обусловливающих конкретное состояние объекта диагностики, а также с тем, что она выступает в качестве одного из способов использования на практике знания, полученного в фундаментальных науках и др. К методам применения знания, помимо психодиагностики, относят также прогностику, управление и направленное формирование психики человека.

Диагностика в современной методологической литературе понимается как особый вид познавательного процесса, как особая деятельность распознавания в отличие от научного познания, с одной стороны, и от узнавания — с другой. Научное познание представляет собой эвристическую, исследовательскую деятельность, целью которой является получение нового знания. Распознавание в отличие от нее не связано с обнаружением неизвестных науке фактов и закономерностей, конструированием нового знания. Поэтому несмотря на то, что распознавание и научное познание имеют общие черты (движение познания от явления к сущности, сложность и т. д.), отождествлять их неправомерно. Однако нельзя не замечать и их взаимообусловленности. Предварительным условием научного (эвристического) познания является распознавание изучаемых явлений в самых различных вариантах и модификациях, вместе с тем новые данные, полученные в эвристической деятельности, сразу же используются для распознавания нового явления в практических целях. О влиянии эвристической деятельности на диагностику говорит и то, что фактически все методы научного исследования, возникающие в различных областях естествознания, используются не только исключительно для научного познания, но и в целях распознавания. [ 2, с.123]

Узнавание, частным видом которого является опознавание, представляет собой элементарный акт познания. Оно ограничивается воспроизведением целостного образа объекта по одному или нескольким признакам. Узнавание относится к сфере эмпирического познания, к области обыденного сознания.

Распознавание — более сложный процесс, связанный с необходимостью проникновения в скрытую внутреннюю сущность явления. Он опирается на узнавание. Общее у распознавания и узнавания состоит лишь в том, что познание идет от признака к явлению на основе предварительного знакомства с явлением в целом и его наиболее специфическими признаками. Распознавание является особой сферой человеческой деятельности, предполагающей специальное обучение.

Другая специфическая особенность диагностики как деятельности заключается в том, что в процессе диагностического познания осуществляется определение состояния единичного объекта. «Понятие «диагноз» является своеобразным выражением и конкретизацией общенаучного понятия «состояние», отражающего доминирующий способ изменения и развития систем в данных отношениях, в определенном месте и времени».

Психодиагностика как научная дисциплина. Выявленное при методологическом анализе понимание диагностики как науки, опирающейся на результаты специальных исследований и методы научного познания, и как искусства, в основе которого лежит опыт и интуиция, нашло отражение в психологической диагностике в ряде работ отечественных и зарубежных авторов. Признавая важность получения целостной характеристики личности и обращая внимание на имеющиеся трудности решения этой задачи методами научного исследования в настоящее время, К.М. Гуревич подчеркивает деление психодиагностики на науку и искусство, говоря, что получение «целостной характеристики остается делом искусства, а не науки... Значение искусства психологической диагностики никто отрицать не будет. Но это другая область, требующая другой трактовки» [ 2, с.128].

Имея в виду понимание психодиагностики как искусства, опирающегося в основном на метод интуиции, некоторые авторы связывают ее проявление с ненаучной, житейски-эмпирической, психодиагностической, относящейся к сфере так называемой обыденной психологии, а также с работой психолога с неосознаваемыми компонентами психики.

Характеристика психодиагностики как непосредственной теоретической основы диагностической деятельности психолога-практика означает, что она как система знаний, с одной стороны, противопоставляется теоретическим знаниям из общей, возрастной, педагогической и других областей психологии, оказывающих влияние на возможности осуществления психодиагностической деятельности опосредствованно, а с другой — является теорией процесса распознавания психических свойств, обусловливающих состояние параметров деятельности или конфликта.

Раскрывая психодиагностику с содержательной точки зрения, следует отметить, что она представляет собой сконцентрированный, обобщенный и проанализированный опыт психодиагностической деятельности, изложенный в удобной для других форме и направленный на улучшение психологического диагноза. Уточнение диагноза осуществляется посредством включения психолога-практика, обладающего индивидуальным опытом, в современный уровень психологической науки, фиксирующей коллективный опыт психодиагностической деятельности.

При определении современного состояния психодиагностики как научной дисциплины следует отметить, что наибольшее развитие в настоящее время получил технический компонент, связанный с разработкой методик измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей личности, при фактическом отсутствии, например, в психолого-педагогической диагностике систематического описания отклонений в поведении, психическом развитии, трудностей в обучении, а также приемов постановки психологического диагноза, общения школьного психолога или педагога с учениками.

Обобщение понятия психодиагностики с позиций общей теории диагноза позволяет сделать следующие выводы:

1. Психодиагностика как один из видов деятельности практического психолога представляет собой процесс распознавания психологических особенностей человека в практических целях.

2. Психодиагностика как распознавание является специфическим видом познавательной деятельности, отличающейся от психологического измерения и исследования.

3. Психодиагностическая деятельность имеет как общие с другими видами диагностической деятельности черты, так и специфические особенности, вследствие чего противоположные суждения о ее полном сходстве с ними и о ее не имеющей аналогов уникальности не соответствуют действительности.

4. Психодиагностику можно отнести как к сфере науки, так и к области искусства на том основании, что диагностический процесс базируется как на методах научного познания, логическом следовании из точно установленных фактов, так и на опыте и интуиции практического психолога.

5. Психодиагностика как научная дисциплина является разделом практической психологии, изучающим методы применения психологических знаний к решению возникающих в реальных жизненных ситуациях задач.

6. Структуру психодиагностики как научной дисциплины образует совокупность четырех взаимосвязанных теорий: объекта обследования, разработки психодиагностических методик, взаимодействия диагноста с обследуемым, постановки психологического диагноза.

7. Выделение указанных компонентов психодиагностики позволяет определить содержание подготовки практических психологов к психодиагностической деятельности, предложить рубрикации для накопления психодиагностической информации и классификации исследований, выполняемых в области психологической диагностики.

Предваряя описание исполь­зуемых в педагогической психо­логии методов изучения челове­ка, отметим, что в научной практике существуют три при­нципиально разных источника получения информа­ции (L, Q- и Т-данные).

Первый источник — L-данные (Life record data), полученные путем регистрации жизни человека в ос­новном в результате наблюдения; сюда же включают­ся экспертные оценки. В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский приводят основные требования к получению таких оценок:

1. Оцениваемые черты должны определяться в тер­минах наблюдаемого поведения.

2. Эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого лица достаточно дли­тельный промежуток времени.

3. Необходимо не менее10 экспертов на одного оце­ниваемого.

4. Ранжирование испытуемых должно производить­ся экспертами только по одной черте за один раз.

Второй источник получения информации — Q-данные (Questionnaire data), полученные на основании опросников и других методов самооценок. К этому источнику относится ММРI (Миннесотский многопро­фильный личностный перечень), 16-факторный лич­ностный опросник Кэттелла и др. В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский фиксируют познавательные и мотивационные искажения, первые из которых могут быть вызваны низким интеллектуальным и культур­ным уровнем испытуемых, отсутствием навыков ин­троспекции (самонаблюдения) и использованием не­верных эталонов. Среди причин мотивационных искажений приводятся нежелание отвечать или укло­нение ответов в сторону социальной желательности.

Третий источник — Т-данные (Objective data) — это данные объективных тестов,12 основных групп которых, согласно Р. Б. Кэттеллу и В. Ф. Варбурто-НУ, будут, приведены при рассмотрении метода тести­рования. [ 3, с.24]



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: