причины | процесс | проявление | результат |
1.Развитие частного землевладения | Превращение земельных пожалований за военную службу в наследственную собственность. | «Вассал моего вассала – не мой вассал». Власть короля распространялась на территории собственных владений - королевский домен. | Ослабла зависимость феодальной знати от центральной власти. |
2.Рост зависимости крестьян от феодалов | Вместо пешего ополчения крестьян-общинников при Карле Мартелле была создана тяжеловооруженная рыцарская конница. | Падение роли собраний племенной знати и свободных общинников. раздача рыцарям (феодалам) земли с крестьянами в пожизненное владение. | Закрепление крестьян. Ослабла поддержка власти монарха со стороны некогда свободных общинников. |
3.Господство натурального хозяйства | Слабые хозяйственные связи между частями феодального государства. | «На своей территории я – король». В структуре средневекового общества горожане не выделялись в отдельное сословие. | Феодальные хозяйства в экономическом отношении были самодостаточны. Торговля была развита слабо. |
4.Культурные и этнические различия | Народы, входившие в состав империи Каролингов, говорили на разных языках, имели различные обычаи и традиции. | Стремление к отделению, выступления против центральной власти в лице монарха (сепаратизм). | Верденский раздел 843 г. и возникновение королевств, давших начало современным европейским государствам: Франции, Италии и Германии. |
Феодальное общество в Средневековье
|
|
Сосредоточение абсолютного большинства населения в деревнях (аграрное общество) |
Самое многочисленное сословие составляли крестьяне. Городов было мало. Городское население в раннее Средневековье было немногочисленным. Поэтому горожане не выделялись в отдельное сословие. |
Вассальные отношения |
Наследственное земельное владение, пожалованное сеньором (господином) вассалу при условии несения им военной службы. «феодальная лестница». «Вассал моего вассала – не мой вассал». Сеньор и вассал имели как обязанности, так и права по отношению друг к другу. |
Черты феодального общества |
Характеристика |
Господство натурального хозяйства |
Большинство хозяйств в экономическом отношении были самодостаточны, торговля была развита слабо. |
Зависимость крестьян от своих господ |
Зависимые крестьяне находились в подчинении своих господ-феодалов. За пользование наделом крестьяне выполняли барщину и платили оброк феодалам. Феодалы выступали по отношению к крестьянам как носители государственной власти и правосудия. |
Господствующее положение в обществе крупных землевладельцев (феодалов) |
Герцоги, графы и представители высшего духовенства. По отношению к зависимым от них крестьянам они выступали в качестве собственников земли, как представители власти и суда |
Господство христианской (католической) церкви |
Церковь была крупнейшим землевладельцем. Она оказывала значительное влияние на политику и государственное управление. Строгая иерархическая структура церкви. Огромная власть и влияние в христианском мире католической церкви. |
Разделение власти над обществом между королями и их вассалами |
Феодальная раздробленность – центральная власть существует номинально или ее нет. Короли могли реально управлять только собственными владениями - доменом. Король не мог собирать налоги с населения страны, не имел право судить подданных, не проживающих в его домене. |
|
|
Вопросы и задания
1. Дайте определение понятиям:
- «династия» [ряд происходящих от общего предка монархов, сменяющих друг друга на престоле по праву родства];
- «феодальная раздробленность» [период в истории средневековой Европы, для которого характерно дробление государства на крупные и мелкие феодальные владения];
- «иерархия» [последовательное расположение общественных слоев или служебных званий от низших к высшим, в порядке подчинения];
- «феодал» [земельный собственник, владелец феода];
- «вассал» [феодал, получавший земельное владение (феод) от сеньора и обязанный нести военную службу];
- «сословия» [общественные группы, наделенные определенными правами и обязанностями на основании законов государства];
- «феодальное общество» [аграрное (доиндустриальное) общество эпохи Средневековья, для которого характерны: сочетание земельной собственности феодалов с подчиненным им крестьянским хозяйством, корпоративность, господство религии в духовной сфере].
2. Какое влияние на средневековую цивилизацию оказали античность и варварские народы?
3. Докажите, что именно христианство стало основой сформировавшейся в Европе средневековой цивилизации.
4. Назовите формы взаимодействия между цивилизациями Востока и Запада в средние века.
5. Если бы вам представилась возможность снять исторический фильм об одной из знаменитых битв, в которой сошлись представители разных цивилизаций, то какую бы из них вы выбрали? Свой выбор обоснуйте.
Исторические деятели
Гуго Капет
Французский король, живший около 940-996 гг., основатель династии Капетингов.
Древнегреческий историк, живший около 484-425гг. до н.э. основатель европейской исторической науки.
Гомер
Древнегреческий поэт один IX в., автор эпических поэм «Илиада» и «Одиссея»; был слепым, свои поэмы пел.
Древнегреческий философ, живший около 427-347 гг. до н.э., создатель проекта идеального государства, ученик Сократа.
Гладиатор, руководитель самого крупного в истории Рима восстания рабов; погиб в 701 году да н.э.
Римский полководец, государственный деятель и писатель, живший 100-44 гг. до н.э.; покоритель Галлии, установил в Риме собственную диктатуру.
Эсхил
Древнегреческий поэт-драматург, живший в 525-456 гг. до н.э., один из главных представителей античной трагедии.
Древнегреческий врач, живший около 460-370 гг. до н.э., реформатор античной и основатель европейской медицины.
Король франков, император (с 800года.), живший в 742-814 гг., создатель обширной империи Западной Европе.
Карл Мартел
Франкский мажордом, живший в 686-741 гг., разгромил арабов в битве при Пуатье, что положило конец их экспансии в Европу.
Итальянский политический мыслитель, живший в 1469-1527 гг., историк, автор книг «История Флоренции», «Государь».
|
|
Древнекитайский мудрец, основатель конфуцианства, живший ок. 551-479 до н.э.; его учение оказало огромное влияние на китайскую цивилизацию, формирование национального характера и системы ценностей китайцев.
Древнекитайский мудрец, основатель даосизма, живший в VI в. до н.э.; его учение оказало огромное влияние на китайскую цивилизацию, формирование национального характера и системы ценностей китайцев.