Средневековое общество

В средние века общество представлялось как органическое тело, в кото­ром каждый человек выполняет отведенные ему функции. Это нашло отра­жение в словах апостола Павла: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (Первое послание к коринфянам, 7.20). Само слово «свобода», ко­торое обычно употреблялось во множественном числе, означало для средне­векового человека не независимость, а привилегию включенности в какую-то систему, «справедливое место перед Богом и перед людьми». Регламен­тировано было не только положение индивида в обществе, но и мельчайшие детали его поведения. Каждый человек занимал отведенное ему место и дол­жен был соответственно поступать.

В V—IX вв. общество мыслилось чаще всего в противостоянии дв>х групп — клириков и мирян, а если речь шла о светском обществе, то в про-

2 Подробнее см.: Спекторскии Е.В. Общество в античном мире // Философские науки. 199_..^'-' С. 109-132.

тивостоянии богатых и бедных, с юридической точки зрения говорилось о свободных и несвободных. Ду&чистическая схема соответствовала упрощен­ным социальным категориям раннего Средневековья.

Около 1000 г. западная литература начала описывать христианское обще­ство по трехчастной схеме, сразу же получившей признание. «Троякий люд» — священники, воины, крестьяне — составлял общество. Трехчастная схема символизировала социальную гармонию. С одной стороны, она была призвана закрепить подчиненность трудящихся двум другим классам, с дру­гой — делала воинов защитниками церкви и религии, тем самым подчиняя их священникам. В позднее Средневековье во Франции эта схема стала ос­новой деления на духовенство, дворянство и третье сословие.

Со второй половины XII в. трехчаст­ная схема общества разрушается и усту­пает место более сложной и гибкой. Трехчастное общество сменяется обще­ством etats, т.е. категорий, определяемых по социально-профессиональному поло­жению. Их число могло варьироваться. Гонорий Августодунский сравнивал об­щество с церковью, колоннами которой служат епископы, витражами — магист­ры, сводом — князья, черепичной кры­шей — рыцари, вымощенным полом — народ, поддерживающий и питающий своим трудом весь христианский мир.

В XIII в. саксонский популярный проповедник-францисканец Конрад отождествлял алтарь с Христом, башни — с папой и епископами, хоры — с клири­ками, неф — с мирянами. Тогда же Бер-тольд Регенсбургский различал 10 соци­альных классов, соответствующих 10 чи­нам ангельским. Немецкий сборник проповедей, составленный около 1220 г., перечисляет 28 etats: nana; кардиналы; патриархи; епископы; прелаты; мо­нахи; крестоносцы; послушники; странствующие монахи; секулярные свя­щенники; юристы и медики; студенты; странствующие студенты; монахи­ни; император; король; князья и графы; рыцари; дворяне; оруженосцы; бюр­геры; купцы; розничные торговцы; герольды; крестьяне послушные; крестьяне мятежные; женщины; братья проповедники. По существу, это были две параллельные иерархии — клириков и мирян, возглавляемые соот­ветственно папой и императором3. Завершением признания еГаКбыло вклю­чение их в практику исповеди и покаяния. Учебники для исповедников XIII в., определяя грехи и спорные случаи, стали в конце концов каталоги­зировать грехи по социальным классам. Каждому etats отводились собствен­ные грехи и пороки. Моральная и духовная жизнь социализировалась по за­конам общества etats.

Ле ГоффЖ. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. М., 1992. С. 106-123.

Иоанн из Оренбурга в книге «Исповедальное» резюмирует свой тру «Суммой для исповедников», предназначенной для «самых простых и наи менее искушенных» из них, распределяя грехи по 14 рубрикам-е/уш; 1) eniic" копы и прелаты; 2) клирики и владельцы бенефициев; 3) священники ппи ходские, викарии и исповедники; 4) монахи; 5) судьи; 6) адвокаты и npoKv роры; 7) медики; 8) доктора и магистры; 9) князья и прочие дворяне" 10) супруги; 11) купцы и буржуа; 12) ремесленники и работники; 13) крес тьяне; 14) «пахари» {laboratores).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: