Теоретические сведения. Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую

Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Цели:

1. изучить правила перевода из одной системы исчисления в другую;

2. научиться переводить числа из одной системы счисления в другую различными способами;

3. уметь составлять таблицу перевода

Оснащение урока: конспект лекций, дидактический материал, раздаточный материал.

Формируемые компетенции: ОК 1; ОК 2; ОК 4; ОК 6; ОК 8; ОК 9.

Теоретические сведения

При переводе чисел из одной системы счисления в другую можно выявить определенную закономерность определяемую следующими правилами:

Значения чисел Перевод Правило перевода Пример перевода
Целые (10)→(8) (10)→(2) (10)→(16) Целое десятичное число необходимо последовательно делить на основание S той системы счисления, в которую оно переводится, до тех пор, пока не получиться частное меньше основания Исходное число: 25(10) 1) (10) → (8) 1_25(10) |8. 24 | 3 1 2) (10) → (2) 1_25(10) |2. 24 |12|2. 112 |6 |2. 06 |3 |2. 0 2 |1 1   25(10) → 11001(2) 3) (10)→(16) _ 25(10) |16. 16 |1 9 25(10)→19(16)
Дробные     (10)→(8) (10)→(2) (10)→(16)     Цифры дроби надо последовательно умножать цифры справа от запятой на основание системы счисления, в которую она Исходное число: 0,83(10) 1) (10)→(8) 0 ⁞,83 ⁞ 8 6 ⁞ 64 ⁞ 8 5 ⁞ 12 ⁞ 8 0 ⁞ 96
Значения чисел Перевод Правила перевода Пример перевода
    переводится, до тех пор, пока число будет вычислено с заданной точностью 2) (10)→(2) 0 ⁞,83 ⁞ 2 1 ⁞ 66 ⁞ 2 1 ⁞ 32 ⁞ 2 0 ⁞ 64 0,83(10)→0,110(2) 3) (10)→(16) 0 ⁞,83 ⁞ 16 13 ⁞ 28 0,83(10)→0,D(16)
Целые и дробные (8)→(10) (2)→(10) (16)→(10) Число представляется в виде ряда с основанием той системы, из которой оно переводится 1) 173(8)→(10) 1·8² +7·8¹+3·8º=64+56+3= =123(10) 2) 3А5,Е(16)→(10) 3·16²+10·16¹+5·16º+14·16 ˉ¹= =768+160+5+0,875=933,875(10) 3) 101,01(2)→(10) 1·2²+0·2¹+1·2º+0·2ˉ¹+1·2ˉ²=5,25(10)
Целые и дробные (8)→(2) Восьмеричное число записывается в виде трехразрядного двоичного числа-триады   3 7 2, 5(8)→(2) ↓ ↓ ↓ ↓ 011 111 010, 101(2)  
Целые и дробные (16)→(2) Шестнадцатеричное число записывается в виде четырехразрядного двоичного числа- тетрады   F 3 2, A(16)→(2) ↓ ↓ ↓ ↓ 1111 0011 0010, 1010(2)  
Целые и дробные (2)→(8) Тетрада двоичных чисел записывается восьмеричным эквивалентом 1) º 10 110 111, 100(2)→(8) ↓ ↓ ↓ ↓ 2 6 7, 4(8) 2) ºº 1 101 101, 1 ºº (2)→(8) 1 5 5, 4(8)

Значения чисел Перевод Правила перевода Пример перевода
Целые и дробные (2)→(16) Тетрада двоичного числа записывается шестнадцатеричным эквивалентом 1) 1101 0001 (2)→(16) D 1 (16) 2) 1001(2)→(16) 3) ºº10 1100 1010 0110 ¸001º (2) 2 C A 6 ¸ 2 (16)
Целые и дробные (10)→(2-10) Каждая цифра десятичного числа записывается в виде четырехразрядного двоичного эквивалента 2467,39 (10) → (2-10) 0010 0100 0110 0111, 0011 1001(2-10) 2 4 6 7 3 9(10)
Целые и дробные (2-10)→(10) Каждые четыре разряда двоичного-десятичного числа записываются десятичным эквивалентом 0010 0101 0011,0100 (2-10) 2 5 3, 4 (10)

Задание №1.

Перевести двоичные, восьмеричные и шестнадцатеричные эквиваленты десятичных чисел от 0 до 15 Результат записать в виде таблицы:

S=10 S=2 S=8 S=16
       

 

Задание №2.

Перевести исходные числа в другие системы счисления:

1) 587,95(10) →(2)→(8)→(16);

2) 454,3(10) →(8)→(2)→(10);

3) 53,2(10) →(8)→(2)→(10);

4) 454,3(10) →(8)→(2)→(10);

5) 6F(16) →(2)→(10);

6) 3AF(16) →(2)→(10);

7) A3,7(16) →(2)→(8)→(10)→(16);

8) 1011,01(2) →(10)→(16)→(2);

9) Е69,С(16) →(2)→(10)→(16);

10) 76,36(10) →(16)→(2)→(10)→(2-10)→(10);

11) 0111,01(2-10) →(10)→(16)→(2)→(10)→(2-10);

12) 53,5(8) →(10)→(2-10)→(10)→(16)→(2)→(8).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: