double arrow

Межэтнические отношения и национальная политика

Текст. Конституция Российской Федерации (извлечение).

1. Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. <...>

Статья 4. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. <.„> Статья 19....2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. <...> Статья 29. 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Вопросы и задания. 1) Что означает положение «высшая ценность», как реализуется конституционная установка на признание, защиту государством прав и свобод человека? 2) В чем состоит сущность и значение распространения суверенитета РФ на всю ее территорию? 3) Что означает верховенство Конституции, федеральных законов на всей территории РФ? 4) Почему обеспечение целостности и неприкосновенности российской территории — одна из центральных задач внутренней и внешней политики РФ? 5) Каким образом государство гарантирует равенство прав и свобод гражданина, как оно пресекает пропаганду, возбуждающую национальную ненависть и вражду? 6) На основе приведенных статей Основного Закона РФ, привлекая материал учебника, сформулируйте конституционные основы государственной национальной политики.

2. Осенью 2005 г. в Москве фашиствующие элементы националистическую демонстрацию и митинг, где националистические речи и экстремистские лозунги. Федеральные телеканалы не показали в эфире телерепортаж с этого митинга. На вопрос журналистов о том, почему не стали давать сюжеты об этом событии, были получены приводимые ниже ответы. Представитель «Первого канала» сообщил: «Мы сознательно приняли решение не показывать в нашем эфире этого митинга, мы не собираемся предоставлять в эфире трибуну для ксенофобии и расистских идей».

Лишь канал Рен ТВ дал репортаж о митинге, но не стал транслировать националистические лозунги митингующих, поскольку это противоречит Закону о СМИ, о чем и было сказано в эфире (см. «Коммерсант» от 14 ноября 2005 г.).

Опираясь на знание Конституции РФ, вопросов права, объясните свое отношение к действиям руководителей телеканалов. Если бы вам довелось участвовать в решении вопроса о телетрансляции националистических митингов, каково было бы ваше мнение? Свою позицию аргументируйте.

3. 3.1. В подготовке и осуществлении террористического акта в одном из городов участвовали лица различной национальности. После этого акта сход жителей одного из селений принял решение, направленное против мусульманской части населения. Было предложено: выселить из селения родственников боевиков; всем мусульманам-мужчинам в течение 5 дней сбрить бороды; молитву в мечети проводить лишь один раз в неделю.

К каким последствиям могло бы привести выполнение этого решения?

Оцените изложенный факт с точки зрения его соответствия Конституции РФ, а также с нравственных позиций. Какие доводы вы привели бы для объяснения ошибочности решения? Какие меры, на ваш взгляд, должны были принять местные органы власти, общественность, учителя, старшие школьники в связи с решением схода?

3.2. На страницах одной из газет были высказаны различные мнения об отношении к националистическим выступлениям в РФ.

Майор милиции полагал, что на горячем фоне происходящих в Европе бунтов выходцев из африканских стран «тема национализма в Москве, наверное, уже перестает казаться острой».

«Нет, не перестает, — возразила журналистка, придерживавшаяся другой точки зрения.- Как только, — продолжала она, — мы начинаем считать „мелочью" и „простым хулиганством" националистические настроения, возникает реальная опасность противоправных действий националистов». Мнение журналистки поддержала народная артистка СССР. На вопрос:

«Как можно бороться с националистическими взглядами?» — был дан такой ответ: «Оборона должна быть сильнее, чем нападение. А самое мощное средство — культура. Воспитание, самовоспитание, широкий круг интересов — вот что надо пропагандировать в обществе. Если человеку не хватает образования и интеллигентности, он позволяет себе не очень хорошо относиться к людям с другим цветом кожи. Я же люблю всех людей. И вообще не понимаю, почему должно быть иначе» (Российская газета. - 2005. — 14 ноября).

Проведите анализ изложенных позиций, разъясните, какая из них и почему является для вас предпочтительной. Определите, к каким нравственным, социальным, политическим последствиям может привести реализация изложенных позиций. Привлекая ваши знания о культуре, полученные при изучении истории, обществознания, литературы, объясните, почему она может быть мощным средством борьбы с национализмом.

Изучая курсы истории, географии, обществознания, вы накопили опыт анализа Интеграционных процессов, развития межнационального сотрудничества в области экономики, политики, культуры, в борьбе с международным терроризмом.

Опираясь на этот опыт и развивая его путем анализа современной действительности, возьмите на себя труд вместе со своими товарищами по классу (2—3 человека) ознакомиться в течение 10—15 дней с публикациями периодической печати, сообщениями электронных СМИ, характеризующими названные процессы. Собранный материал систематизируйте, проанализируйте, объясните причины успехов и трудностей. Результаты ваших исследований представьте в группе.

7.1. Гуманистический подход к межэтническим отношениям.

7.2. Конституционные основы государственной национальной политики РФ.

8. 8.1.

«Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный» (Н. А. Добролюбов (1836—1861), русский публицист).

8.2. «Ненависть к целому народу есть грех, есть человекоубийство, и ненавидящий должен нести ответственность» (Н. А. Бердяев (1874 - 1948), русский философ).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: