Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое Национальным банком

Особенности правового положения Национального банка Республики Беларусь, его цели и функции

Общая характеристика Национального банка Республики Беларусь как центрального банка

Тема 5. Национальный банк Республики Беларусь

Основные этапы становления банковской системы Республики Беларусь, направления ее совершенствования

Понятие и структура банковской системы Республики Беларусь

Тема 4. Общая характеристика банковской системы Республики Беларусь

Любое целостное образование, состоящее их нескольких закономерно связанных между собой компонентов (элементов), представляет собой систему. При этом система всегда представляет собой не простую совокупность элементов, поскольку между элементами системы возникают устойчивые связи, формирующие ее структуру.

Все банки в совокупности представляют собой систему, вне которой их деятельность невозможна.

Система может являться составной частью другой системы. Исходя из положений ст. 136 Конституции и ст. 5 БК банковская система Республики Беларусь является составной частью финансово-кредитной системы Республики Беларусь.

Легальное определение финансово-кредитной системы содержится в ст. 132 Конституции, согласно которой финансово-кредитная система включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой: она включает в себя Национальный банк и иные банки.

Основой структурирования банковской системы является тип связей между элементами (группами элементов) системы.

Первый уровень банковской системы Республики Беларусь представлен Национальным банком. Между ним и всеми остальными элементами системы существуют отношения субординации (власти-подчинения). Между остальными элементами банковской системы - отношения координации.

Полагаем, что в состав первого уровня белорусской банковской системы должно включаться также Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц, которое в соответствии с Законом Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 369-З "О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц" обладает властными полномочиями по отношению к банкам второго уровня и является инструментом государственного влияния на банковскую систему.

Следует обратить внимание на то, что некоторые авторы выделяют в зависимости от типа деятельности, три вида организаций, являющихся элементами банковской системы:

во-первых, это основные участники банковской системы, занимающиеся главным образом банковской деятельностью;

во-вторых, органы управления банковской системой;

в-третьих, вспомогательные участники – организации, обслуживающие основных участников банковской деятельности – банковская инфраструктура.

На то, что в Республике Беларусь существует банковская система, а не разрозненная совокупность банков, указывают:

- характер отношений между двумя уровнями системы. Деятельность Национального банка направлена на развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь. Национальный банк регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней. В то же время в соответствии со ст. 49 БК Национальный банк не отвечает по обязательствам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, за исключением случаев, когда Национальный банк принимает на себя такие обязательства. Банки и небанковские кредитно-финансовые организации не отвечают по обязательствам Национального банка, за исключением случаев, когда банки и небанковские кредитно-финансовые организации принимают на себя такие обязательства;

- характер отношений между банками второго уровня. Банки второго уровня равноправны. Банки могут привлекать и размещать друг у друга денежные средства в форме вкладов (депозитов), кредитов, проводить расчеты через корреспондентские счета, открываемые друг у друга, и осуществлять иные операции, указанные в лицензиях на осуществление банковской деятельности;

- тесная взаимосвязь элементов банковской системы между собой.

Таким образом, банковская система – это внутренне организованная, способная к саморегулированию совокупность банков (включая Национальный банк) и организаций банковской инфраструктуры.

Первые банки появились в глубокой древности. Нельзя сказать, что они в полной мере соответствовали современному пониманию термина «банк». Однако уже во времена Нововавилонского царства (VII–VI вв. до н.э.) «деловые дома» выполняли многие банковские операции: прием и выдачу вкладов, учет векселей, оплату чеков, безналичный расчет между вкладчиками и некоторые виды кредитных операций.

Современное представление о банке как посреднике в кредите не вполне соответствует тому первоначальному предприятию, из которого постепенно развился банк. В средневековой Италии лица, занимавшиеся разменом денег на площадях и иных людных местах сидя за столом, на котором были разложены в мешках и сосудах монеты разных стран, именовались «bancherii».

Белорусское законодательство XV–XVI вв. содержало многочисленные нормы, регулировавшие порядок осуществления тех или иных банковских операций (см., например, Статут Великого княжества Литовского 1588 г., раздел «О записях и продажах»). Однако банки в полном смысле этого слова появились позднее.

В Российской Империи, составной частью которой после разделов Речи Посполитой (1787, 1793, 1795 гг.) стали белорусские земли, первые банки были образованы в середине XVIII в. Особенность этих банков (Дворянского и Купеческого) состояла в том, что они находились не в частной, а государственной собственности.

В 60-х гг. XIX в. была проведена реформа кредитной системы: ликвидированы казенные банки, организованы новые государственные кредитные учреждения, разрешено создавать негосударственные банки. 31 мая 1860 г. был образован Государственный банк Российской империи. Постепенно его отделения начали открываться в губернских городах Беларуси (Гродно - 1864 г., Минск - 1881 г., Могилев и Витебск - 1883 г.).

14 (27) декабря 1917 г. ВЦИК принял Декрет «О национализации банков», в соответствии с которым банковская деятельность была объявлена государственной монополией. Позднее был издан Декрет «О ревизии стальных ящиков в банках» и создан Народный банк РСФСР с конторами и отделениями на местах.

В начале 1921 г. было объявлено о переходе к новой экономической политике. На смену единому банку приходит двухуровневая банковская система, 4 октября 1921 г. Декретом СНК и ВЦИК учрежден Государственный банк РСФСР.

3 декабря 1921 г. Совет Народных комиссаров БССР принял постановление об организации в Минске Белорусской конторы Государственного банка, которая начала функционировать 3 января 1922 г. Последнюю дату считают днем рождения банковской системы Беларуси. Позднее были открыты местные отделения в Витебске, Борисове, Бобруйске, Могилеве; агентства - в Слуцке, Мозыре, Орше, Климовичах, Полоцке.

В связи с образованием СССР в 1923 г. госбанк РСФСР преобразуется в Государственный банк СССР. В его состав вошла и Белорусская контора.

В 1923–1925 гг. в республике начали действовать филиалы общесоюзных акционерных банков: Промбанка, Всесоюзного кооперативного, а с 1936 г. — Соргбанка. B эти годы сформировалась система местных банков. В 1923 г. открыт Гомельский рабочий банк, который примерно через год был преобразован в местный коммунальный банк. В 1925 г. создан Белкоммунбанк.

Во второй половине 20-х гг. XX в. в связи с отказом от нэпа и началом перехода к командно-административной системе управления в экономике возвращается идея «единого банка». 15 июня 1927 г. принимается постановление ЦИК и СНК СССР «О принципах построения кредитной системы», предусматривающее ограничение круга деятельности специальных банков и усиление централизованного руководства ими со стороны Госбанка СССР. С начала 1931 г. кредитно-расчетное обслуживание колхозов передано государственной банковской системе. Процесс превращения специальных банков в банки долгосрочных вложений был завершен постановлением ЦИК и СНК СССР от 05.05.1932 «Об организации специальных банков долгосрочных вложений».

В результате перестройки банковской системы с 1932 до 1959 гг. в Беларуси функционировали: Коммунальный банк; конторы с филиалами Госбанка СССР, Промбанка СССР, Сельхозбанка СССР, а до 1957 г. и Соргбанка СССР.

К 1959 г. была проведена реорганизация банковской системы: упразднены специализированные банки, а их функции переданы Госбанку и Стройбанку СССР. С 1959 г. банковская система Беларуси была представлена учреждениями Госбанка и Промстройбанка СССР.

На рубеже 80-90-х гг. XX в. появились первые негосударственные коммерческие и кооперативные банки. Большое влияние на этот процесс оказало принятие 27 июля 1987 г. постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики», 26 мая 1988 г. Закона «О кооперации в СССР», 1 сентября 1988 г. - постановления Совета Министров СССР «Об утверждении устава государственных банков СССР». 31 марта 1989 г. было принято постановление Совета Министров СССР № 280 «О переводе государственных специализированных банков СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование».

В 1987 г. учреждены белорусские республиканские банки со своими филиалами Госбанка, Внешэкономбанка, Сберегательного банка, Промстройбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка СССР, которые действовали на принципах хозрасчета и самофинансирования.

Принципиально новый этап в развитии банковской системы начался с приобретением Беларусью независимости. В декабре 1990 г. приняты Законы «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь». Все учреждения банков СССР на территории Беларуси были объявлены ее собственностью. На базе Белорусского республиканского банка Госбанка СССР создан Национальный банк Республики Беларусь. Специализированные государственные банки преобразованы в акционерные коммерческие: Белагропромбанк, Белвнешэкономбанк, Белбизнесбанк, Белпромстройбанк, а также Сберегательный банк. На рубеже 80–90-х гг. стали создаваться на акционерной и паевой основе коммерческие банки. Среди них Беларусбанк, Приорбанк, Бресткомбанк, Комплексбанк и др.

В дальнейшем развитии банковской системы можно выделить следующие периоды:

1) 1991-1995 гг. В Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 гг., утвержденной Указом Президента 28.05.2002 № 274, этот этап обозначен как период глубокого экономического кризиса и формирования двухуровневой банковской системы;

2) с 1996 г. по настоящее время. Его начало связано с рядом политических преобразований. В Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 гг. этот период обозначен как этап, в течение которого начали создаваться предпосылки макроэкономической и финансовой стабилизации и некоторого укрепления банковской системы.

Стратегическими целями развития банковской системы Республики Беларусь являются: повышение устойчивости и эффективности функционирования банковского сектора, рост потенциала и совершенствование состава банковских инструментов адекватно растущим потребностям экономики и населения.

Развитие банковской системы предполагает расширение ее состава и объема, улучшение качества банковских услуг, повышение доверия к банкам со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, населения республики, интеграцию банковского сектора Беларуси в региональные, мировую банковскую и финансовую системы.

Первый уровень банковской системы Республики Беларусь представлен Национальным банком. В соответствии со ст. 7 БК Национальный банк является центральным банком и государственным органом Республики Беларусь.

Центральный банк современного государства выполняет такие функции, как:

- монопольная денежная эмиссия;

- проведение денежно-кредитной политики;

-функции банка (финансового агента) правительства;

- функции «банка банков» (рефинансирования банков);

- регулирования, деятельности банков и иных кредитных организаций.

Старейшим из ныне существующих центральных банков принято считать шведский Риксбанк, основанный в 1668 г., вторым был создан – Банк Англии (1694 г.). Однако следует согласиться с тем, что эти банки необходимо рассматривать лишь в качестве предшественников центральных банков[2].

Создание центральных банков происходило одним из следующих способов:

учреждение на базе крупнейших коммерческих банков, в которых происходила концентрация денежной эмиссии;

образование центрального эмиссионного банка непосредственно государством.

Можно выделить следующие составляющие независимости центрального банка, которые в той или иной степени присущи центральному банку любого государства:

- институциональная независимость;

- функциональная независимость;

- имущественная независимость;

- инструментальная независимость;

- финансовая независимость;

- кадровая независимость.

Институциональная независимость определяется положением центрального банка в системе государственных органов страны.

Национальный банк, как и Правительство, подотчетен Президенту Республики Беларусь (ст. 106 Конституции, ст. 24 БК).

Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает:

утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и (или) дополнений, вносимых в него;

назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки деятельности Национального банка;

утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.

Функциональная независимость определяется степенью самостоятельности Национального банка при определении направлений и целей денежно-кредитной политики.

Функциональная независимость тесно связана с институциональной, но при анализе функциональной независимости рассматриваются именно отношения центрального банка с правительством.

Взаимодействие Национального банка с Правительством Республики Беларусь и другими государственными органами проявляется в следующем:

- Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь;

- Национальный банк и Правительство Республики Беларусь информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою деятельность, проводят регулярные взаимные консультации;

- Правительство Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь и Национальный банк представляют друг другу в порядке и объеме, согласованных ими, на безвозмездной основе статистическую, аналитическую и полученную при осуществлении контрольных и надзорных функций информацию, необходимую для надлежащего выполнения их функций;

- Национальный банк консультирует Министерство финансов Республики Беларусь по вопросам выпуска (эмиссии) государственных ценных бумаг и погашения государственного долга Республики Беларусь с учетом их воздействия на состояние банковской системы Республики Беларусь и приоритетов денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Имущественная независимость определяется степенью самостоятельности центрального банка во владении, пользовании и распоряжении имуществом.

В соответствии со ст. 40 БК имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за ним на праве оперативного управления.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о низкой степени имущественной независимости Национального банка. Однако следует учитывать, что согласно Уставу изъятие и обременение обязательствами имущества Национального банка не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных в законодательных актах.

Инструментальная независимость определяется степенью самостоятельности центрального банка в использовании инструментов и методов денежно-кредитной политики и проведении банковских операций.

Законодательство Республики Беларусь прямо не определяет инструменты и методы денежно-кредитной политики.

В качестве основных инструментов и методов денежно-кредитной политики можно выделить:

1) процентные ставки по операциям Национального банка;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Национальном банке (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссию облигаций.

Финансовая независимость характеризуется степенью самостоятельности центрального банка в определении собственного внутреннего бюджета.

Бюджетное финансирование Национального банка законодательством Республики Беларусь не предусмотрено, и он получает доходы от осуществления банковской деятельности.

Декретом Президента Республики Беларусь от 04.11.2008 N 22 "О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)" определено, что с 2010 года 80 процентов прибыли Национального банка, определенной на основании его годового бухгалтерского баланса, при наличии аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности Национального банка, ежегодно направляется в резерв государственного учреждения "Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц", а остальная часть используется на увеличение (создание) уставного, резервного и иных фондов Национального банка;

Кадровая независимость центрального банка означает независимость руководства центрального банка, обусловленную установленным законодательством порядком назначения соответствующих должностных лиц, сроком пребывания в должности и освобождения их от должности.

Председатель и члены Правления Национального банка назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на 5 лет, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь. С членами Правления Национального банка заключаются контракты в порядке и на условиях, определенных законодательством Республики Беларусь (ст. 61 БК)

Можно выделить особенности, присущие большинству центральных банков:

они имеют статус юридического лица;

их правовой статус сочетает черты коммерческой компании и публично-правового кредитно-финансового института с преобладанием последних.

Законодательству Республики Беларусь не известно понятие юридических лиц публичного права, поэтому анализ правового статуса Национального банка Республики Беларусь должен осуществляться исходя из известных национальному законодательству организационно-правовых форм юридических лиц.

С одной стороны, Национальный банк – это государственный орган, с другой – это банк, осуществляющий наряду с другими банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковские операции.

Национальному банку как государственному органу характерны следующие признаки:

- формирование по воле государства;

- выполнение определенных в законодательном порядке видов деятельности;

- наличие юридически закрепленных организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в государственном аппарате, а также порядок взаимоотношений с другими государственными органами и организациями.

В законодательстве Республики Беларусь отсутствует указание на организационно-правовую форму Национального банка.

В соответствии со ст. 24 БК и п. 6 Устава Национальный банк Республики Беларусь является юридическим лицом. Согласно части второй ст. 25 БК получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка. Следовательно, Национальный банк можно отнести к некоммерческим организациям.

Анализ регламентированных ГК видов некоммерческих организаций позволяет утверждать, что ни одна из предусмотренных им организационно-правовых форм не отражает в полном объеме специфику правового статуса Национального банка.

Наиболее приемлемой для характеристики статуса Национального банка представляется такая организационно-правовая форма, как учреждение.

Согласно п. 1 ст. 120 ГК учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

В соответствии со ст. 40 БК имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за ним на праве оперативного управления. Однако Национальный банк не финансируется собственником

В соответствии с частью второй ст. 24 БК Национальный банк действует исключительно в интересах Республики Беларусь, осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, БК, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.

В соответствии со ст. 25 БК основными целями деятельности Национального банка являются:

защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Определенные законодательством Республики Беларусь функции Национального банка достаточно многочисленны.

В целях обеспечения эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Национальный банк:

- организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;

- определяет порядок проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах;

- осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информационных ресурсов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях.

В сфере банковского регулирования Национальный банк:

осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

осуществляет лицензирование банковской деятельности;

регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней;

устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций;

устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп и банковских холдингов требования по осуществлению ими внутреннего контроля;

осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики бухгалтерского учета и финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций порядок составления статистической отчетности по формам и в сроки, определенные законодательством Республики Беларусь;

разрабатывает национальные стандарты финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и осуществляет методологическое руководство ведением в них бухгалтерского учета и отчетности.

Национальный банк выполняет также ряд иных функций:

осуществляет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

производит выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального банка;

выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам;

осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;

организует расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, перечень которых определен в Уставе Национального банка, и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

организует составление платежного баланса Республики Беларусь, включая международную инвестиционную позицию Республики Беларусь, и принимает участие в его разработке.

Таким образом, Национальный банк является государственным органом, который осуществляет разнообразные специальные функции, направленные на реализацию единой денежно-кредитной политики и укрепление банковской системы.

Исходя из определенных законодательством целей деятельности и функций Национального банка можно выделить осуществляемые им:

- денежно-кредитное регулирование;

- банковское регулирование (регулирование банковской деятельности).

Национальный банк в соответствии с возложенными на него функциями наделен широкими правами в сфере денежно-кредитного и валютного регулирования.

Денежно-кредитное регулирование осуществляется Национальным банком в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год включают в себя:

краткую характеристику состояния экономики Республики Беларусь;

важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, в том числе прогноз основных показателей платежного баланса Республики Беларусь на очередной год;

основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год;

оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году;

мероприятия Национального банка на очередной год по совершенствованию банковской системы Республики Беларусь, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь.

Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

В целях реализации возложенных на него функций за Национальным банком закреплен ряд полномочий в различных сферах.

В сфере денежного обращения:

- Национальному банку принадлежит исключительное право эмиссии денег. Эмиссия денег осуществляется Национальным банком посредством выпуска в обращение безналичных и наличных денег. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банкнот и монет. Национальный банк определяет номинал (достоинство), изображение, степени защиты и другие характеристики банкнот и монет, выпускаемых им в обращение, осуществляет публикацию описания банкнот и монет в республиканских печатных средствах массовой информации, являющихся официальными изданиями. Национальный банк обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, хранение неэмитированных банкнот и монет, а также хранение и при необходимости подтверждение подлинности банкнот и монет, уничтожение оригинальных и печатных форм, гипсовых моделей и эталонных чеканочных инструментов, штампов и изъятых из обращения банкнот и монет. Национальному банку принадлежит исключительное право изъятия из обращения выпущенных им банкнот и монет. Национальный банк имеет право выпускать в качестве объектов коллекционирования памятные банкноты, а также памятные и слитковые (инвестиционные) монеты из драгоценных и недрагоценных металлов;

- Национальный банк устанавливает:

порядок ведения кассовых операций, порядок работы банков с денежной наличностью, формы отчетности о работе банков с денежной наличностью и сроки ее представления, а также меры ответственности за их нарушение;

правила хранения, инкассации и перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;

правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;

правила определения признаков платежности наличных денег, правила замены ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет, а также порядок их уничтожения.

В области кредитных отношений Национальный банк устанавливает:

объем кредитов, предоставляемых банкам Национальным банком;

систему рефинансирования банков (под рефинансированием банков понимается предоставление им Национальным банком денежных средств на условиях возвратности и платности);

нормативы обязательных резервов, депонируемых в Национальном банке (резервные требования);

ставку рефинансирования и процентные ставки по операциям Национального банка.

Национальный банк регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Для укрепления белорусского рубля, регулирования и стабилизации денежного рынка и рынка кредитных ресурсов Национальный банк устанавливает размеры процентных ставок по различным видам своих операций и в исключительных случаях - предельные (максимальные и (или) минимальные) размеры процентных ставок по операциям банков с денежными средствами физических и (или) юридических лиц.

В сфере управления функционированием платежной системы Республики Беларусь и надзора за ней Национальный банк:

устанавливает правила осуществления платежей, тарифной политики, управления ликвидностью, а также посредством сбора, накопления и анализа показателей, характеризующих состояние платежной системы Республики Беларусь;

определяет правила, сроки и стандарты проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах и ответственность за их нарушение;

ведет ведомственный архив данных и документов по межбанковским расчетам. Национальный банк вправе использовать этот архив для статистической и иной обработки, а также для подтверждения операций, осуществленных при проведении межбанковских расчетов.

В области валютного регулирования Национальный банк:

устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;

регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь;

устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте;

устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях;

устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь;

устанавливает порядок осуществления валютных операций в белорусских рублях между резидентами и нерезидентами;

устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой;

выдает разрешения на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Помимо рассмотренных ранее (при определении сущности инструментальной независимости Национального банка), можно выделить также следующие инструменты денежно-кредитной политики:

учетную (дисконтную) политику;

политику минимальных резервов;

политику открытого рынка;

валютную политику.

Учетная политика состоит в установлении Национальным банком учетной ставки (ставки, по которой он переучитывает векселя у банков второго уровня) и рефинансирует их.

Политика обязательных (минимальных) резервов состоит в том, что банки второго уровня обязаны размещать в Национальном банке резервы, размер которых устанавливается Национальным банком в процентном отношении к размеру привлеченных денежных средств.

Политика открытого рынка представляет собой совершение операций по покупке или продаже ценных бумаг за свой счет на внутреннем и внешнем рынках.

Сущность валютной политики состоит в регламентации порядка проведения валютных операций, различных способах формирования спроса на иностранную валюту, иных механизмах влияния на установление обменного курса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: