Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста

Свойства внимания

Когда говорят о развитии, воспитании внимания, то имеют в виду совершенствование свойств внимания. Различают следующие свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.

Обычно объем внимания зависит от специфически практической деятельности человека, от его жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах).

Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание.

Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме.

Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

В некоторых профессиях распределение внимания приобретает особенно важное значение. Такими являются профессии шофера, летчика, педагога. Учитель объясняет урок и одновременно следит за классом, нередко он еще и пишет что-нибудь на классной доске.

С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями.

Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.

Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес.

Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания. Физиологически это объясняется тем, что под влиянием длительного действия одного и того же раздражителя возбуждение по закону отрицательной индукции вызывает в том же участке коры торможение, что и ведет к снижению устойчивости внимания.

Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания. "Внимание к объекту, – пишет Станиславский, – вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом".

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости – это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности.

 

 

«10» Общие понятия о памяти. Виды памяти.

Память – это запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

Виды.

По характеру психической активности: Блонский

  1. Двигательная (запоминание, сохраение и воспроизведение различных движений)
  2. Эмоциональная (память на чувства)
  3. Образная (память на представления, картины природы и жизни, а так же на звуки, запахи, вкусы и др.)
  4. Словесно-логическая (запоминание и воспроизведение наших мыслей)

- запоминается и сохранчяется только смысл материала, а точное сохронение подленных выражений не требуется

- запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей

По характеру целей деятельности:

  1. Произвольная
  2. непроизвольная

По продолжительности сохранения информации:

  1. Долговременная
  2. Кратковременная
  3. Оперативная (обслуживает непосредственно осущесьвляемые человеком актуальные действия, операции)

Принципы асоцциации (связь, соединение):

  1. Ассоциации по смежности
  2. Ассоциации по сходству
  3. Ассоциации по контрасту (ассоциативная психология)

ПРОцессы и механизмы.

Характеристики памяти:

- Объем памяти (характеризует возможность запоминания и сохранения информации)

- Быстрота воспроизведения (способность использовать в практической деятельности имеющейся у него информацию)

- Точность воспроизведения (способность точно сохранять, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию)

- Длительность сохранения (способность удерживать определенное время необходимую информацию)

- Готовность к использованию сохраненной информации

 

  1. Запоминание – процксс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации

- непреднамеренное (непроизвольное)

- преднамеренное (произвольное) – заучивание

Мнемическая деятельность – деятельность, направленая на запоминание и воспроизведение удерженного материала.

- осмысленное запоминание (ассоциации по смежности)

- механическое запоминание (без осознания логической связи)

Метод заучивания и метод воспроизведения во время заучивания.

  1. Сохранение, воспроизведение, узнавание.

Сохранение - динамическое (в оперативной памяти) и статическое (в долговременной).

Воспроизведение - непреднамеренное и преднамеренное. Припоминание.

Узнавание – чувство знакомости, неопределенность узнавания, полное узнавание. Ошибки при узнавании.

  1. Забывание.

2 формы: невозможность припомнить или узнать и невернон припоминание при узнавании.

3 уровня памяти: - воспроизводящая; - опознающая; - облегчающая.

Реминисценция – воспроизведение материала, который мы не могли сразу воспроизвести, через день-два после восприятия поплняется фактами и понятиями, которые отсутствовали при первом воспроизведении материала.

Ошибочное припоминание и ошибочное узнавание.

Факторы, способствующие забыванию:

- если материал недостаточно понят человеком

- зависит от объема материала и степени трудности его усвоения

- возраст

- при умственном и физическом утомлении

Эббингауз – при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся на концах («эффект края»); закон забывания.

Гештальттерапия – процессы памяти определяются формированием гештальта. Системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей.

Зейгарник – незавршенное задание лучше запоминалось. Левин – квазипотребность (удовлетворенна если задание выполенно, не удовлетворенна, если задание не выполненно).

Бихивиористы – важная роль подкрепления в запоминании материала.

Психоанализ – большая роль эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании.

Смысловая теория памяти – работа соответствующих процессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры.

В рамках предложенной Выгодским теории высших психичсеких функций были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, включая произвольную и непроизвольную, а также непосредственную и опосредованную память.

Жане одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала.

Смирнов и Зинченко – законы памяти как осмысленной человеческой деятельности – зависимость запоминания от поставленной задачи и выделели основные приемы запоминания сложного материала.

Память – это функция мозга, а физиологической основой памяти является пластичность нервной системы.

Нейронная и биохимическая теория памяти. Электрический импульс от активного нейрона проходит от тела клетки через аксон к телу следующей клетки. На уровне возбудительного синапса происходит передача возбуждения к следующему нейрону, а на уровне тормозного – она блдокируется. Нервный импульс, поступивший на возбудительный синапс клетки, вызвал ответ клетки. Импуль возвращается к тому нейрону, импульсом которого была активирована новая клетка. И все по кругу. Это ревербация.

Многократная электрическая активность в нейронных цепях вызывает химические или структурные изменения в самих нйронах, что приводит к возникновению новых нейронных цепей – консолидация. Занимает длительное время – длительная память.

 

 

«11» Мышление как высший психический процесс. Виды мышления. Развитие мышления в онтогенезе.

Мышление – это высший познавательный психический процесс; порождение нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Особенности протекания:

  1. Обобщенное отражение действительности
  2. Опосредованное познание объективной реальности (без непосредственного контакта)
  3. Всегда связано с решением той или иной задачи
  4. Неразрывная связь с речью (речь – средство общения и орудие мышления)

Виды.

По характеру:

  1. Теоретическое

- понятийное

- образное

2. Практическое

- наглядно-образное (при восприятии окружающей действительности)

- наглядно-действенное (практическое преобразование действительности с реальными предметами)

По форме:

  1. Наглядно-действенное
  2. Наглядно-образное
  3. Абстрактно-логическое

По степени развернутости:

  1. Дискурсивное
  2. Интуитивное

По степени новизны:

  1. Репродуктивное
  2. Продуктивное

 

Формы мышления.

1) Понятие (отражение общих и существенных свойств предметов и явлений)

- общие

-единичные

Путь формирования понятий – от частного к общему (обобщение)

Усвоение понятий:

  • стратегия экземпляра
  • проверка гипотезы

Факторы усвоения понятий:

) варьирование признаков предметов

) использование наглядности при усвоении понятий

Важный момент при усвоение – это осознание

2) Суждение (способность постичь смысл и значение чего-либо, это результат данной способности; понимание связей одного с другим)

Характеристики:

- глубина понимания

- отчетливое осознание связей и отношений

- полнота осмысления

- обоснованность (осознание оснований)

Виды понимания: непосредственное; опосредованное (дискурсивное)

3) Умозаключение (формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся)

4) Аналогия

 

Мыслительные операции

  1. Анализ (мысленное расчленение чего-либо на части или выделение отдельных свойств)

- практические

- теоретические

  1. Синтез (мысленное соедениене частей в целое, сочетание отдельных свойств)

- практический

- теоретический

  1. Сравнение (операция установления сходств и различий между предметами и явлениями реального мира)

2 пути осуществления: непосредственно (воспринимая одновременно что-то); опосредованно (путем умозаключений).

Осуществлялось успешно, условия:

- выделение существенных признаков сравниваемых предметов

- многостороннее сравнение

Умозаключение по аналогии (насколько взаимообусловлены между собой признаки, которые мы наблюдаем в сравниваемых предметах)

  1. Абстрагирование (мысленное отвлечение от каких-либо свойств предмета для выделения его существенных признаков)

Абстрактные понятия – понятия об общих признаках и свойствах предметов и явлений

Виды абстракции: - практическая (непосредственно включенная в процесс деятельности); - чувственная или внешняя; - высшая или опосредованная (выраженная в понятиях).

  1. Обобщение
  2. Конкретизация (представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению)

 

  1. Индукция – переход от частного к общему положению, которое охватывает собой частные случаи.
  2. Дедукция – переход от общего к частному, на основе общего положения.

Большинство ученых склоняются к этому в развитии мышления:

1 этап - связан с обобщениями. При этом первые обобщения ребенка неотделимы от практической деятельности, что находит свое выражение в одних и тех же действиях, которые он выполняет со сходными между собой предметами

2 этап - связан с овладением им речью. Слова быстро приобретают для него общее значение и легко переносятся с одного пред­мета на другой.

3 этап - формирование умственной операции сравне­ние. В дальнейшем на основе операции сравнения начинают развиваться индук­ция и дедукция.

Обобщение связанное с действиями, наглядность мышления – особенности дошкольного возраста.

При достижении ребенком школьного возраста осуществляется переход от конкретных ко все более абстрактным понятиям, а содержание поня­тий обогащается.

В практическом аспекте развития мышления при­нято выделять три основных направления исследований: филогенетическое, он­тогенетическое и экспериментальное.

Филогенетическое направление предполагает изучение того, как мышление че­ловека развивалось и совершенствовалось в процессе исторического развития человечества. Онтогенетическое направление связано с исследованием основных этапов развития в процессе жизни одного человека. Экспериментальное направление связано с проблемами экспериментального исследования мышления и возможности развития интеллекта в особых, искусственно создан­ных условиях.

Операциональная теория Пиаже:

Первая стадия — сенсомоторного интеллекта (от 1г. До 2л.). Характеризуется развитием способности вос­принимать и познавать предметы реального мира, составляющие окружение ре­бенка

Вторая стадия — операционального мышления (от2 до 7). Фор­мируются наглядные представления.

Третья стадия — стадия конкретных операций с предметами (от 7-8 до 11-12). Умственные операции становятся обратимыми.

• На четвертом этапе - осуществляется перенос внешнеречевого выполнения дей­ствия целиком во внутреннюю речь.

• На пятом этапе - уходом выполнения данного действия из сферы сознания (т. е. постоянного контроля над его выполнением) в сферу интеллектуальных умений и навыков.

Л. С. Выговский и Л. С. Сахаровым - три стадии процесса формирования понятий у детей.

- На первой стадии происходит образование неоформленного, неупорядоченно­го множества предметов, которые могут обозначаться одним словом.

) выбор и объединение предметов наугад;

) вы­бор на основе пространственного расположения предметов;

) приведение к одному значению всех ранее объединенных предметов.

- На второй стадии - образование понятий-комплексов на основе от­дельных объективных признаков.

) ассоциативный (любая внешне замеченная связь берется как доста­точное основание для отнесения предметов к одному классу);

) коллекционный (взаимное дополнение и объединение предметов на основе частного функциональ­ного признака);

) цепной (переход в объединении от одного признака к другому так, что одни предметы объединяются на основании одних, а другие — совершенно иных признаков, причем все они входят в одну и ту же группу);

) псевдопонятие.

- И наконец, на третьей стадии происходит образование настоящих понятий.

) потенциальные понятия (вы­деление группы предметов по одному общему признаку);

)

 

 

«12» Способности. Общая характеристика. Проблема врожденности или социальной обусловленности способностей.

Способности:

  1. совокупность всевозможных психических процессов и состояний;

2. высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений навыков, обеспечивающих успешное выполнение различных видов деятельности;

3. это то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование в практике.

Изучал Теплов. Три основные признака:

1 – способности это индивидуально-психологичсекие особенности, отличающие одного человека от другого

2 – особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей

3 – способность не сводится к тем знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у данного человека.

Виды:

- природные (естественные) - общие для человека и животного

- специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение

А) общие (в разных видах деятельность) – способность, проявляющаяся в общении, взаимодействиями людьми.

Б) специальные высшие интеллектуальные способности (в специфических видах деятельности)

- теоретические

- практические

- учебные

- творческие

Уровни развития способностей:

  1. Способность

На развитие влияют задатки – анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.

Павлов – генотип – врожденные особенности нервной системы:

1) сила нравной системы по отношению к возбуждению

2) по отношению к торможению

3) уровнавешенность нс по отношению к возбуждению и торможению

4) лабильность н. с.

Основа индивидуальных различий – тип высшей нервной деятельности и особенности соотношения сигнальных систем: художественный тип (1 сигнальная система); мыслительный (2); средний (смешанная).

Развитие задатков – это специально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества.

Способности социальны и формируются в процессе деятельности человека.

- потенциальные (не реализуются)

- актуальные (реализуются)

  1. Одаренность (своеобразное сочетание способностей, которые обеспечивают человеку возможность успешного выполнения какого-либо вида деятельности)

2 группы компонентов в структуре способностей: занимают ведущее положение и являются вспомогательными.

Мастерство – совершенство в конкретном виде деятельности.

  1. Талант (высокий уровень развития специальных способностей)
  2. Гениальность

 

  1. Способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованных характеристик.

- Связь способностей с массой мозга

- Галль – френология – зависимость от наружной формы черепа.

- Гальтон – наследованность из принципов эволюционной теории Дарвина (Евгеник.

 

«13»Общая характеристика воображения. Виды воображения.

 

Воображение – это психический процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Воображение играет весомую роль в регуляции нашего поведения. воображение связанно и с реализацией наших волевых действий.

Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы и на двигательные функции человека.

Виды

По степени волевых усилий:

1. преднамеренное

- воссоздающее (пространственное воображение)

- творческое

- мечта (1. образ желаемого; 2. не включена в творческую деятельность)

* активный, произвольный, сознательный процесс.

* не имеющая практического значения

2. Непреднамеренное

По степени активности:

1. Активное

2. Пассивное

- сон

- дремотное состояние

Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей – грезы. Связанно с потребностями личности.

2 этапа создания образа:

1. Анализ (расчленение на отдельные составные части – абстрагирование объекта)

2. Синтез(образу может быть предан новый вид)

- агглютинация

* увеличение или уменьшение объекта или его частей

* включение уже известных образов в новый контекст

- схематизация и акцентировками

Типы В. По степени волевых усилий: преднамеренные- >воссоздающие, творческое, мечта<-активное; преднамеренные ->грёзы<-пассивное; непреднамеренные. По степени активности: активное; пассивное –сон, дремотное состояние.

 

«14»Деятельность. Общая характеристика деятельности. Роль деятельности в развитии психики человека.

Деятельность – динамическая система взаимодействия субъекта с миром.

Побудительная причина – мотив (совокупность внешних и внутренних условий вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности) -> определяет ее направленность, т.е. ее цели и задачи.

Цель – осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека.

Задача – заданная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих усилий согласно определенной процедуре.

Задача включает: требования (цель); условия (компонент постановки); искомое (неизвестное, которое надо найти).

Виды деятельности:

1.Игра – это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта.

- индивидуальные

- групповые

- предметные

- сюжетные

- ролевые

- с правилами

2.Учение – целью его является приобретение человеком знаний, умней, навыков.

- организованное

- неорганизованное

3.Труд

Мотив <-Деятельность-> цель

Действие (интериоризация)

Внешние, предметные Внутренние, умственные

(экстериоризация)

Операции

 

 

«15»Темперамент. Физиологическая основа темперамента. Типологии темперамента.

Темперамент – характерная для данного человека совокупность психических обусловленностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой.

Темперамент – биологически обусловленная структура личности.

Типы темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический.

Различаются прежде всего по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний.

Гиппократ – 4 вида жидкости – кровь, флегма, желчь, черная желчь -> Гален 4 типа темперамента.

1. Взаимосвязь свойства темперамента наследственны или врожденны и связаны с индивидуальными различиями в особенностях телосложения – Конституциональная типология

Кречмер: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик.

3 типа темперамента: шизотимик (астеническое телосложение), иксотимик (атлетическое); циклотимик (пикник).

Шелдон – три типа телосложения: эндоморфный (внутренние органы); мезоморфный (мышечная ткань); эктоморфный (кожа и нервная ткань) -> три типа темперамента: висцеротоник (внутренности; пикник), соматотоник (тело; атлетик), церебротоник (мозг; астеник).

1. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами тмперамента (Павлов).

Теплов – свойства темперамента – это устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. – свойства темперамента проявляются в динамике психических процессов и степени активности индивида; - темп связан с деятельностью

Русалов выделил 4 свойства темперамента, отвечющие за: - широту или узость афферентного синтеза; - легкость переключения с одной программы на другую; - скорость исполнения текущей программы поведения; - чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

4 компонента темперамента: эргичность, пластичность, скорость, эмоциональность.

Физиологическая основа.

Свойства нервных процессов:

1. сила возбуждения (работоспособность нервной клетки)

2. сила торможения (работоспособность нервной системы при реализации торможения)

3. уравновешенность (равновесие процессов возбуждения и торможения)

4. подвижность (быстрота перехода одного нервного процесса к другому)

Свойства нервных процессов могут образовывать определенные комбинации, которые определяют тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности.

Нервные процессы могут быть сильные и слабые, которые в свою очередь делятся на уровновешанные и неуровновешанные.

Павлов – тип нервной системы – врожденные и относительно слабо подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания свойства нервной системы.

В дальнейшем типология Павлова была дополнена (Теплов, Небылицын):

- лабильность (скорость возникновения и прекращения нервных процессов)

- динамичность (легкость и быстрота образования положительных и тормозных условных рефлексов).

Типы темперамента с точки зрения бытовой психологии можно охарактеризо­вать следующим образом.

Холерик — человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; неред­ко — вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям.

Сангвиник — человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведе­нии, но они не сильные и легко сменяют одно другое.

Меланхолик — человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откли­кается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства.

Флегматик — человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти никак не проявляются.

 

«16»Понятие личности и ее развитие

Понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается другим и наукам и, например, философией, социологией, педагогикой. Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальным и исследованиями и теоретическим и обоснованиями.

Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. В содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, определяющие значимые в отношении других людей поступки. К числу личностных качеств не принято относить особенности фенотипической и физиологической организации человека, уровень развития его познавательных процессов.

Б.Г.Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект, личность и индивидуальность.

Индивид - это человек как природное существо, представитель Homo sapiens, имеющий конкретную биологическую сущность.

Субъект - это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Личность - это субъект, включенный в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего им приобретаются особые социальные качества.

Индивидуальность - это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.

Личность (англ. реrsonaliti, лат. persona- маска)- это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

При рассмотрении вопроса формирования личности, как в отечественной, так и зарубежной психологии пользуются понятием «развитие личности».

Развитие - это процесс закономерного необратимого направленного изменения (во времени), перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от простого к сложному, от низшего к высшему. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. Различают две формы развития:

- эволюционную, связанную с количественными изменениями объекта;

- революционную, характеризующуюся качественным и изменениями в структуре объекта.

Развитие личности - процесс формирования человеком собственной природы, присвоения и созидания им предметов культуры, обретения круга значимых других, проявления себя перед самим собой.

Предметом изучения психологии личности являются внутренние закономерности, которые определяют все внешние проявления человека. Изучение детерминант поведения неизбежно ставит вопрос о структуре личности, что, в свою очередь, предполагает выделение элементов, ее составляющих, исследование свойств каждого из них и характера взаимосвязей между элементам и, образующим и структуру как целое.

Современные теории личности характеризуются большим разнообразием как элементов, входящих в структуру личности, так и системообразующих факторов, объединяющих элементы в систему.

Структура личности - это относительно неизменные индивидуально-психологические характеристики, демонстрируемые человеком в раз личных обстоятельствах ив различное время.

Наиболее подробно проблема структуры личности отражена в работах К.К.Платонова. Согласно его концепции

1) низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента;

2) второй уровень личности включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека (мышления, памяти, внимания и т.д.), зависящие как от врожденных факторов, так и от приобретенных, т.е. от тренировки, развития, совершенствования этих качеств;

3) третьим уровнем развития личности является ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки; эта подструктура имеет социальный характер,

4) высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды и убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки; данная подструктура формируется под влиянием воспитания и наиболее полно отражает идеологию общества, в которое человек включен.

С. Л. Рубинштейн различал в структуре личности:

- направленность,

- способности,

- темперамент,

- характер,

- самосознание.

А.Н.Леонтьев считал, что личность - это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в структуру личности, а являются условием формирования направленности и воли, составляющих ядро личности.

Структура личности может рассматриваться:

- как набор определенных черт личности -устойчивых качеств (Р.Кеттел);

- как набор стилевых характеристик, отражающих особенности межличностного взаимодействия (X.Гуф);

- как модель личностных предпочтений, отражающая уровень психосексуального развития личности (М.Крут);

- может быть описана при помощи биологически ориентированных показателей (Г.Айзенк и М.Айзенк, М.Заккерман).

Проблёма структуры личности, природа ее организации и влияние на функционирование индивида является ключевым компонентом во всех теориях личности.

 

 

«17»Общие понятия о характере. Формирование характера.

Характер – совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения

Главная особенность – характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.

Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровням группах – развиваются соответствующие черты характера (психические свойства человека, определяющие его повдение в типичных обстоятельствах).

Классификация черт характера 2 подхода:

  1. связывают с психическим процессам

Выделяют: - волевые (решительность, настойчивость, самостоятельность, активнсоть и др.); - эмоциональные (порывистость, впечатлительность, горячность, инертность и др.); - интеллектуальные (глубокомыслие, сообразительность, находчивость и др.).

  1. в соотнесении с направленностью личности

- проявляется в отношении к людям

- отношение к деятельности (главное условие образования характера – наличие жизненных целей)

Степень выраженности у индивида мотивации достижения – потребность в достижении успеха

- отношение к окружающей среде

Все черты можно разделить на мотивационные (побуждение и направленность деятельности) и инструментальные (придают ей определенный стиль)

Характер форимируется после рождения человека. Основную роль в формировании характеря играет общение с окружающими его людьми.

Сензитивный период становления характера – от 2-3 до 9-10ьлет.

Важным является стиль общения со взрослыми (родителями) и способ обращения взрослых с самим ребенком.

Раньше всех формируются: доброта, общительность, отзывчивость, эгоистичность, черствость, безразличие к людям.

В раннем и дошкольном детстве формируются трудолюбие, аккуратность, отвественность, настойчивость – те черты, которые наиболее ярко проявляются в труде.

В начальных классах – черты, проявляющиеся в отношениях к людям (расширение сферы общения).

В подростковом возрасте – развиваются и закрепляются волевые черты.

В ранней юности – базовые нравственный, мировоззренческие основы.

К окончанию школы характер можно считать сформированным.

Характер формируется и трансформируется на всем протяжении всего жизненного пути.

После окончания человек сам является творцом своего характера – процесс самовоспитания (человек способен от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидить свои недостатки).

Формирование – общественная деятельность.

Наиболее эффективным средством формирования характера явялется труд.

Темперамент и характер очень близки – особенности темпераменто в той или иной мере отражаются на характере.

Характер развивается на основе темперамента.

«18»Методы исследования личности в психологии

Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

 

В настоящее время принято выделять три основных способа сбора информации о личности, а данные, полученные этими способами, часто называют L, Q и T- данными.

1 - Данные, полученные с помощью регистрации реального поведения человека в повседневной жизни, принято называть L-данными

2 - Q-данными - другой наиболее распространенный метод сбора информации о личности — это метод использования опросников и других методик, построенных на основе самоотчетов.

3 - Основывается на регистрации объективных данных. Данные, полученные с помощью подобных методов, называются T-данными

Два основных направления исследований личности с помощью опросников: подход на основе выделения черт личности и типологический подход. Первый предполагает существование конечного набора базисных качеств, и личностные различия определяются степенью их выраженности. При типологическом подходе исходят из постулата, что тип личности является целостным образованием, несводимым к комбинации отдельных личностных факторов. Подход на основе черт требует группировки личностных признаков, а подход на основе типов — группировки испытуемых

Такое представление данных допускает, как минимум, два способа построения обобщений: 1) по столбцам (признакам личности) и 2) по строкам матрицы данных (группировкам испытуемых).

Обобщение данных путем группировки признаков (по столбцам) состоит в выделении групп тесно связанных признаков при помощи методов факторного анализа.

Обобщение данных путем группировки испытуемых (по строкам) представляет собой группировку испытуемых по степени их близости в пространстве измеряемых признаков. В данном случае осуществляется группировка не по признакам, а по принципу близости испытуемых. Существуют два основных варианта постановки задачи группировки испытуемых: 1) группировка испытуемых на незаданные группы; такое разделение, при котором в составе выделенных групп оказались бы испытуемые, похожие по психологическим характеристикам 2) группировка испытуемых на заданные группы (предполагается, что имеются результаты многомерного психологического обследования нескольких групп испытуемых и о каждом испытуемом заранее известно, к какой группе он принадлежит).

 

«19»Я-концепция личности и самосознание личности.

 

Понятие Я – концепция родилось в середине XIX века в русле феноменалистической (гуманистической) психологии, представители которой (А. Маслоу, К Роджерс и др.) стремились к рассмотрению целостного человеческого Я и его личностного самоопределения в микросоциуме. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч.Кули, Дж. Мид) и понимание идентичности Э. Эриксона. Однако первые разработки в области Я-концепции бесспорно принадлежат У.Джемсу, разделившему глобальное, личностное Я на взаимодействующие Я - сознательное и Я - как объект.

Из отечественных психологов проблемой я- Концепции занимались такие представители ученого мира как Б.Г.Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Иващенко, И.С. Кон, В.Н. Мясищев, С.Л.Рубинштейн, Е.Т.Соколова, В.В.Столин и др.

Я - концепцию можно определить как совокупность всех представлений индивида о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т.п.

Я-концепция – личностное ядро, особая функция личности, заключает механизм интеграции – дезинтеграции, персонификации – деперсонификации. Как особое образование Я-концепция – это, во-первых, структура, обладающая механизмами, «встроенными» в личностную систему, во – вторых – это свой способ функционирования, адекватный, имманентный личности. Я-концепция представляет интегрированный центр личности.

В структуре личности Я – концепция осуществляет интеграцию индивидуальных и субъектно- деятельностных характеристик.

Я-концепция является высшим продуктом и образованием сознания, самосознания и бессознательного. Самосознание как функциональный механизм Я-концепции охватывает различные уровни сознания и выражает систему отношений к себе, к людям, к миру.

Компоненты Я-, обеспечивающих ее воспроизводство.

1. Когнитивный компонентобеспечивает представление о качествах, способностях, внешности, социальной значимости. Это те категории, в которых субъект осознает свои особенности.

2. Эмоциональный компонентЯ-концепции связан с оценкой субъектом самого себя, своих возможностей, потребностей, желаний, интересов, идеалов, ценностей, выражает отношение к себе в целом и к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т.д.. проявляющийся в системе самооценок. Самооценка – действенный феномен, позволяющий совершенствовать себя самого.

3. Волевой компонентЯ –концепции рассматривается как специфическая сложная динамическая система психической регуляции деятельности личности, направленной на достижение цели, как особая форма внутренней активности субъекта, как сложная функциональная система интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов.

4. Поведенческий компонентвыступает в качестве своего рода интеграла, воплощающая действие когнитивного, эмоционального, волевого начала в процессе принятия решений, управления своим поведением, ответственности за свой выбор.

Основные функции Я-концепции:

- регуляции, адаптации, защиты, репрезентации, притязаний – осуществляют личностно целенаправленное мотивирование и регулирование деятельности, познания, общения, поведения, поиск гармонии между отношениями личности к себе и внешнему миру;

- обеспечивают устойчивость соотношения между реальным и идеальным Я;

- создают готовность к предстоящей деятельности;

- способствуют приобретению, хранению и воспроизводству знаний о себе;

- представляют свое отношение к себе и к другим;

- выстраивают стратегию и тактику самоопределения в различных ситуациях.

Важнейшей функцией Я-концепции - обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я-концепции.

 

 

«20»Периодизация возрастного развития человека. Механизмы психического развития.

 

Развитие – (Петровский, Ярошевский) – это закономерное и необратимое изменение психических процессов во времени.

- (Давыдов) последовательные, в целом необратимые количественные и качественные изменения в психике, при этом старые структуры входят в новые, претерпевая изменения и реорганизацию.

- (Божович) это возникновение систематических психологичсеких новообразований.

- (Ананьев) это последовательная смена моментов становления, эволюции и инволюции, каждое из этих изменений имеет колличественнцю характеристику продолжительности, качественную и типологичсекую характеристики.

Свойства развития: - необратимость, - направлено от простого к сложному, - закономерно.

Основные формы развития:

1 – филогенез (биологическое развитие рода, вида)

2 – онтогенез (индивидуальное развитие человека от рождения до смерти)

Области психического развития:

· психофизиологическая (изменение организмо человека внешнее и внутреннее).

· Психосоциальная или личностная (характер, эмоции, темперамент, воля)

· Когнетивная (все познавательные процессы).

Основные закономерности психического развития:

1. Детерминация возрастного развития (детерминация – это те факторы психического развития, от которого оно зависит и чем определяется)

2. Проблема обучения и воспитания

3. Сензитивность, необратимость, приемственность и индивидуализация психического развития.

4. Неравномерность психического развития

 

Возрастная периодизация – понять закономерности развития позволяет разделение жизненного цикла на периоды в зависимости от основы или критерия периодизации.

1 – А. Гезель. В основе – темп психического развтия. Возрастные периоды ограничиваются одним темпом. Периодизация только до 6 лет.

2 – Блонский. На основе появления зубов.

3 – Фрейд. В основе периодизации – сексуальное развитие. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон, стимуляция которых вызывает удовлетворение.

- оральная стадия (от рождения до 1 года)

- анальная (1 – 2-3)

- инфантильно-генетальная (3 – 6)

- латентная (6 – 12-13)

- зрело-генетальная (от 13)

4 – Эриксон. Исследование отношения человека с социумом. Эпигенетическая концепция. На каждой стадии возникает новообразование (положительное и отрицательное).

5 – Пиаже. Основана на признаке развития интеллекта. Основные умственные операции ребенка имеют деятельное происхождение.

6 – Выгодский. В основе – влияние среды. Каждая стадия развития имеет свои кризисы, а переход на новую стадию характерезуется появлением новообразования.

7 – Эльконин. В основе 4 критерия: 1) Социальная ситуация развития; 2) Ведущая деятельность; 3) Возрастные новообразования; 4) Кризисы.

 

Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания — высшего уровня психического развития, присущего только человеку.

Во-вторых, развитие психики ребенка во многом повторяет закономерности общественно-исторического развития человека.

Основными условиями возникновения и развития сознания являются соответствующий уровень биологической организации, наличие социального окружения и коллективный труд.

Периодизация Эльконина: 1. Младенчество: от рождения до 1 года жизни.2. Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет.3. Младший и средний дошкольный возраст: от 3 до 4–5 лет.4. Старший дошкольный возраст: от 4–5 до 6–7 лет.5. Младший школьный возраст: от 6–7 до 10–11 лет.6. Подростковый возраст: от 10–11 до 14–15 лет.7. Ранний юношеский возраст: от 14–15 до 16–17 лет.

«21» ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Изучали Аксарина Н. М., Лисина НИ., Новоселова С. Л., Запорожец А. В., Выготский Л. С., Божович ЛИ. Ранний возраст - с I до 3 лет; ведущим видом деятельности является предметная. Основные достижения раннего возраста - прямохождение (позволяет реализовать в активных движениях потребность во впечатлениях); предметная деятель-ность и овладение речью. Предметная деятельность как ведущий вид деятель-ность заложилась еще в младенчестве в процессе манипулирования с предметами. Предметная дея-тельность -это деятельность по назначению предме-та. Овладение предметной деятельностью выступает как присвоение форм человеческой деятельности.

В овладении предметной деятельностью выделяют 3 этапа:

I- действие без учета назначения предмета, манипулирование;

2 -собственно-предметное действие только по назначение предмета; 3- любые предметные действия с точным знанием назначения предмета (ложка как молоток). Овладение предметной деятельностью свидетельст-вует о развитии мышления, способности отделить действия от конкретного предмета, возникновении знаковой функции сознания - использование предме-тов - заместителей.

Два вида предметных действий:

1) орудийные действия - воздействие одного предмета на другой с целью получения общего результата (насыпать песок лопаткой, молоток, ложка, чашка, карандаш....). Вначале орудие выступает продолжением руки ребенка, затем выделяется.

2) соотносящие действия - действия по установлению соответствия между предметами или их частями по определенным признакам (пирамидка, матрешка, вкладыши); вначале осваивают методом проб и ошибок, затем переходят к зрительному восприятию (посмотрит и выберет правильно). Предметная деятельность развивает ощущения, восприятие, внимание, память, мышление (действенное, практическое), элементы воображения.

Развитие речи с 1,5 - до 3 лет сензитивный (наибо-лее благоприятный) период для ее развития. Разви-тие речи происходит в предметной деятельности и общении со взрослыми. Направления в развитии речи:

I) развитие понимания речи (пассивный словарь);

2) развитие активного словаря; автономная речь - своеобразная речь конкретного ребенка, понятная близким людям;

3) овладение звуковой структурной речью;

4) овладение функцией общения -- вопросы, слушание. Речь способствует развитию психических процессов - ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышле-ния. К концу раннего возраста на основе предметной деятельности возникают новые виды деятельности - рисование (на основе оруд-ых действий); конструи-рование (на основе соотносящих действий); элемен-ты игровой деят-ти. Прямохождение, предметная деят-ть, речь способст-вуют изменению отношения ребенка к окружающему миру, выделению себя из этого мира (имя, физиче-ское тело, действия с предметами и отделение себя от предмета, желания, потребности) -возникновению самосознания - осознание себя, начинает говорить о себе - Я; проявляет самостоятельность (сам). Это свидетельствует об активном формировании лично-сти ребенка; кризис 3 лет (Выготский Л. С, Божович Л. И.). Стремление к самостоятельности и ее ограни-чение со стороны взрослых способствует проявле-нию капризов

 

 

«22»Особенности психического развития периода дошкольного детства.

 

Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет). Ведущая деятельность – ролевая игра. Новообразования в личностной сфере.

Период активного освоения социального пространства.

Особенности:

- появляется ориентация на совместную деятельность со сверстниками

- увеличивается колличество и усложняется качество требований со стороны взрослых, предъявляемых к поведение (к соблюдению норм морали).

Увеличивается притязание на признание со стороны взрослых.

Противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра наполнена содержанием, отражающим реальное содержание копируемого действия.

Сюжетность усложняется в процессе взросления. И увеличивается продолжительность игры (младш. – 10-15 минут; средн. – 30-40 минут; старш. – от нескольких часов до нескольких дней). Так же отличается содержание (младш. – воспроизведение реальных действий взрослых; средн. – отношения между людьми; старш. – подчинение правилам, вытекающим из роли).

Ребенок стремится к овладению общественно значимой деятельностью.

Процесс формирования личности ребенка, связан с формированием эмоционально-волевой сферы - закладываются черты характера ребенка.

Первые признаки произвольного поведения.

В процессе ролевой игры происходит формирование творческого воображения и способности произвольно управлять своим поведением. Ролевые игры также способствуют развитию восприятия, запоминания, воспроизведения и речи.

Восприятие развивается в 2 направлениях:

- овладевает новыми действиями восприятия. Они направленны на обследование многообразных свойств предметов и явлений.

- усвоение систем сенсорных эталонов (система цветов спектра, геометрических форм и др.).

К концу периода восприятие точное и дифференцированное.

Мышление:

- наглядно-дейтсвенное

- наглядно-образное -> к концу образно-схематическое мышление

Внимание и память непроизвольны.

Образная память преобладает над словесно-логической.

Главные новообразование:

- соподчинения мотивов

- появление самооценки

 

«23»Особенности психического развития детей в школьный период:

· школьный возраст (7-13 лет)

· пубертатный возраст (13-17 лет)

В младшем школьном возрасте важнейшим новообразованием является способность подчинять собственное поведение сознательно поставленной цели, а также способность самостоятельно ставить осознанные цели и достигать их при помощи последовательности действий. Ведущей деятельностью является учебная.

Задачи психологического развития в младшем школьном возрасте:

- формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов

- развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы «умения учиться»

- раскрытие индивидуальных особенностей и способностей

-развитие навыков самоконтроля, самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции

- становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим

-усвоение социальных норм нравственного развития

-развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.

Задачи психологического развития в старшем школьном возрасте:

- принятие собственной внешности и эффективное использование своего тела

- усвоение мужской или женской роли

- установление новых более зрелых отношений с ровесниками обоих полов

- завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых

- подготовка к профессиональной карьере

-подготовка к браку и семейной жизни

- формирование социально ответственного поведения

-построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения.

Возрастные особенности подростка:

- повышенная утомляемость

- стремление обзавестись лучшим другом

-стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе

-стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского

-отвращение к необоснованным запретам

-переоценка своих возможностей. Реализация которых предполагается в отдаленном будущем

-отсутствие адаптации к неудачам

-отсутствие адаптации к положению»

-ярко выраженная эмоциональность

Признаки успешной адаптации:

- удовлетворенность ребенком процессом обучения

-ребенок легко справляется с программой

-степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому

-удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем

Признаки дезадаптации:

- усталый, утомленный внешний вид ребенка

-нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне

-стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы

-нежелание выполнять домашние задания

- негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников

-беспокойный сон

-постоянные жалобы на плохое самочувствие

Рекомендации педагогам:

Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности подростков

Создать благоприятный эмоциональный контакт с классом и с родителями учащихся

Выработать единые требования к учащимся (соблюдать единый орфографический режим, критерии оценок)

Развивать общие учебные умения и навыки, учить ребят правильно учиться

Не использовать оценку как средство наказания

Следить за положительной динамикой в развитии каждого отдельного ученика

Развивать навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса

Разнообразить методику работы в группах, парах, индивидуально.

 

 

«24» Особенности подросткового возраста

 

В каждом возрасте есть свои особенности, которые влияют на поведение и мировоззрение людей. Подростковый возраст – долгий переходной период, в котором происходит ряд физических изменений, связанных с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Психологические особенности подросткового возраста у психологов называются «подростковыми комплексами» по ряду причин:

· повышенная чувствительность к оценке посторонних;

· предельная самонадеянность и категоричные суждения по отношению к окружающим;

· противоречивость поведения: застенчивость сменяется развязностью, показная независимость граничит с ранимостью;

· эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения;

· борьба с общепринятыми правилами и распространенными идеалами.

Подростковый возраст охватывает период жизни с 13 до 18 лет (± 2года). Все психологические изменения обусловлены физиологическими особенностями подросткового возраста и рядом морфологических процессов в организме. Все перестройки организма напрямую влияют на изменения реакций подростка на различные факторы внешней среды и находят свое отражение в формировании личности.

Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста

1. Большие изменения происходят в эндокринной системе, что приводит к быстрому и непропорциональному росту массы и длины тела и развитию вторичных половых признаков.

2. Сложные процессы структурных и функциональных изменений происходят в центральной нервной системе и внутренних структурах головного мозга, что влечет за собой повышенную возбудимость нервных центров коры головного мозга и ослабление процессов внутреннего торможения.

3. Значительные изменения наблюдаются в органах дыхания и сердечнососудистой системе, что может привести к различным функциональным расстройствам (утомляемость, обмороки).

4. Активно развивается костно-мышечная система: завершается формирование костной ткани, увеличение мышечной массы, поэтому в подростковом возрасте очень необходимо правильное рационально питание.

5. Завершается развитие пищеварительной системы: органы пищеварения крайне «ранимы» ввиду постоянного эмоционального и физического напряжения.

6. Гармоничное физическое развитие всего организма является следствием нормального функционирования всех систем органов и оказывает влияние на психическое состояние подростков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: