В периодизации геронтогенеза выделяются три градации: пожилой возраст: для мужчин – 60–74 года, для женщин – 55–74 года, старческий возраст – 75–90 лет, долгожители – 90 лет и старше. Старение в позднем онтогенезе происходит в различных структурах человека как индивида, личности, субъекта деятельности. В период геронтогенеза происходит приспосабливание к новым условиям жизнедеятельности и повышение различными способами биологической активности различных структур организма, обеспечивающих его работоспособность после завершения репродуктивного периода. Одним из путей адаптации является мобилизация резервных возможностей организма. Другой путь перестройки организма выражен в формировании новых приспособительных механизмов. Таким образом, в период старения преодоление деструктивных явлений и повышение активности различных структур организма осуществляется различными способами: путем резервирования, интенсификации и компенсации уже существующих структурных образований, а также путем формирования качественных образований, способствующих сохранению работоспособности человека. В период геронтогенеза усиливается роль личностного фактора в создании здорового образа жизни. В сознательной регуляции поведения, направленной на сохранность индивидуальной организации и на ее дальнейшее развитие, большую роль играют эмоциональная сфера, психомоторика и речевая деятельность, относящиеся к интегральным характеристикам психики человека. В период геронтогенеза не только в соматической организации, но и на уровне психологических функций усиливается противоречивость, неравномерность и гетерохронность их возрастной динамики. Это выражено в том, что ухудшение работы слухового анализатора с возрастом носит избирательный характер, обусловленный как исторической природой человека, так и защитными функциями организма. Снижение разных видов цветовой чувствительности в 25–80 лет также происходит с неодинаковой скоростью (данные А. Смита). Чувствительность к желтому цвету после 50 лет практически не изменяется, а к зеленому – снижается в замедленном темпе. Напротив, значительное ослабление сенсорной реакции с возрастом имеет место на красный и синий цвета, т. е. на крайние, коротко– и длинноволновые части спектра. В то же время глазомерная функция и сенсорное поле зрения, по нашим данным, отличаются достаточно высокой сохранностью вплоть до 70 лет. Все это свидетельствует о важном значении этих функций на протяжении всей жизни человека, вплоть до периода старения.
В период геронтогенеза наблюдается гетерохронность также и в развитии других психических функций. В возрасте 70–90 лет особенно страдает механическое запечатление. Лучше всего сохраняется логическая, вербальная память. Основой прочности памяти в старшем возрасте являются смысловые связи. Опираясь на исследование английского геронтолога Д. Б. Бромлея, Б. Г. Ананьев писал о том, что в процессе геронтогенеза особенно примечателен противоположный ход развития вербальных (информированность, словарный запас) и невербальных (практический интеллект) функций. Снижение невербальных функций становится выраженным к 40 годам жизни. Между тем вербальные функции именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая высокого уровня в 40–70 лет. На сохранность и дальнейшее развитие психических функций в период геронтогенеза существенное влияние оказывает профессиональная деятельность и образование. При высоком уровне образования не наблюдается спада вербальных функций до глубокой старости. С уровнем образования тесно связаны скорость речи, эрудиция и логическое мышление. Важным фактором жизнеспособности пожилого человека является род его занятий. Лица пенсионного возраста характеризуются высокой сохранностью тех функций, которые были активно включены в профессиональную деятельность. Так, по данным М. Д. Александровой, у пожилых инженеров не изменялись с возрастом многие невербальные функции, а старые бухгалтеры выполняли тест на скорость и точность арифметических действий так же хорошо, как и молодые. Острота зрения и поле зрения сохраняются на высоком уровне до глубокой старости у водителей, моряков, летчиков. Между тем у лиц, у которых основу профессиональной деятельности составляет восприятие не дальнего, а ближнего пространства (механики, чертежники, швеи), острота зрения с возрастом может значительно снизиться.
В позднем онтогенезе усиливается роль личности, ее социального статуса и ее включенности в систему общественных связей при условии сохранения трудоспособности человека как субъекта разных видов деятельности. Особое значение в качестве фактора, противостоящего инволюции человека, имеет его творческая деятельность.Важной чертой пожилых людей, занимающихся творчеством, является сильно выраженные деятельностные мотивы, целеустремленность и направленность на реализацию и воплощение своих замыслов и идей на практике. Высокоразвитая самоорганизация и критичность по отношению к результатам своей работы, гибкость ума также присущи творческому человеку на протяжении жизни вплоть до периода геронтогенеза. Непосредственный интерес к процессу творчества конвергирует с включенностью личности в жизнь общества, что определяет личностный смысл самого творчества. Чем масштабнее личность, тем в большей степени выражена ее ориентация на будущее, на социальный прогресс. После 70 лет среди выдающихся деятелей науки и искусства редко встречается та или иная форма старческой деменции, слабоумия, творческая деятельность выступает в качестве фактора психологического и биологического долголетия. Самоорганизация жизнедеятельности имеет первостепенное значение в период позднего онтогенеза как одно из важнейших условий долголетия. Активному долголетию пожилого человека способствует, таким образом, развитие его как социально активной личности и как субъекта творческой деятельности
|
|
|
|
«27»Адаптации человека и функциональные состояния организма.
Адаптация - процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.
Бернар – постоянство внутренней среды. -> Кэннон – гомеостаз.
Гомеостаз – это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внутренним и внешним факторам.
|
|
Всякая система стремится к сохранению своей стабильности.
Современные представления об адаптации основаны на работах Павлова, Сеченова, Анохина, Селье и тюд.
Адаптация:
- свойство организма
- процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, достижение равновесия между средой и организмом
- результат взаимодействия в системе «человек-среда»
- цель, к которой стремится организм
Два подхода к рассмотрению адаптации: 1) свойство любой живой саморегулирующей системы, обеспечивающее ее устойчивость к условиям внешней среды; 2) динамическое образование, как непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды.
3 уровня адаптации человека:
1.Физиологический
2.Психологический
3.Социальный
Иногда добавляются – психофизиологическую и социальную адаптацию.
Состояние – совокупность происходящих в организме процессов и степень развития и целостности структур организма.
Левитов – психологичсекое состояние – целостная характеристика псхической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов или явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
Классификация психическх состояний:
1) Состояния личностные (индивидуальные состояния человека) и ситуационные (вызывают у человека не характерные для него реакции)
2) Более глубокие и более поверхностные
3) Положительно и отрицательно действующие на человека
4) Продолжительные и кратковременные
5) Более или менее осознанные
Ганзен – 2 группы понятий, характеризующих состояние человека: 1) состояния характеризующие аффективно-волевую сферу деятельности человека; 2) состояния сознания и внимания.
Ильин – психофизиологические состояния – это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.
3 уровня реагирования: 1) психичсекого (переживаниями); 2) физиологического (соматичсекие структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы); 3) поведенческого (мотивированное поведение).
|
|
Состояние человека обусловленно воздействием факторов внешней среды и внутренних условий, к которым относятся структуры психического и физиологического уровня.
Субъективная сторона состояний играет одну из ведущих ролей в регуляции состояний.
Функциональное состояние – характеристика уровня функциональных систем организма в определенный период времени, отражающая особенности гомеостаза и процесса адаптации.
Механизмы управления (центральная и вегетативная нерваня система) и управляемых систем (все остальные).
Функциональные состояния – 2 стороны:
1.Субъективная – отражается в переживаниях субъекта и определяет особенности формирования мотивированного поведения
2.Объективна - связана с физиологическим процессами и определяет особенности регуляции гомеостаза.
Виды функциональных состояний:
1.Релаксация – состояние успокоения, расслабления и восстановления
- непроизвольная
- произвольная
2.Сон – переодичсеки возникающее функциональное состояние человека сос пецифическими поведенческим проявлениями в вегетативной и моторной сфере.
3.Оптимальное работчее состояние – человк действует наиболее эффективно, обеспечивает наиболее эффективность деятельности (комфорт).
4.Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия или нагрузки.
Три уровня: психологическй, физиологический, поведенческий.
5.Стресс – повышенная психическая и физиологическая активность. При благоприятных условиях – трансформируется в оптимальное рабочее состояние, при неблагоприятных – нервно-эмоциональное напряжение.
Другая типология: здоровье – пограничное сотояние – болезнь
Пограничное психическое сотояние – когда болезни нет, но есть существенные нарушения в регуляции систем организма.
«28»Психологическое сопровождение профессиональной деятельности человека. Профориентация. Профотбор. Психологическое сопровождение деятельности.
1. Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии; тесты, проводимые с целью выявить склонность данного человека к определённому роду деятельности, профессии.Часто проводятся в старших классах системы среднего образования. Свои тесты проводят центры трудоустройства. Система профориентации охватывает возраст ребенка с 1 по 11 класс, а также касается и взрослых людей.Профориентация предполагает целый комплекс мероприятий, призванных помочь человеку сделать личностно-профессиональный выбор, построить профессиональную и образовательную траекторию.Традиционно профориентация разделяется на несколько направлений:
- профдиагностика- профконсультирование- профинформировани2. Профессиональный отбор — процедура вероятностной оценки профессиональной пригодности человека, изучение возможности овладения им определенной специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и эффективного выполнения профессиональных обязанностей.
В профессиональном отборе выделяют 4 компонента:
- медицинский
- физиологический
- педагогический
- психологический.
По своей сути и критериям профотбор является социально-экономическим мероприятием, а по методам — медико-биологическим и психологическим
Основные этапы психологического профессионального отбора:
1) Извлечение и первичная обработка необходимой исходной диагностической информации;
2) Формулирование прогнозов способности к данному виду профессиональной деятельности и оценка предполагаемого уровня пригодности обследуемого;
3) Верификация прогнозов на основе данных о фактической эффективности профессиональной деятельности отобранных лиц.
Система психологического профессионального отбора включает комплекс специальных диагностических методик, технических средств и стандартизованных процедур. Также используются приемы обобщения, интерпретации полученной диагностической информации и составление прогнозов успешности деятельности.
Мероприятия профотбора:
1. Аутстаффинг — вывод сотрудника за штат компании-заказчика и оформление его в штат компании-провайдера, при этом он продолжает работать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности, но обязанности работодателя по отношению к нему выполняет уже компания-провайдер.
2. Аутсоринг - это передача ранее самостоятельно реализуемых компанией функций внешней компании-исполнителю, специализирующейся на реализации таких функций (например, услуги колл-центров, клининговых компаний, юридических и бухгалтерских компаний, компаний по приготовлению и доставке обедов в офис и т. д.).
Аутстаффинг предполагает передачу не функций, а конкретных работающих в компании сотрудников. При этом эти сотрудники оформляются в штат сторонней организации, а фактически работают на прежнем месте и выполняют прежние функции.
3. Психологическое сопровождение профессионального становления принято рассматривать как деятельность, направленную на выявление психологических факторов и особенностей поддержание необходимых психических состояний.
Составными элементами психологического сопровождения являются:
- всестороннее изучение социально-психологических условий
- оценка морально-психологического состояния
- формирование и поддержание готовности адаптироваться к различным условиям
- психологическая поддержка при выполнении задач в условиях повышенных физических, интеллектуальных, эмоциональных нагрузках и т. д.
Для профессионального становления одним из главных факторов являются профессионально-психологические знания, способствующие более предметному изучению человеком себя как специалиста и формированию необходимых профессионально значимых черт личности.
Мероприятия: аттестация, образовательные программы.
«29»Психология групп. Виды групп, структура и их функция.
Группа – это общность людей, объединенных на основании некоторых общих признаков, относящихся к осущетсвляемой или совместной деятельности.
Группы бывают:
- большими (могут быть стихийными и устойчивыми) и малыми, от двух человек и более
- условными и реальными.
Реальные группы делят на: * малые и большие, * официальные и не официальные, * устойчивые и ситуативные, * организованные и стихийные, * контактные и неконтактные
Малой групп - немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы.
Структура группы:
1. Формально-иерархическая (пирамида)
2. Социометрический подход Морено – неформальная структура
Выделяют: альфа-члены (звезды), бета-члены (эксперты), гамма-члены (рядовые), пэ-члены (оппозиция), омега-члены (изгои).
1. С позиции власти
- законная (лигитимная)
- незаконная (нелигитимная)
* власть авторитета
* харизматичная власть
* власть эксперта (знания)
) власть, основанная на наказании
) власть, основанная на поощрении
Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:
• социальные классы;
• различные этнические группы;
• профессиональные группы;
• возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).
Функции групп:
1. Защитная
2. Социальной идентичности (идентификации)
3. Самооценивания
4. Необходимость подчиняться групповым нормам и лидеру.
«30» задачи педагогической психологии
В целом педагогическая психология выявляет, изучает и описывает психологические особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Конкретными задачами педагогической психологии являются:
— раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
— определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях;
— определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
— определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
— изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств;
— определение механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;
— определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе решения разнообразных задач;
— определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стандартами;
— разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.