Один из возрастных периодов в жизни человека — период старения, который начинается после 60 лет

В периодизации геронтогенеза выделяются три градации: пожилой возраст: для мужчин – 60–74 года, для женщин – 55–74 года, старческий возраст – 75–90 лет, долгожители – 90 лет и старше. Старение в позднем онтогенезе происходит в различных структурах человека как индивида, личности, субъекта деятельности. В период геронтогенеза происходит приспосабливание к новым условиям жизнедеятельности и повышение различными способами биологической активности различных структур организма, обеспечивающих его работоспособность после завершения репродуктивного периода. Одним из путей адаптации является мобилизация резервных возможностей организма. Другой путь перестройки организма выражен в формировании новых приспособительных механизмов. Таким образом, в период старения преодоление деструктивных явлений и повышение активности различных структур организма осуществляется различными способами: путем резервирования, интенсификации и компенсации уже существующих структурных образований, а также путем формирования качественных образований, способствующих сохранению работоспособности человека. В период геронтогенеза усиливается роль личностного фактора в создании здорового образа жизни. В сознательной регуляции поведения, направленной на сохранность индивидуальной организации и на ее дальнейшее развитие, большую роль играют эмоциональная сфера, психомоторика и речевая деятельность, относящиеся к интегральным характеристикам психики человека. В период геронтогенеза не только в соматической организации, но и на уровне психологических функций усиливается противоречивость, неравномерность и гетерохронность их возрастной динамики. Это выражено в том, что ухудшение работы слухового анализатора с возрастом носит избирательный характер, обусловленный как исторической природой человека, так и защитными функциями организма. Снижение разных видов цветовой чувствительности в 25–80 лет также происходит с неодинаковой скоростью (данные А. Смита). Чувствительность к желтому цвету после 50 лет практически не изменяется, а к зеленому – снижается в замедленном темпе. Напротив, значительное ослабление сенсорной реакции с возрастом имеет место на красный и синий цвета, т. е. на крайние, коротко– и длинноволновые части спектра. В то же время глазомерная функция и сенсорное поле зрения, по нашим данным, отличаются достаточно высокой сохранностью вплоть до 70 лет. Все это свидетельствует о важном значении этих функций на протяжении всей жизни человека, вплоть до периода старения.
В период геронтогенеза наблюдается гетерохронность также и в развитии других психических функций. В возрасте 70–90 лет особенно страдает механическое запечатление.
Лучше всего сохраняется логическая, вербальная память. Основой прочности памяти в старшем возрасте являются смысловые связи. Опираясь на исследование английского геронтолога Д. Б. Бромлея, Б. Г. Ананьев писал о том, что в процессе геронтогенеза особенно примечателен противоположный ход развития вербальных (информированность, словарный запас) и невербальных (практический интеллект) функций. Снижение невербальных функций становится выраженным к 40 годам жизни. Между тем вербальные функции именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая высокого уровня в 40–70 лет. На сохранность и дальнейшее развитие психических функций в период геронтогенеза существенное влияние оказывает профессиональная деятельность и образование. При высоком уровне образования не наблюдается спада вербальных функций до глубокой старости. С уровнем образования тесно связаны скорость речи, эрудиция и логическое мышление. Важным фактором жизнеспособности пожилого человека является род его занятий. Лица пенсионного возраста характеризуются высокой сохранностью тех функций, которые были активно включены в профессиональную деятельность. Так, по данным М. Д. Александровой, у пожилых инженеров не изменялись с возрастом многие невербальные функции, а старые бухгалтеры выполняли тест на скорость и точность арифметических действий так же хорошо, как и молодые. Острота зрения и поле зрения сохраняются на высоком уровне до глубокой старости у водителей, моряков, летчиков. Между тем у лиц, у которых основу профессиональной деятельности составляет восприятие не дальнего, а ближнего пространства (механики, чертежники, швеи), острота зрения с возрастом может значительно снизиться.
В позднем онтогенезе усиливается роль личности, ее социального статуса и ее включенности в систему общественных связей при условии сохранения трудоспособности человека как субъекта разных видов деятельности. Особое значение в качестве фактора, противостоящего инволюции человека, имеет его творческая деятельность.Важной
чертой пожилых людей, занимающихся творчеством, является сильно выраженные деятельностные мотивы, целеустремленность и направленность на реализацию и воплощение своих замыслов и идей на практике. Высокоразвитая самоорганизация и критичность по отношению к результатам своей работы, гибкость ума также присущи творческому человеку на протяжении жизни вплоть до периода геронтогенеза. Непосредственный интерес к процессу творчества конвергирует с включенностью личности в жизнь общества, что определяет личностный смысл самого творчества. Чем масштабнее личность, тем в большей степени выражена ее ориентация на будущее, на социальный прогресс. После 70 лет среди выдающихся деятелей науки и искусства редко встречается та или иная форма старческой деменции, слабоумия, творческая деятельность выступает в качестве фактора психологического и биологического долголетия. Самоорганизация жизнедеятельности имеет первостепенное значение в период позднего онтогенеза как одно из важнейших условий долголетия. Активному долголетию пожилого человека способствует, таким образом, развитие его как социально активной личности и как субъекта творческой деятельности

 

«27»Адаптации человека и функциональные состояния организма.

Адаптация - процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Бернар – постоянство внутренней среды. -> Кэннон – гомеостаз.

Гомеостаз – это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внутренним и внешним факторам.

Всякая система стремится к сохранению своей стабильности.

Современные представления об адаптации основаны на работах Павлова, Сеченова, Анохина, Селье и тюд.

Адаптация:

- свойство организма

- процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, достижение равновесия между средой и организмом

- результат взаимодействия в системе «человек-среда»

- цель, к которой стремится организм

Два подхода к рассмотрению адаптации: 1) свойство любой живой саморегулирующей системы, обеспечивающее ее устойчивость к условиям внешней среды; 2) динамическое образование, как непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды.

3 уровня адаптации человека:

1.Физиологический

2.Психологический

3.Социальный

Иногда добавляются – психофизиологическую и социальную адаптацию.

Состояние – совокупность происходящих в организме процессов и степень развития и целостности структур организма.

Левитов – психологичсекое состояние – целостная характеристика псхической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов или явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Классификация психическх состояний:

1) Состояния личностные (индивидуальные состояния человека) и ситуационные (вызывают у человека не характерные для него реакции)

2) Более глубокие и более поверхностные

3) Положительно и отрицательно действующие на человека

4) Продолжительные и кратковременные

5) Более или менее осознанные

 

Ганзен – 2 группы понятий, характеризующих состояние человека: 1) состояния характеризующие аффективно-волевую сферу деятельности человека; 2) состояния сознания и внимания.

Ильин – психофизиологические состояния – это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.

3 уровня реагирования: 1) психичсекого (переживаниями); 2) физиологического (соматичсекие структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы); 3) поведенческого (мотивированное поведение).

Состояние человека обусловленно воздействием факторов внешней среды и внутренних условий, к которым относятся структуры психического и физиологического уровня.

Субъективная сторона состояний играет одну из ведущих ролей в регуляции состояний.

Функциональное состояние – характеристика уровня функциональных систем организма в определенный период времени, отражающая особенности гомеостаза и процесса адаптации.

Механизмы управления (центральная и вегетативная нерваня система) и управляемых систем (все остальные).

Функциональные состояния – 2 стороны:

1.Субъективная – отражается в переживаниях субъекта и определяет особенности формирования мотивированного поведения

2.Объективна - связана с физиологическим процессами и определяет особенности регуляции гомеостаза.

Виды функциональных состояний:

1.Релаксация – состояние успокоения, расслабления и восстановления

- непроизвольная

- произвольная

2.Сон – переодичсеки возникающее функциональное состояние человека сос пецифическими поведенческим проявлениями в вегетативной и моторной сфере.

3.Оптимальное работчее состояние – человк действует наиболее эффективно, обеспечивает наиболее эффективность деятельности (комфорт).

4.Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия или нагрузки.

Три уровня: психологическй, физиологический, поведенческий.

5.Стресс – повышенная психическая и физиологическая активность. При благоприятных условиях – трансформируется в оптимальное рабочее состояние, при неблагоприятных – нервно-эмоциональное напряжение.

Другая типология: здоровье – пограничное сотояние – болезнь

Пограничное психическое сотояние – когда болезни нет, но есть существенные нарушения в регуляции систем организма.

 

«28»Психологическое сопровождение профессиональной деятельности человека. Профориентация. Профотбор. Психологическое сопровождение деятельности.

1. Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии; тесты, проводимые с целью выявить склонность данного человека к определённому роду деятельности, профессии.Часто проводятся в старших классах системы среднего образования. Свои тесты проводят центры трудоустройства. Система профориентации охватывает возраст ребенка с 1 по 11 класс, а также касается и взрослых людей.Профориентация предполагает целый комплекс мероприятий, призванных помочь человеку сделать личностно-профессиональный выбор, построить профессиональную и образовательную траекторию.Традиционно профориентация разделяется на несколько направлений:

- профдиагностика- профконсультирование- профинформировани2. Профессиональный отбор — процедура вероятностной оценки профессиональной пригодности человека, изучение возможности овладения им определенной специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и эффективного выполнения профессиональных обязанностей.

В профессиональном отборе выделяют 4 компонента:

- медицинский

- физиологический

- педагогический

- психологический.

По своей сути и критериям профотбор является социально-экономическим мероприятием, а по методам — медико-биологическим и психологическим

Основные этапы психологического профессионального отбора:

1) Извлечение и первичная обработка необходимой исходной диагностической информации;

2) Формулирование прогнозов способности к данному виду профессиональной деятельности и оценка предполагаемого уровня пригодности обследуемого;

3) Верификация прогнозов на основе данных о фактической эффективности профессиональной деятельности отобранных лиц.

Система психологического профессионального отбора включает комплекс специальных диагностических методик, технических средств и стандартизованных процедур. Также используются приемы обобщения, интерпретации полученной диагностической информации и составление прогнозов успешности деятельности.

Мероприятия профотбора:

1. Аутстаффинг — вывод сотрудника за штат компании-заказчика и оформление его в штат компании-провайдера, при этом он продолжает работать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности, но обязанности работодателя по отношению к нему выполняет уже компания-провайдер.

2. Аутсоринг - это передача ранее самостоятельно реализуемых компанией функций внешней компании-исполнителю, специализирующейся на реализации таких функций (например, услуги колл-центров, клининговых компаний, юридических и бухгалтерских компаний, компаний по приготовлению и доставке обедов в офис и т. д.).

Аутстаффинг предполагает передачу не функций, а конкретных работающих в компании сотрудников. При этом эти сотрудники оформляются в штат сторонней организации, а фактически работают на прежнем месте и выполняют прежние функции.

3. Психологическое сопровождение профессионального становления принято рассматривать как деятельность, направленную на выявление психологических факторов и особенностей поддержание необходимых психических состояний.

Составными элементами психологического сопровождения являются:

- всестороннее изучение социально-психологических условий

- оценка морально-психологического состояния

- формирование и поддержание готовности адаптироваться к различным условиям

- психологическая поддержка при выполнении задач в условиях повышенных физических, интеллектуальных, эмоциональных нагрузках и т. д.

Для профессионального становления одним из главных факторов являются профессионально-психологические знания, способствующие более предметному изучению человеком себя как специалиста и формированию необходимых профессионально значимых черт личности.

Мероприятия: аттестация, образовательные программы.

«29»Психология групп. Виды групп, структура и их функция.

 

Группа – это общность людей, объединенных на основании некоторых общих признаков, относящихся к осущетсвляемой или совместной деятельности.

Группы бывают:

- большими (могут быть стихийными и устойчивыми) и малыми, от двух человек и более

- условными и реальными.

Реальные группы делят на: * малые и большие, * официальные и не официальные, * устойчивые и ситуативные, * организованные и стихийные, * контактные и неконтактные

Малой групп - немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы.

Структура группы:

1. Формально-иерархическая (пирамида)

2. Социометрический подход Морено – неформальная структура

Выделяют: альфа-члены (звезды), бета-члены (эксперты), гамма-члены (рядовые), пэ-члены (оппозиция), омега-члены (изгои).

1. С позиции власти

- законная (лигитимная)

- незаконная (нелигитимная)

* власть авторитета

* харизматичная власть

* власть эксперта (знания)

) власть, основанная на наказании

) власть, основанная на поощрении

Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:

• социальные классы;

• различные этнические группы;

• профессиональные группы;

• возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).

Функции групп:

1. Защитная

2. Социальной идентичности (идентификации)

3. Самооценивания

4. Необходимость подчиняться групповым нормам и лидеру.

«30» задачи педагогической психологии

 

В целом педагогическая психология выявляет, изучает и опи­сывает психологические особенности и закономерности интел­лектуального и личностного развития человека в разных усло­виях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Конкретными задачами педагогической психологии яв­ляются:

— раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личност­ное развитие обучаемого;

— определение механизмов и закономерностей освоения обу­чающимся социокультурного опыта, его структурирования, со­хранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающе­гося и использования в различных ситуациях;

— определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

— определение особенностей организации и управления учеб­ной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познаватель­ную активность;

— изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных ка­честв;

— определение механизмов, закономерностей развивающе­го обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

— определение закономерностей, условий, критериев усво­ения знаний, формирование операционального состава деятель­ности на их основе в процессе решения разнообразных задач;

— определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стан­дартами;

— разработка психологических основ дальнейшего совер­шенствования образовательного процесса на всех уровнях обра­зовательной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: