Вопрос 5. Категория вида глагола. Видовая пара. Образование видовых пар

Любая глагольная форма обязательно имеет грамматическое значение вида. КВ обозначает как, каким образом действие протекает во времени: имеется ли в развитии действия критическая точка или нет.
* зашить (дырку) – сов.в., есть внутренний предел;
* зашивать (дырку) – несов.в, нет внутреннего предела.

КВ выражает отношение действия к его внутреннему пределу. Внутренний передел – это критическая точка в развитии действия, по достижении которой действие прекращается, т.к. исчерпывает себя, достигает цели.

КВ выражается в языке противопоставлением форм сов.вида и несов.вида.
Частные значения видовых форм:

v глаголы сов.в. обозначают действие, которое, развиваясь во времени, имеет внутренний предел;

v глаголы несов.в. обозначают действие, которое, развиваясь во времени, не имеют внутреннего предела.


Частные значения сов.в.:

Ø обозначают начало или конец действия;
* взвиться (начало), отплясать (конец)

Ø обозначают действия результативности;
* перезимовать

Ø обозначают действия быстрые, однократные;
* хлынул, ринулся

Частные значения несов.в.:

Ø обозначают действие длительное, протяжное;
* реки текут

Ø обозначают действие многократное, повторяющееся;
* хаживал, переглядываться


Видовая пара – это 2 глагола с тождественным лексическим значением, различающиеся лишь грамматическим значением вида:
* читать – прочитать; разрисовать – разрисовывать.

Способы образования видовых пар глаголов:

1. Суффиксальный (при помощи суффикса обычно от глагола сов.в. образуется несов.в.):

Ø <А – ЫВА> * оправда-ть – оправдыва-ть

Ø <А – ИВА> * закача-ть – закачива-ть

Ø <Е – ЫВА>* подгляде-ть – подглядыва-ть

Ø <отсутствие суффикса – ВА>* нагре-ть – нагрева-ть

Ø <И – А> * переступи-ть – переступа-ть

Ø <отсутствие суффикса – А> * высе-чь – высека-ть

2. Префиксальный (приставочный) – при помощи приставки идет процесс перфективации (от глагола несов.в. образуется сов.в.):
* делать – сделать; варить – сварить; чинить – починить; учить – выучить.
Следует контролировать, чтобы приставка не изменяла лексического значения:
*читать – перечитать (словообразование, новое значение завершенности)

3. Приставочно-суффиксальный:
* вешать (флаг) – повесить (Ш//С); ронять – уронить; сажать – посадить.

4. С помощью перемешения ударения (от глаг. резать, сыпать):
* нарЕзать – нарезАть; прирЕзать – прирезАть; отсЫпать – отсыпАть; подсЫпать – подсыпАть.

5. С помощью чередования фонем:

Ø <Ы – н.зв.> * по сл а-ть – по сыл а-ть

Ø <н.зв. – И> * на бр а-ть (воды) – на бир а-ть

6. Супплетивный способ образования, т.е. видовой коррелят имеет другую основу. Видовая пара образуется с помощью разных основ:
* брать – взять; говорить – сказать; класть – положить; ловить – поймать.

Кроме глаголов, имеющих видовую пару, в языке есть глаголы, которые не имеют видовой пары – это глаголы одновидовые и двувидовые.

По отношению к категории вида глаголы делятся на:

Ø глаголы, имеющие видовую пару

Ø одновидовые глаголы

Ø двувидовые глаголы

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: