Вопрос 1. Глагол как часть речи. Грамматические категории глагола. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола.
Глагол – часть речи, которая обозначает процесс. В качестве процесса может быть представлено:
v Конкретное действие (пилить дрова);
v Движение (идти);
v Состояние (негодовать);
v Проявление признака (чернеть).
Имеет грамматические категории (ГК): вида (сов.в./несов.в.), наклонения (изъявительное, сослагательное, повелительное), лица (1л., 2л., 3л.) и времени (настоящее, прошедшее, будущее + сложная аналитическая форма буд.вр.).
В предложении обычно сказуемое.
Формы глагола делятся на:
Спрягаемые (предикативные) – формы, которые выполняют функцию сказуемого. К ним относятся:
Ø формы лица,
Ø формы числа,
Ø формы наклонения,
Ø формы времени.
*рисую, рисовал бы
Неспрягаемые – формы, которые не выполняют функции сказуемого. К ним относятся:
Ø формы причастия (определение);
Ø формы деепричастия (обстоятельство),
Ø формы инфинитива (может быть любым членом предложения).
Вопрос 2. Инфинитив, его признаки и синтаксические свойства.
Инфинитив («неспрягаемый») – неопределенная форма глагола. Условно считается начальной формой глагола.
По происхождению является древней формой существительного.
Вопросы:
Что делать? Что сделать?
Инфинитив является названием процесса (действия).
* говорить, плясать, печалиться
Формальный признак инфинитива – формообразующий суффикс ТЬ, ТИ, ЧЬ:
ТЬ
бежать,
петь,
ждать.
ТИ:
мести,
грести,
брести.
ЧЬ:
печь,
беречь,
волочь.
В СРЯ инфинитив может выступать в функции разных членов предложения.
* Онпросил меня подождать (инф.) – косвенное дополнение.
* Онначал учиться (инф.) – составное глагольное сказуемое.
* Его решениеуехать (инф.) взволновало нас – несогласованное определение.
* Онпошел рыбу ловить (инф.) – обстоятельство цели.
Вопрос 3. Основы глагола. Образование форм глагола от разных основ.
В отличие от имен глагол в разных своих формах имеет не 1, а 2 основы (а иногда и 3).
v Основа инфинитива (она же относится к прошедшему времени).
Чтобы найти основу инфинитива надо взять форму инфинитива и отбросить суффикс:
* сиять – сия, беречь – бере, петь – пе.
v Основа настоящего/будущего времени.
Чтобы найти основу наст./буд.вр. надо взять форму 3л, мн.ч. (что делают? что сделают?) и откинуть личное окончание:
* поют – поj, качают – качаj, дремать – дремлют – дремлешь.
От разных основ образуются разные глагольные формы.
От основы инфинитива образуются следующие гласные формы:
Ø сам инфинитив;
Ø формы прошедшего времени;
Ø формы сослагательного наклонения;
Ø формы причастий прошедшего времени;
Ø форма деепричастий у глаголов совершенного вида.
* НАРИСОВА-ТЬ (сов.вид):
1. Форма инфинитива: НАРИСОВА-ТЬ
2. Форма прош.вр.: НАРИСОВА+Л
3. Форма сослаг.накл.: НАРИСОВА+Л (БЫ)
4. Форма причастия прош.вр.: НАРИСОВА+ВШ+ИЙ (действительное)
НАРИСОВА+НН+ЫЙ (страдательное)
5. Форма дееприч.(сов.в.): НАРИСОВА+В
От основы наст./буд.вр. образуются следующие гласные формы:
Ø формы настоящего/будущего времени в зависимости от формы;
Ø формы повелительного наклонения;
Ø формы причастия настоящего времени;
Ø форма деепричастий у глаголов несовершенного вида.
* РИСОВА-ТЬ (наст.вр., несов.вид):
1. Все формы настоящего времени: Я РИСУJ-Ю(У)
ТЫ РИСУJ-ЕШЬ (ЭШЬ)
ОН РИСУJ-ЕТ(ЭТ)
2. Форма повелительного наклонения: РИСУЙ (2л., ед.ч.)
3. Форма причастия наст.вр.: РИСУJ+УЩ+ИЙ (действительное)
РИСУJ+М+ЫЙ (страдательное)
4. Форма дееприч.: РИСУJ+А – РИСУЯ
Вопрос 4. Классы глаголов.
Классы глаголов – группы глаголов с одинаковыми особенностями формообразования.
Классы глаголов:
Продуктивные – глаголы имеют такое соотношение основ, с которым в языке образуются новые глаголы.
Имеют след.соотношение основ:
1. <a – aj> * чита-ть – читаj-ют
2. <е – еj> * гре-ть – греj-ют
3. <ова – уj, ева – уj>
* клева-ть – клюj-ют
4. <ну – н> (только сов.в.)
* кивну-ть – кивн-ут
5. <и – н.зв> при спряжении обычно возникает чередов. согласных в основе
* колоти-ть – колоч-у – колот-ят
Непродуктивные – глаголы имеют такое соотношение основ, с которым новых глаголов не образуется.
Имеют след.соотношение основ:
1. <а – н.зв> * вяза-ть – вяж-ут
2. <а – н.зв.> + черед.г/ж
* брызга-ть – брызж-ут
3. <ну – н> (только несов.в)
* мерзну-ть – мерзн-ут
4. <а – н>* нача-ть – начн-ут
5. <'а – йм> * поня-ть – пойм-ут
6. <и – иj>* гни-ть – гниj-ют
7. <с – т>* мес-ти – мет-ут
Есть глаголы, которые имеют индивидуальные особенности. Формы образуются и не входят ни в какой класс – изолированные.
* быть, дать, есть, идти, бежать, ехать и т.д. /
дать – дам – дашь – даст – дадут – особые формы ударного глагола.
Продуктивные классы соотносятся с типами спряжения глагола:
Ø глаголы 1, 2, 3, 4 продукт.класса – I спряжение;
Ø глаголы 5 продукт.класса – II спряжение.
* читать (Iспр.); строить (IIспр.)