Начало нового времени

1. А.И. Герцен (1812-1870 гг.), русский революционный демократ, философ, публицист и литератор.

Феодализм пережил Реформацию; он проник во все явления новой жизни европейской; дух его внедрился в ополчившихся против него; правда, он изменился, ещё более правда, что рядом с ним возрастает нечто действительно новое и мощное; но это новое в ожидании совершеннолетия находится под опекой феодализма, живого, несмотря ни на реформацию Лютера, ни на реформацию последних годов прошлого века. Феодализм грубый, прямой заменяется феодализмом рациональным, смягченным; феодализм, веровавший в себя, - феодализмом, защищающим себя; феодализм крови – феодализмом денег.

 

(А.И.Герцен, Соч. в 2-х т.- М.,Мысль,1985.- Т.1.-С.352)

Ф. Бекон (1561-1626), английский философ

Истинная связь, соединяющая отдельные части государства и их граждан в единое целое, состоит в пользе, извлекаемой из самих людей, а не их сана, герба или генеалогии…Как вычищенный лесок, в котором оставили слишком много подростков, плохо растёт, и обращается в кустарник, так и в государстве, если слишком много будет дворян, то народ будет бессилен и малодушен.

 

(Ф. Бекон, Соч., Т. 2, С.348.)

Т.Гоббс (1588-1679), английский философ

 

Человеческая жизнь может быть сравнима с состязанием в беге..., единственная цель и единственная награда каждого из участников, это - оказаться впереди своих конкурентов.

(Т.Гоббс, Изб. Соч., С. 252.)

В.Ф. Эрн (1882-1917), русский мыслитель начала ХХ века

 

Новая культура Запада проникнута пафосом ухождения от небесного Отца, пафосом человеческого самоутверждения, принимающего человекобожеские формы, пафосом разрушения всякого трансцендентизма, пафосом внутреннего и внешнего феноменализма.

(В.Ф.Эрн, Соч., С. 388.)

Б.Спиноза (1632-1677), великий голландский философ

 

Я полагаю свободу не в свободном решении, но и свободной необходимости.

 

(Б.Спиноза, Переписка, С. 189.)

К. Ясперс (1883-1969), немецкий философ и психиатр

Около 1400 г. жизнь Европы, Индии и Китая протекала примерно на одном уровне цивилизации. Между тем то, что произошло после 15 в., великие географические открытия европейцев и их влияние на другие народы, заставляет нас поставить вопрос, чем было то новое и своеобразное в Европе, позволяющее ей встать на этот путь развития, и какие события её к этому привели. Этот вопрос становится основным вопросом всеобщей истории.

(К. Ясперс, Смысл и значение истории.-М.,1994.- С.96.)

Н.А. Бердяев (1874-1948), русский религиозный философ

 

Вся новая история есть ренессансный период истории. Это исторический период стоит под знаком отпущения на свободу творческих сил человека, духовной децентрализации, всех сфер общественной и культурной жизни, когда все области человеческой культуры становятся автономными. Автономной является наука, искусство, государственная жизнь, экономическая жизнь, вся общественность и вся культура…

Это – характерная особенность всей новой истории. Переход от средневековой истории к новой означает некоторый поворот от Божьего к человеческому, от Божьей глубины, от сосредоточенности внутри, от ядра духовного вовне, во внешнее культурное выявление…

Понять новый гуманистический дух – значит понять самое существо новой истории, значит понять всю судьбу человека в новой истории.

 

(Н.А. Бердяев, Смысл истории, М., 1990.- С.102,108.)

П. Сорокин (1889-1968), русско-американский социолог лидер правого крыла эсеров

 

Начиная приблизительно с 16 века возникла современная форма нашей культуры – культуры сенсорной, эмпирической, светской и '' соответствующей этому миру''. Она может быть названа чувствительной.

 

П. Сорокин, Человек, цивилизация, общество.-

М.,1992.- С. 431


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: