С.Л. Франк(1877-1950), русский мыслитель начала ХХ века

 

…уже с самого начала, с 16 в. и в особенности в 17 веке, религиозный мятеж протестантизма привёл к мятежу политическому, суровый религиозно-страстный пуританский дух завершился безрелигиозным пафосом ''прав человека и гражданина'' и привёл к полной секуляризации государственно-общественной жизни…

Идея самочинной свободы человеческой личности, ещё в религиозно-пуританском облачении произведшая революционные потрясения 17 века, вскоре сливается с рационализмом, этим духовным плодом Ренессанса.

 

(С.Л. Франк, Русская идея. - М., 1992.- С. 333-334.)

 

А. Смит (1723-1780), английский экономист.

О возможностях развития капитализма после революции

В Великобритании промышленности совершенно нечего опасаться: если она и не пользуется полной свободой, то тем не менее так же или более свободна, чем в любой другой части Европы.

 

(Цит по: Хачатурян В.М.

История мировых цивилизаций с древнейших времен

До начала XX века. – М.: Дрофа, 1997. -С.309)

Ранке (1795-1886), немецкий историк

Теперь Голландия извлекала свою пользу из продуктов всего мира. Она выступала посредником между потребностями восточных и западных стран на соседних морях … Каждый дом сделался школой судоходства …

(Цит по: Хачатурян В.М. Указ.соч.-С.311.)

Ф. Бродель. Игры обмена

…Настоящий аграрный капитализм, хозяйствование по-новому, на английский манер, были еще редки во Франции. Но дело шло к тому. Люди стали верить в землю как источник прибыли, верить в действенность новых методов ведения хозяйства.

 

(Цит по: Хачатурян В.М. Указ.соч.-С.313.)

Б. Франклин (1706-1790) американский политический деятель и физик

Главные добродетели буржуа: воздержанность в еде и питье, немногословность, порядок, неукоснительное выполнение задуманного, бережливость, трудолюбие, искренность, справедливость, умеренность, опрятность, спокойствие, целомудрие, скромность.

(Цит. по: Хачатурян В.М. Указ.соч.-С.318.)

В. Зомбарт. Буржуа.

(1863-1941), экономист, философ и историк. (Книга известного немецкого Вернера Зомбарта

впервые вышла в 1913 г.)

 

Капиталистическим предпринимателем этот старый буржуа был: нажива была его целью, основание предприятий – его средством; он спекулировал и калькулировал; и в конце концов и мещанские добродетели овладевали его существом… Но что дает ему его своеобразный (ставший нам ныне таким чуждым) облик, это то… что во всех его размышлениях и планах, во всех его действиях и бездействиях решающее значение имело благосостояние и несчастье живого человека. …

Богатство ценится, нажить его – горячо желаемая цель, но оно не должно быть самоцелью; оно должно только служить тому, чтобы создавать или сохранять жизненные ценности. …Темп их коммерческой деятельности был еще с развальцей; все их поведение – покойным. Еще не было бури в их деятельности. …Строжайше воспрещена была всякая “ловля клиентов”: считалось “нехристианским”, безнравственным отбивать у своих соседей покупателей. …Прогресс в технике желателен только тогда, когда он не разрушает человеческого счастья. Та пара пфеннигов, на которую он, быть может, удешевит продукт, не стоит тех слез, которые он причиняет семьям сделавшихся благодаря ему безработными рабочих. Значит, и здесь в центре интереса стоит человек, который на этот раз является даже “только” наемным рабочим. Но и о нем думали прежде, хотя, быть может, и по эгоистическим основаниям…

То, как мы видим, древняя идея пропитания, то традиционализм, то этические соображения, но всегда это что-нибудь стесняющее свободный расцвет инстинкта наживы, предпринимательского духа…

Какие общие черты наблюдаем мы в духовном строении современного экономического человека? …Живой человек с его счастьем и горем, с его потребностями и требованиями вытеснен из центра круга интересов, и место его заняли две абстракции: нажива и дело.

(Цит по: Хачатурян В.М.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: