Цит. по: Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762–1914. – М., 1995. С. 6–7

2. Ш. Л. МОНТЕСКЬЕ

 

Шарль Луи Монтескье (1689–1755) – французский просветитель. Сформулировал основные положения теории государственной власти. Его считают «идейным отцом» США как демократического государства.

 

<...>Есть три образа правления: республиканский, монархический и деспотический. Чтобы обнаружить их природу, достаточно и тех представлений, которые имеют о них даже наименее осведомлённые люди. Я предлагаю три определения или, вернее, три факта: республиканское правление – это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа или части его; монархическое, при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов; между тем как в деспотическом все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица. Вот что я называю природой правления.<...>

<...>Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа.

Чем более усиливается в народе действие одной из этих причин, тем более ослабляется действие прочих. Над дикарями властвуют почти исключительно природа и климат, китайцами управляют обычаи, в Японии тираническая власть принадлежит законам, над Лакедемоном в былое время господствовали нравы; принципы правления и нравы старины господствовали в Риме.<...>

 

Цит. по: Р. Арон. Этапы развития социологической мысли. –

М., 1993. С. 38–39, 59.

 

3. ДЖ. ЛОКК

 

Джон Локк (1632–1704) – британский философ-материалист, апологет эклектизма. Заложил основы эмпирической психологии. Знаменитый теоретик и практик воспитания детей, исходивший из того, что душа новорожденного есть tabula rasa (буквально – чистая доска), на которой “записывается” жизненный опыт растущего человека. Сторонник веротерпимости и либерализма.

 

<…> Законодательная власть - эта та власть, которая имеет право указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов <...> необходимо, чтобы всё время существовала власть, которая следила бы за исполнением тех законов, которые созданы и остаются в силе <...> существует ещё одна власть в каждом государстве, которую можно назвать природной, так как она соответствует той власти, которой по природе обладал каждый человек до того, как он вступил в общество. <...> Таким образом, принимая это во внимание, всё сообщество представляет собой одно целое, находящееся в естественном состоянии по отношению ко всем другим государствам или лицам, не принадлежащим этому сообществу. <...>

Следовательно, сюда относится право войны и мира, право участвовать в коалициях и союзах, равно как и право вести все дела со всеми лицами и сообществами вне данного государства; эту власть, если хотите, можно назвать федеративной. <...>

Две власти, исполнительная и федеративная, хотя они в действительности отличаются друг от друга, так как одна из них включает в себя исполнение муниципальных законов общества внутри его самого по отношению ко всему, что является его частями, другая же включает в себя руководство внешними безопасностью и интересами общества в отношениях со всеми теми, от кого он может получить выгоду или потерпеть ущерб, всё же эти два вида власти почти всегда объединены. <...>

Невыполнимо сосредотачивать силу государства в руках различных и друг другу не подчинённых или же создавать такое положение, когда исполнительная и федеративная власть будут доверены лицам, которые могут действовать независимо, вследствие чего сила общества будет находиться под различным командованием, а это может рано или поздно привести к беспорядку и гибели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: