Общественно-политические движения России в Х1Х веке

 

Для подготовки данной контрольной работы студентам, рекомендуется прочитать соответствующий раздел учебного пособия, изданного в МГАПИ, учебника А.С. Орлова и документальные материалы в конце данного раздела.

Для Екатерины II, её сподвижников и просвещённых современников характерно было твёрдое понимание необходимости спокойного, эволюционного развития, важности политических реформ и неприятие революции.

Европейские события конца ХУШ - начала Х1Х вв. значительно расширили кругозор российского общества, инициировали создание различного рода проектов реформ. В дворянской среде появляются программы, в которых содержались требования ограничения власти императора представительными учреждениями, где право представительства должно было принадлежать только дворянству. Эта идея дворянского конституционализма имела весьма многочисленных приверженцев вплоть до 80-х годов XIX века. Либералы же выступали против подобного представительства. Так в проекте М. М. Сперанского принцип представительства от разных сословий сочетался с принципом разделения властей.

После наполеоновских войн главным стал вопрос о крепостном праве, дополнительную остроту которому придавал рост крестьянских волнений. С записками, предлагающими разные решения крестьянского вопроса выступали П. Д. Киселев, Е. Ф. Канкрин, Д. П. Извольский и другие. Но к скорому и радикальному решению вопроса склонялись лишь немногие, прежде всего декабристы (Смотри документальные материалы). Требования, выработанные накануне восстания, предлагали тот или иной вид ликвидации крепостного права, сословных привилегий, установления представительского правления, гарантий гражданских прав и свобод. Вместе с тем, авторы выступали против прямого участия народа в делах правления.

Пример декабристов, М. М. Сперанского и других показывает, что в александровское время либеральные идеи воздействовали на умонастроения общества. Однако косность российского дворянства, отсутствие социальной силы, способной сознательно их воспринять, сказались на том, что передовая европейская мысль в очень малой степени оказывала влияние на практику государственного управления.

“Уставная грамота Российской империи” стала вершиной и, одновременно, завершением александровского либерализма. Его попытка преобразовать самодержавную монархию в конституционную не удалась. Выше мы попытались обозначить причины (отсутствие III сословия, размытость признаков частной собственности, косность российского дворянства, свойства характера Александра I, европейская ситуация и ряд других).

В годы правления Николая I либеральные идеи преследовались, но не умирали в обществе. Но на смену политическим интересам (конституция, республика, военная революция) постепенно пришли социальные проблемы, особенно активно обсуждавшиеся в 1840 – 1860 годах (крестьянская реформа, личность и общество). Поражение декабристов скомпрометировало саму идею насильственных преобразований. Изменилась и форма участия в общественной жизни: не тайные закрытые организации, а литературно-философские кружки. Главное, что долгое время определяло воззрения либералов середины XIX века, - неприятие официальной правительственной идеологии, которая не только противопоставляла Европу и Россию, но и утверждала превосходство последней.

Значительная часть либеральной оппозиции воспринимает эту мысль, но в противовес официальному тезису о “превосходстве” выдвигает положение об “отсталости” России. На основе концепции “отсталости” возникла разновидность российского либерализма – западничество. Оппонентами западничества стали славянофилы.

Первым, кто высказал положение об отсталости России был П. Я. Чаадаев (См. документальные материалы). Между западничеством и славянофильством было немало общего: антитеза Россия – Запад, неприятие крепостничества, критика внутренней и внешней политики Николая I, отрицание революционных преобразований, отстаивание свободы слова, печати и т.д. Отличие же заключалось в видении будущего. Западники верили в европейское будущее России, восхищались Петром. Славянофилы, порицая Петра, мечтали об обществе, где не будет революционных потрясений, характерных для Запада. Но, о чём бы ни спорили западники и славянофилы, в конечном счёте, всё сводилось к обсуждению разных аспектов вопроса о крепостном праве. Эти споры и проекты, несомненно, легли в основу подготовленного либералами проекта реформ претворённого в жизнь в годы правления Александра II.

Но, зажатые консервативным дворянством с одной стороны, и радикально настроенными народниками с другой, либералы постепенно теряют популярность у масс, жаждущих скорых и кардинальных перемен. В общественном движении “либерал идеалист” уступает первенство “реалисту” - народнику.

Идейная переориентация радикальной части российского общества в направлении народничества начинается ещё в 1848 – 1849 годах, когда практически во всех европейских странах прогремели революции, оказавшие мощное воздействие на общественно-политическую жизнь России. Они показали западникам недостатки промышленного развития, приводящего к кровавым столкновениям буржуазии и пролетариата. Наиболее левые из западников - Герцен и Огарёв - становятся на позиции так называемого “общинного социализма”, то есть создания государства равных на основе крестьянской общины. В пореформенное время в среде интеллигентской радикально-настроенной молодежи формируется народническая идеология. Цель: освободить крестьян от эксплуатации. Метод: пропаганда революционных взглядов в доступной форме, провокация бунтов, террор. (См. документы). После оправдания судом присяжных Веры Засулич, совершившей покушение на петербургского градоначальника Трепова, народники поверили, что могут безнаказанно терроризировать государственные органы, чиновников, заставляя их таким образом проводить необходимые реформы. Народовольцы считали, что самодержавие не имеет никакой опоры в обществе, а, значит, смерть императора приведёт к краху абсолютизма и утверждению новой политической системы. Трагическая ошибка! Александр III жестоко расправился с террористами, члены же “Чёрного передела”[1] были вынуждены бежать из страны. За границей они ближе знакомятся с новым учением – марксизмом и начинают его пропаганду в России.

Впрочем, в конце XIX века народническая идеология не утратила своего господствующего положения в русской общественной мысли, но внутри этого движения произошло дальнейшее размежевание на сторонников практической деятельности в деревне и тех, кто остался верным заветам 60-х – 70-х годов и направил свои усилия на изменения политического строя. На рубеже столетий народничество получило новый импульс: идею кооперативного социализма, которая стала основой будущей программы эсеров. В конце столетия капитализм в России развивался необыкновенными темпами, крестьянство же оставалось инертным, община разлагалась. В этих условиях возросло число сторонников марксизма. В России появились социал-демократические кружки, а затем – и социал-демократическая партия.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: