Выросли вдруг как из-под земли

Первый хрипло буркнул:- Стоп, цыпленки!

Путь закрыт, и никаких гвоздей!

Кольца, серьги, часики, деньжонки -

Все, что есть,- на бочку, и живей!

А второй, пуская дым в усы,

Наблюдал, как, от волненья бурый,

Парень со спортивною фигурой

Стал спеша отстегивать часы.

И, довольный, видимо, успехом,

Рыжеусый хмыкнул:- Эй, коза!

Что надулась?! - И берет со смехом

Натянул девчонке на глаза.

Дальше было всё как взрыв гранаты:

Девушка беретик сорвала

И словами:- Мразь! Фашист проклятый!-

Как огнём детину обожгла.

- Комсомол пугаешь? Врешь, подонок!

Ты же враг! Ты жизнь людскую пьёшь!-

Голос рвется, яростен и звонок:

- Нож в кармане? Мне плевать на нож!

За убийство - стенка ожидает.

Ну, а коль от раны упаду,

То запомни: выживу, узнаю!

Где б ты ни был, все равно найду!

И глаза в глаза взглянула твердо.

Тот смешался:- Ладно... тише, гром...-

А второй промямлил:- Ну их к чёрту! -

И фигуры скрылись за углом.

Лунный диск, на млечную дорогу

Выбравшись, шагал наискосок

И смотрел задумчиво и строго

Сверху вниз на спящий городок,

Где без слов по набережной хмурой

Шли, чуть слышно гравием шурша,

Парень со спортивною фигурой

И девчонка - слабая натура,

"Трус" и "воробьиная душа".

Слайд 11

Ведущий 1: Лучшие произведения Э. Асадова вошли в книгу «Созвездие гончих псов», которую вы можете взять в детской библиотеке.

Слайд 12

Ведущий 2: Есть среди слепых людей уникальные творцы: будучи полностью лишены зрения, они творят скульптуры живописные полотна, которые сами не увидят никогда…

 

Слайд 12 (анимация)

 

Полина Горенштейн родилась 18 января 1899 года в Екатеринославе (нынешний Днепропетровск). В детстве у Полины проявились способности к рисованию, в 14 лет она серьезно увлеклась хореографией, а позже она увлеклась и ваянием. Но совмещать эти увлечения было достаточно трудно – ведь серьезные занятия требовали полной самоотдачи, и Полине пришлось выбирать между скульптурой и балетом. Сцена показалась ей притягательнее.

Последующие десять лет ее жизни были наполнены радостью и творчеством.

Но жизнь человеческая, к сожалению, зависит от многих внешних факторов…

Ведущий 1: В 1934 году Лина По заболела энцефалитом, возникшем на фоне гриппа.

Специалистов особенно встревожило, что заболевание с первых же дней приняло неблагоприятное течение. Появились такие опасные симптомы, как потеря музыкального слуха, музыкальной памяти.

Заболевание у Лины По протекало длительно. И хотя ряд тяжелых симптомов, таких, как амнезии и параличи ног и рук, были устранены, пришла другая беда: Лина По потеряла зрение.

Ведущий 2: Казалось, что творческой деятельности этой одаренной женщины пришел конец. Но её лечащий врач, Дмитрий Афанасьевич Шамбуров, знал, что она с детства увлекалась лепкой.

И Дмитрий Афанасьевич подумал: а нельзя ли использовать это для преодоления вынужденной бездеятельности?

Он дал ей хлебный мякиш с просьбой вылепить какую-нибудь фигурку, и когда Лина По обрела возможность шевелить пальцами, она стала мять кусочки хлеба. На свет появлялись забавные фигурки слоников, птичек, мышей. Там же, в больнице, она сваяла первую скульптуру и назвала ее «Вероника» - задумчиво грустную головку с узнаваемыми чертами самой Лины Михайловны.

В день выхода Лины По из больницы Шамбуров сказал:

- Ни в коем случае не бросайте скульптуры.

- Спасибо вам, доктор. За все... Обещаю...

Ведущий 1: Дома, когда за окном стихал гул торгового Столешникова переулка, умолкали двери и голоса в коммунальной квартире, Лина брала фанерку со столика рядом с кроватью, поудобнее устраивала ее на груди и начинала лепить. Некоторое время спустя в противоположном углу комнаты уже стоял круглый столик наподобие скульптурного станка.

Вскоре на полке в ее комнате стояли статуэтки «Плачущая девушка», «Юный скрипач», несколько балерин и эскиз портрета племянника Ромы. На них приходили посмотреть друзья и скульптуры. Особенно зрителям нравились фигурки танцовщиц.

Ведущий 2: Уже в 1937 году меньше, чем через год после выписки Лины По из клиники, была открыта персональная выставка в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Творчество незрячего скульптора продолжалось с 1936 по 1948 год, и ей было создано более ста скульптур.

Слайд 13

Идет видео «Скульптуры По Лина»

Слайд 14

Как же ей удалось такое? Как смогла она, пережившая большую беду, лишившись зрения, создать такие исключительно оптимистические и жизнеутверждающие произведения?

Народный артист СССР Соломон Михоэлс в книге отзывов на выставке произведений Лины По записал: «Талант всегда зрячий». Лина По, будучи незрячей, действительно, видела.

Ведущий 1: В 1939 году Лину По приняли в Московский союз советских художников. Этому предшествовала интересная история. Узнав, что автор скульптурных произведений – слепая женщина, в это просто не поверили, и отправили к ней весьма представительную комиссию в лице искусствоведа Грабарь-Мещериной, художника Бориса Яковлева и скульптора Антропова.

Впоследствии сестра Лины По так рассказывала об этом визите:

- Незадолго до прихода комиссии Лина Михайловна как раз закончила лепить фигуру Кармен, танцующую испанский танец. Именитым гостям работа эта очень понравилась. Но ведь им надо убедиться в том, что такое может сотворить слепой человек. Тактичный предлог для проверки нашел художник Яковлев.

- Ваша испанка, – сказал он, – очень хороша. Но мне кажется, будь у нее в руке веер, стала бы еще лучше.

«Испытуемая» взяла пластилин и быстрыми точными движениями вылепила миниатюрный раскрытый веер, который тут же вставила в правую руку своей Кармен и, улыбаясь, сказала:

- Вы правы, пусть танцует с веером.

Сомнения комиссии развеялись.

 

Ведущий 2: За годы неустанного, кропотливого и тяжелого труда Лина По создала более сотни скульптур и скульптурных композиций. Такое под силу не всякому зрячему скульптору.

Творческие успехи окрыляли Лину По, и она была по-настоящему счастлива. Иногда даже говорила: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Поэт Яков Хелемский в посвященном Лине По стихотворении так и назвал ее: «Та, у которой призанять бы счастья теперь иные зрячие могли».

Работы Лины По имеются в коллекциях Третьяковской галереи и других музеев страны.

Ведущий 1: И снова в мир музыки

Слайд 15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: