Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки

Спортивный отбор понимается как система организационно - методических мероприятий, включающих педагогические, психологические, социологические и медико-биологические методы исследования, на основании которых выявляются особенности детей, подростков и юношей для специализации в определенном виде спорта или в группе видов спорта. В спорте выделяются следующие самостоятельные разновидности отбора:

  • спортивная ориентация занимающихся;
  • селекция кандидатов в сборные команды;
  • комплектование сборных команд.

Спортивная ориентация занимающихся — система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта.

Спортивная селекция кандидатов в сборные команды — система мероприятий, предусматривающих отбор лучших спортсменов на различных этапах спортивного совершенствования.

Комплектование сборных команд — отбор кандидатов и участия в ответственных соревнованиях.

Все разновидности отбора реализуются по следующей схеме:

  • определяется идеал (модель чемпиона);
  • прогнозируются темпы роста спортивных достижений;
  • решаются организационные и методические вопросы (разрабатываются классификационные нормативы, проводятся контрольные испытания или тестирование, наблюдения, собеседования).

Научной основой отбора спортсменов является поиск информативных, надежных и объективных тестов, позволяющих с большой вероятностью предсказывать возможные спортивные достижения.

Показатели отбора, которые обеспечивают перспективность спортсмена, вносят вклад в его соревновательную надежность. Они делятся:

на педагогические показатели — возраст (паспортный и биоло-гический), наследственность, физическая подготовленность, быстрая выработка и перестройка навыков, наличие двигательного опыта, прирост изучаемых показателей;

на психологические показатели — положительные характерные качества, мотивация, лидерство и притязательность, эмоциональная устойчивость, волевые качества, фрустрация (спортивная агрессивность), активационные и операционные свойства личности (память, внимание, мышление, скорость переработки информации), сенсомоторика, темперамент, индивидуальный стиль деятельности;

на медико-биологические показатели — здоровье, анатомо-морфо- логические характеристики, состояние анализаторов, состояние энергетической сферы функционирования дыхания, кровообращения, эндокринной системы.

Основными методами отбора являются экспертиза, аппарат- 1 ный метод и метод тестов, анкетирование и наблюдение.

Экспертиза применяется при комплектовании команды дляоценки ее перспективности. Аппаратный метод используется для точного и количественного анализа, который другим путем осуществить невозможно.

При разработке тестов уделяется внимание валидности (т.е. способности теста характеризовать именно те качества спортсмена, которые должны быть выявлены) и надежности (т.е. устойчивости к экстремальным условиям и возможности сравнения с результатами проведения в нормальных условиях).

Процесс отбора делится на следующие этапы:

  • предварительный (первичный) отбор детей и подростков;
  • углубленная проверка соответствия отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной специализации в избранном  виде спорта (этап вторичного отбора);
  • спортивная ориентация;
  • отбор в сборные команды страны.

На I этапе определяются пригодность детей и подростков к Спортивному совершенствованию выявлением их способностей и оценка степени двигательной активности.

На II этапе отбора проверяется соответствие выявленных спо- обностей отобранных детей требованиям специализации в избранном виде спорта. Наличие специальных качеств личности, ее Подготовленности позволяют определить степень спортивной при-годности детей и подростков, их пригодность для совершенствования в избранном виде спорта.

На III этапе формируются способности, проявляющиеся в Конкретной спортивной деятельности.

На IV этапе продолжается углубленное изучение спортивных способностей, оценивается степень мастерства спортсменов, на основе чего осуществляется отбор кандидатов в сборные команды и основного состава для участия в ответственных соревнованиях.

Современная система отбора перспективных спортсменов из числа квалифицированных, достигших определенных спортивных успехов, обязательно учитывает показатели, вытекающие из содержания модельных характеристик. К ним относятся:

  • спортивнотехнический результат и динамика его достижения в течение последних лет подготовки;
  • возраст, антропометрические данные и здоровье (с учетом двигательной специфики вида спорта);
  • степень закрепления технических ошибок при выполнении важнейших фаз и элементов спортивного упражнения;
  • уровень развития специальных физических качеств, малоизменяемых в процессе многолетней тренировки;
  • потенциальные возможности функциональной системы организма для выполнения специфической двигательной деятельности;
  • психическая устойчивость к перенесению специфических тренировочных нагрузок;
  • наличие целеустремленности в избранном виде спорта.

Исключение при отборе любого из указанных показателей нарушает принцип системности. Учет их при отборе ведут педагоги- тренеры, специалисты спортивной психологии, физиологии, биомеханики и биохимии.

Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса — это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких факторов — отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ориентация.

Спортивный отбор — это комплекс мероприятий, позволяю-щих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

Спортивный отбор — длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.).

Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На основе медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние ана-лизаторных систем организма спортсмена и состояние его здоровья. С помощью психологических методов определяются особенности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой.

Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.

Спортивная ориентация — система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специали-зации юного спортсмена в определенном виде спорта.

Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности.

Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельности — задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригодных, исходя из требований вида спорта, — задача спортивного отбора.

Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности. Слабое проявление свойств личности и качественных особенностей применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов, исходя при этом из общих положений, характерных для системы отбора.

Способности — это совокупность качеств личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение. В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие относительную легкость в овладении знаниями, умениями, навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специальные способности (необходимые для достижения высоких результатов в конкретной деятельности, виде спорта).

Спортивные способности во многом зависят от наследственно обусловленных задатков, которые отличаются стабильностью, консервативностью. Поэтому при прогнозировании спортивных способностей следует обращать внимание прежде всего на те относительно мало изменчивые признаки, которые обусловливают успешность будущей спортивной деятельности. Поскольку роль наследственно обусловленных признаков максимально раскрывается при предъявлении к организму занимающегося высоких требований, то при оценке деятельности юного спортсмена необходимо ориентироваться на уровень высших достижений.

Наряду с изучением консервативных признаков прогноз спортивных способностей предполагает выявление тех показателей, которые могут существенно изменяться под влиянием тренировки. При этом для повышения степени точности прогноза необходимо принимать во внимание как темпы роста показателей, так и их исходный уровень. В связи с гетерохронностью развития отдельных функций и качественных особенностей имеют место определенные различия в структуре проявления способностей спортсменов в разные возрастные периоды. Особенно отчетливо эти различия наблюдаются у занимающихся в технически сложных видах спорта, в которых высоких спортивных результатов достигают уже в детском и подростковом возрасте и в которых вся подготовка спортсмена, от новичка до мастера спорта международного класса, протекает на фоне сложных процессов формирования юного спортсмена.

Спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается в сборных командах страны для участия в Олимпийских играх. Он осуществляется в четыре этапа.

На первом этапе отбора проводится массовый просмотр контингентов детей 6—10 лет с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта. На основе массового просмотра детей в различных городах и сельских районах страны с помощью ЭВМ разрабатывается автоматизированная информационно-справочная система для привлечения двигательно одаренных детей в детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ).

В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы.

Спортивная практика свидетельствует о том, что на первом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, сочетающих морфологические, функциональные и психические качества, необходимые для дальнейшей специализации в определенном виде спорта. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные.

В таблице 42 приведены прогностически значимые признаки, которые необходимо учитывать при массовом просмотре и тестировании детей, а также при отборе юных спортсменов в учебно-тренировочные группы ДЮСШ, СДЮШОР.

В таблицах 43 и 44 даны ориентировочные нормативы оценки физического развития и физической подготовленности юных спортсменов.

На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектов вания учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов.

 

Использованная литература:

1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.

3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.

4. Туревский И.М., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2003. – 320 с.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: