Организация и методика учебных занятий по спортивным и подвижным играм

В системе физического обучения и воспитания студентов важное место занимают спортивные и подвижные игры. К особенностям организации и содержания занятий относятся: непрерывность и внезапность изменений условий игры, быстрая смеиа обстановки, что заставляет игроков мгновенно оценивать ситуацию, действовать инициативно, находчиво и быстро.

Студенты совершенствуют свои умения и навыки в различных видах спортивных и подвижных игр, которые разносторонне воздействуют на организм и на развитие специальных и профессиональных качеств. Игровые функции обязывают студентов постоянно действовать коллективно для достижения общей цели, соблюдать дисциплину. Это способствует выработке навыков коллективных действий, привычке подчинять свои действия интере- ' сам группы. Игры всегда сопровождаются высокой эмоциональностью.

Соревновательный характер игровой деятельности, стремление превзойти своих соперников в быстроте и точности игровых действий, в технической и тактической изобретательности заставляют студентов преодолевать трудности, действовать с максимальным напряжением сил в процессе спортивной борьбы.

У каждого обучаемого имеются свои особые симпатии к футболу или гандболу, баскетболу или волейболу, хоккею с шайбой или русскому хоккею (бенди), регби или теннису, настольному теннису или бадминтону. Однако в программу учебных занятий входят только некоторые из перечисленных игровых видов спорта, каждый из которых имеет свои особенности и специфику.

Для студентов баскетбол (стритбол), волейбол, бадминтон, настольный теннис и футбол (мини-футбол) включаются в содержание учебных занятий. Некоторыми видами игр можно заниматься пожеланию самостоятельно во внеучебное время. Приступая к занятиям, необходимо усвоить основные понятия о стратегии, технике, тактике и особенностях ведения спортивных игр.

Стратегия игры — практическая деятельность тренера и подготовка им команды к соревнованиям. Для этого изучаются особенности команды и ее подготовки, силы и средства, необходимые для достижения поставленной цели. Тренеру важно знать сильные и слабые стороны соперников, подобрать таких игроков в команду, которые могут успешно решать поставленные задачи.

Техника игры — комплекс мероприятий, выполняемых игроками в конкретной игре или в отдельных ее ситуациях. Игроки овладевают многообразием действий, техническими приемами.

Тактика игры — комплекс индивидуальных, групповых и командных действий, применяемых в борьбе с конкретными соперниками для достижения результата. Тактика игры зависит от правил, технического мастерства и уровня физической подготовленности каждого в отдельности.

Средства ведения игры — технические приемы и действия, при-меняемые командой в условиях конкретной игровой обстановки для результативного нападения или эффективной защиты.

Способы ведения игры — индивидуальные, коллективные, групповые и командные тактические действия, выполняемыми игроками в защите или в атаке.

Формы ведения игры — это действия команды, обусловленные решением определенных тактических задач в целом. Они могут быть активными или пассивными.

Индивидуальные действия — самостоятельные действия игрока, направленные на решение отдельных тактических задач и выполняемые им без помощи партнеров.

Групповые действия — взаимодействие двух или нескольких игроков, выполняющих часть командной задачи.

Система игры — определенная расстановка игроков (схема рас-становки игроков), которая создает наилучшие условия при атаке или защите.

Комбинация — заранее разученные и согласованные действия игроков при создании лучших условий одному из спортсменов для завершения результативной атаки.

Командные действия — взаимодействие всех игроков с исполь-зованием различных тактических систем и комбинаций.

В основе обучения спортивным играм лежат общепедагогические и специфические принципы спортивной тренировки. Методы обучения могут быть словесными, наглядными и практическими.

Методика проведения занятий

Учебные занятия по спортивным и подвижным играм проводятся для разучивания и тренировки игровых упражнений, комбинаций и для проведения соревнований. В процессе занятий совершенствуются физическая подготовленность, техника и тактика игры; вырабатываются общая выносливость, быстрота, ловкость, пространственная ориентировка, инициативность и находчивость; проводится коллективное ознакомление с правилами соревнований.

В содержание занятий по баскетболу входит отработка техники передвижения (стойки, ходьба, бег, прыжки, остановки и повороты) и владения мячом (передачи, ловля, броски, ведение мяча, финты, перехваты, накрывания, выбивания и овладение мячом); по волейболу — техника игры (передвижения, стойки, ходьба, бег, прыжки и скачки), техника владения мячом (передачи, приемы, подачи, нападающие удары и блокирования). Тактика этих игр предполагает способы индивидуального, группового и командного нападения и защиты.

На занятиях по настольному теннису и бадминтону в технику игр включены стойки, передвижения, способы держания ракетки, подачи, приемы подач, удары, вращение мяча. Тактика этих игр может быть одиночной и парной.

Техника и тактика игры по гандболу отрабатываются по анало-гичным принципам, но с учетом особенностей этой игры.

В процессе обучения, например, игре в баскетбол (волейбол, настольный теннис, бадминтон и футбол) особое внимание обращается на изучение и совершенствование основных тактикотехнических приемов. Сначала внимание акцентируется на последовательности овладения структурой движения, затем — на деталях, способствующих качественному выполнению приема. После этого начинается совершенствование приемов в игре или при выполнении контрольных упражнений.

Тактическая подготовка увязывается с технической. Это значит, что необходимо правильно оценить игровую ситуацию в атаке и защите во взаимодействии с партнерами. Применять различные комбинации целесообразно для конкретного момента игры, когда обстановка требует быстрого переключения с одной тактической схемы на другую.

В содержание подготовительной части занятия (до 15 мин) входят: ходьба и бег различными способами, общеразвивающие упражнения для мышц плечевого пояса, туловища и ног, упражнения вдвоем, на внимание, развитие быстроты и точности реакции, комплексные упражнения.

В основной части занятия (до 60 мин) решаются следующие задачи: обучение технике и тактике игры и их совершенствование; привитие тактических и технических навыков, умения применять их в двусторонних играх; развитие физических, волевых и психологических качеств. Ее содержание составляют подготовительные упражнения, направленные на овладение техникой и тактикой игры в баскетбол (волейбол, настольный теннис, бадминтон и футбол). Отдельные учебно-тренировочные игры по упрощенным правилам позволяют проводить занятия на высоком эмоциональном уровне.

Преподаватель контролирует порядок тренировки. Со слабо подготовленными студентами он проводит дополнительное обучение, показывает им правильное выполнение упражнения, при необходимости оказывает помощь в устранении ошибок.

Чтобы занятие прошло эффективно, заранее подготавливают спортивный инвентарь и места для тренировок, соблюдают по-следовательность выполнения упражнений. После подготовительных упражнений выполняются приемы и действия с мячом на месте, в медленном темпе и на точность в условиях, приближенных к игровой ситуации.

В основной части занятия проводятся двусторонние учебно-тренировочные игры по упрощенным правилам. Например, в баскетболе уменьшают размеры площадки, увеличивают или уменьшают количество участников. По мере освоения техники и тактики игры на двусторонних встречах применяют официальные правила.

Перед двусторонней игрой преподаватель распределяет группу на команды в зависимости от уровня подготовленности студентов. Спортивные судьи назначаются из числа занимающихся. Затем дается установка на игру. При необходимости можно останавливать игру, давать новые указания, обращать внимание на ошибки.

В заключительной части занятия (до 15 мин) организм приводится в относительно спокойное состояние, подводятся итоги. На учебных местах наводят порядок, инвентарь и оборудование убирают. Завершается занятие медленным бегом и ходьбой, упражнениями на расслабление мышц в сочетании с глубоким дыханием.

Подводя итоги, преподаватель отмечает положительные стороны занятия, допущенные недостатки, дает задание для самостоятельной работы.

Характерными признаками спортивных игр являются: коллективность действий участников команды, эмоциональность, быстрота ответных реакций и разнообразное их сочетание, большой объем мышечной работы, трудность дозирования физической нагрузки, наличие ярко выраженных элементов борьбы.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН учебного занятия по волейболу

Учебная группа

Задачи: отработка приема и передачи мяча двумя руками снизу; отработка верхней прямой подачи; совершенствование изученных приемов е двусторонней тренировочной игре.

Время: 90мин.

Форма одежды: спортивная.

Инвентарь: оборудование для игры в волейбол, мячи, судейский свисток.

Место проведения: спортивный зал или площадка.

Волейбол. В этой спортивной игре отрабатываются следующие действия: передачи мяча, нападающие удары, блокирование, подачи мяча, прыжки, выпады, приседания и падения. В технике игры в волейбол (рис. 16.2) большое место занимают приемы и

 

 

 

 

Рис. 16.1. Техника игры в баскетбол:

а — ведение мяча; 6 — блокировка соперника; в — бросок мяча в корзину

 

б

 

Рис. 16.2. Техника игры в волейбол: а — атака; 6 — подача мяча; в — игра в защите

действия, выполняемые в сочетании с прыжками, особенно в игре на передней линии, у сетки, при приеме трудных мячей. Все это способствует тренированности мышц ног, развитию силы (особенно взрывной), а наклоны, повороты, выпады и падения укрепляют мышцы туловища. Эти действия формируют и такие качества, как смелость и решительность, пространственную ориентировку, умение в различных положениях постоянно видеть всех партнеров по команде.

Настольный теннис. Студенты играют в настольный теннис с большим спортивным азартом, эмоционально, используя разнообразные технические приемы: удары по мячу и подачи, выпады и наклоны (рис. 16.3— 16.9). Некоторые предпочитают играть спо-

Рис. 16.3. Разновидности держания ракетки

 

 

Рис. 16.4. Удар тычком

 

Рис. 16.5. Перекат мяча с ракетки на ракетку

 

Рис. 16.6. Стойки теннисиста

 

Рис. 16.7. Удар накатом слева

 

 

 

 

 

 

Рис. 16.8. Разновидности подачи мяча

койно, так как эта игра служит для них средством активного отдыха. Настольный теннис вырабатывает быстроту и точность реакции и действий, тонкую двигательную координацию, устойчивость и распределение внимания.

Бадминтон. В этой спортивной игре обрабатываются удары ракеткой по мячу, прыжки, выпады и наклоны. Все действия протекают динамично, живо и интересно. Игра проводится на площадке с любым покрытием, сопровождается большой эмоциональностью, развивает и совершенствует у студентов быстроту реакции, точность действий, соразмерность мышечных усилий, тонкую двигательную координацию, распределение внимания. Кроме того, игра в бадминтон служит эффективным средством активного отдыха.

На занятиях можно использовать различные варианты подвижных игр и эстафет.

Игра «Совместные прыжки». Каждый участник стоит на полусогнутой ноге; партнер, находящийся сзади, держит за лодыжку ' ногу впередистоящего участника. Колонна движется прыжками } вперед, несколько раз меняя ногу. Игру проводят для развития ^ прыгучести и координации движений. Соревноваться можно группами, соблюдая дистанцию (до 15 м).

Эстафета «Кто быстрее». По первому сигналу стартует команда с первой линии (она находится дальше от линии финиша), [ по второму — со второй. Каждый бегун первой команды должен ^коснуться находящегося прямо перед ним бегуна второй коман-; ды, до того как последний пересечет линию финиша. Эстафета 1 развивает внимание, быстроту и умение владеть собой. Соревно-? вания проходят между двумя командами. Команды располагаются i в 5—8 м друг от друга лицом к линии финиша, находящейся в 15—20 м от второй линии старта.

Использованная литература:

1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.

3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.

4. Туревский И.М., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2003. – 320 с.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: