Воспитывающие ситуации как эффективный метод работы с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

 

Согласно опросам родителей, проведённых в Российской государственной детской библиотеке, почти у всех нынешних детей наблюдаются психологические трудности. Наиболее частыми из них являются конфликтность и агрессивность, тревожность, вялость и бездеятельность, протестные реакции [8, 247]. Это, несомненно, относится и к детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Значительная роль коррекции состояния ребёнка принадлежит книге и методу воспитывающей ситуации. Воспитательный потенциал книжных фондов библиотек заключается в том, что книга способна учить не уча, действовать на душу человека, благотворно влиять на внутренний мир читателя. Воспитывающие ситуации – специально организованные педагогические условия, основное назначение которых – побуждать детей к определённому поведению. Воспитывающие ситуации – эффективный метод при работе с читателями в библиотеке, при работе с обучающимися на уроках литературы, при организации внеклассного чтения.

Целостную систему воспитания чтением обозначил В.А.Левидов. Им намечен ряд задач и действий: отбор произведений с учётом возрастной потребности и жизненного опыта; выделение ситуаций, с какими или подобными могут встретиться или встречались подростки в реальной жизни; изложение своего отношения к ситуации; проигрывание ситуации мысленно или в виде ролевой игры [8, 238].

Подобные действия можно использовать при изучении произведений Л.Кэрролла, Д.Дефо, В.Железникова, У.Голдинга, А.Гавальда и др.

В произведении Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес» много ситуаций, к которым можно обратиться на уроке или на занятиях театральной студии. Алиса, попав в кроличью нору, постоянно меняется. Увидев флакончик «Выпей меня», обследовала его, убедилась, что не яд. Попробовала – и уменьшилась. Заинтересовалась шкатулочкой. В ней пирожок, на котором изюмом были красиво выложены слова: «Съешь меня». Съела – и увеличилась. Эксперименты на этом не заканчиваются! Алиса смело совершает то одно, то другое действие, не задумываясь о последствиях. Ведь если на флакончике не написано слово яд, то это вовсе не значит, что там яда нет! На этом акцентируем внимание, а ещё и на том, что Алисе надо научиться говорить «нет» своему любопытству и не экспериментировать над собой.

Обратим внимание и на вкус напитка: «Ей показалось, что она отведала разом всякой всячины – вишнёвого пирога, ананаса, жареной индейки, сливочных помадок и поджаренных в масле хлебцов. Так уж она не удержалась и выпила всё!». [3, 12]. Почему Кэрролл не говорит о каком-то определённом вкусе? Если подростки не сразу смогут ответить, то им можно предложить выбрать свой вкус. Это поможет сделать вывод. Нет однозначного варианта ответа, потому что каждый человек выбирает свой вкус, поэтому у Кэрролла этот напиток с разными вкусовыми качествами (идея: надо быть терпимыми к вкусам других).

Л.Кэрролл показывает ситуации абсурда выводов, ложной аргументации: выбраться из моря слёз по железной дороге; если девочки едят яйца, значит они тоже змеи; я старше, чем ты, и лучше знаю, что к чему. Примеры ложной аргументации должны найти в тексте и подростки.

Результатом работы с текстом, должно быть заключение о том, что Алиса всё-таки умет держать себя в руках, находит выход из трудной жизненной ситуации, старается многое усвоить.

Сущность педагогической ситуации скрыта от учащихся, поэтому воспитательное воздействие будет не прямым, а косвенным.

В произведении Марка Твена «Том Сойер» обращаем внимание на поведение подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, и на то, что поведение в экстремальной ситуации зависит от характера. Том Сойер среди ребят пользуется авторитетом, потому что может руководить ситуацией. Он может схитрить, обмануть, но он способен принять на себя вину Беки Тетчер и стойко выдержать порку учителя. Им руководит огромное желание выбраться из трудной ситуации и в других эпизодах (случай в пещере).

Приём скрытой помощи метода воспитывающей ситуации используем при изучении произведения Д.Дефо «Робинзон Крузо». Суть этого приёма заключается в том, что в словах, обращённых к подросткам, учитель включает незаметные, но основополагающие подсказки.

Робинзон Крузо, оказавшись на необитаемом острове, бросает вызов не только силам природы, злым каннибалам, но инстинктам и страстям, которые его обуревают. Как же ему удалось превратить дикую природу в цветущий сад, победить себя и обрести душевное равновесие?

Психологи говорят, что если трудно и невозможно кому-то рассказать о постигшем тебя несчастье, можно изложить это на бумаге. Л.А.Пергаменщик называет эту процедуру «Список Робинзона» [6, 95]. Робинзон заставил себя серьёзно обдумать положение и начал записывать свои мысли. Рассматривая данную ситуацию, обращаем внимание на то, что это он делает с целью облегчить свою душу. Он утешает себя тем, что могло случиться и худшее.

 

Зло Добро
Я отделён от всего человечества; я отшельник, изгнанный из общества людей Но я не умер от голода и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться
У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать своё тело Но я живу в жарком климате, где я не носил бы одежды, даже если бы она у меня была

 

Учащимся предлагается продолжить таблицу, а затем сделать вывод о том, что человек может быть сам себе психологом, сумевшим найти в горестном положении положительные моменты. Изложив свои переживания на бумаге, Робинзон начинает свой путь к выздоровлению. Достигается разрядка, анализируется положение. У человека равномерно работает и мыслительный, и эмоциональный аппарат, и можно начинать действовать.

В основе приёма сопереживания метода воспитывающей ситуации лежит эффект «эмоционального заражения», под воздействием которого интенсивнее развиваются нравственные чувства, формируется нравственный опыт.

В произведении Джека Лондона «Любовь к жизни» выделяем сцены многодневного пути героя. Ищем ответы на следующие вопросы: «В каких обстоятельствах оказались герои?», «Как они себя вели?», «Чем они отличаются друг от друга?».

С этих же позиций рассматриваем поведение героев в произведении Жюля Верна «Таинственный остров».

Используем этот приём и при изучении произведения Анны Гавальда «35 кило надежды», поэтической притче о выборе жизненного пути, о силе любви и преданности. На главного героя все махнули рукой, даже он сам. Над ним смеются на уроках, да и он сам привык быть клоуном. Когда Грегуара исключают из школы за плохую успеваемость и поведение, а родители не могут его пристроить в коллеж, дедушка помогает ему преодолеть себя и сделать важный шаг – написать письмо директору школы, где есть мастерские, т.е. всё, о чём он мечтал. Он пишет, что ему хочется учиться в Граншане, так как там ему будет лучше всего, и хоть он не очень упитанный, но в нём 35 кило надежды. Поразмышляем об этой фразе и сопоставим ситуацию на уроке физкультуры в первой школе и на уроке физкультуры в школе Граншана. Почему неудачи преследуют Грегуара? Почему мальчику всё-таки удалось преодолеть ненавистный канат? Где он нашёл силы? Как изменилась его жизнь после урока?

«Не выношу нытиков! Будь счастлив, чёрт побери! Делай что-нибудь, чтобы быть счастливым!» - сказал дед Леон однажды Грегуару в минуту злости. И Грегуар стал счастливым ради близкого человека. Переживая за больного деда, Грегуар преодолевает себя, побеждает ради деда.

Ситуацию выбора (необходимости выбрать определённое решение из двух или нескольких возможных вариантов - промолчать, сказать правду, сказать не знаю) рассматриваем в произведении В.Железникова «Чучело».

Лена Бессольцева – эмоциональная, романтичная, наивная и беспредельно жалостливая, «чудная» - стала объектом жестокой травли со стороны сверстников только за вымышленное предательство. Рассматриваем ситуацию сжигания чучело, обращаем внимание на поведение Железной Кнопки, Шмаковой, Димы, выясняем, почему они себя так ведут. На костёр Лена Бессольцева пришла одним человеком, а уходила другим. Вторая ситуация – отъезд деда и Лены. Выясняем, как изменилось поведение ребят, что на это повлияло, ищем ответ на вопрос, почему дети написали на доске «Чучело, прости нас!», а не «Лена, прости нас!».

Ник Вуйчич «Жизнь без границ»

Ник Вуйчич родился без рук и ног, но вполне независим и живёт полноценной жизнью: поучи два высших образования, самостоятельно печатает на компьютере со скоростью 43 слова в минуту, занимается сёрфингом, увлекается рыбалкой, плавает и даже ныряет с трамплина в оду. Его книга – это вдохновляющий, занимательный рассказ о том, как преодолеть трудности, отчаяние, поверить в себя и стать счастливым. Ник откровенно рассказывает о своих физических проблемах и переживаниях, о том, как ему нелегко было смириться со своим состоянием, - был момент, когда он хотел покончить жизнь самоубийством. Ему потребовалось немало лет, чтобы научиться видеть в своих проблемах не препятствие, а возможность роста, ставить перед собой большие цели и всегда добиваться желаемого.

Подбирая тексты для работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, ориентируемся и на воспитательный потенциал книги, и на то, что в ней преобладает, условно говоря, «день, а не ночь». А для так называемых трудных учителей и родителей можно взять другие произведения, но в которых также немало воспитывающих ситуаций. Произведения В.Тендрякова «Расплата», Л.Петрушевской «Страна», «Время ночь», «Гигиена», И. Полянской «Мама» - о чувстве ответственности за свою жизнь и жизнь своего ребёнка, о главном составляющем настоящего материнства.

В основе повествования Л.Петрушевской лежит сложная жизненная ситуация, из которой можно найти выход. Она убеждает нас, что «не среда виновата», «не быт заел», а мы сами не стремимся двигаться к духовному. И рушатся жизни, отношения, связи. И это надо преодолеть!

Много воспитывающих ситуаций в произведении П.Санаева «Похороните меня за плинтусом». Разговор можно начать уже с первого рассказа – рассказа о купании. На трёх листах текста разбросаны фразы бабушки, которая вроде бы любит внука: проклятая сволочь, сволочь постоянно гниёт, сволочные болезни, смердишь уже, вонючая, смердячая сволочь, будь ты проклят и т.д. Слово сволочь и однокоренные ему слова употребляются 8 раз. Бабушка проклинает дочь, мужа, внука: «Будь ты проклят», «Чтоб ты жизнь свою в тюрьме кончил», «Чтоб ты заживо в больнице сгнил», «Чтоб у тебя отсохли: печень, почки, мозг, сердце» [7, 10]. И заканчивается рассказ словами: «И снова, и снова, и снова». Каким вырастет ребёнок, привычно слушающий эти и подобные слова? Какова будет его самооценка, к кому он потянется? О какой любви может идти речь? Детей хвалят редко, зато привычно часто ругают. Об этом пишут И.Медведева, Т.Шишова в «Книге для трудных родителей. Блиц-педагогика». Эта книга также может помочь нам в работе.

Об этих и других произведениях размышляем мы с нашими студентами, которые готовятся стать библиотекарями и руководителями творческого коллектива, преподавателями. В дальнейшем, работая с книжным фондом библиотек, они, надеемся, смогут самостоятельно подбирать произведения, создавать банк воспитывающих ситуаций, вносить свой вклад в работу с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

 

Список литературы

 

1. Абрамов, Ю.А. Сто великих книг [Текст] / Ю.А. Абрамов, В.Н. Демин. – М.: ВЕЧЕ, 2000. – 473, [6] c.: ил.- (Сто великих).

2. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика [Текст]: учебное пособие / И.Ю. Исаева. – М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 193, [1]c.: табл.

3. Кэрролл, А. Алиса в Стране Чудес. Алиса в Зазеркалье [Текст] / Льюис Кэрролл; пер. Леонид Яхнин; худож. Александр Шахгелдян. – М.: ЭКСМО- ПРЕСС, 212, [3]c.: ил.

4. Литература для детей и юношества [Текст]: учебно-метод. пособие / сост. Т.И. Русских; Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Управ. культуры при администрации Красноярского. края. Библиотечный техникум (г. Канск) – Канск, 2005. – 215с.: ил., табл.

5. Медведева, И.Я. Книга для трудных родителей. Блиц – педагогика [Текст] / Ирина Медведева, Татьяна Шишова. – Клин: Христианская жизнь, 2010. – 351с.: ил. – (Школа православной семьи).

6. Пергаменщик, Л.А. Список Робинзона [Текст]: (Психологический практикум) / Л.А Пергаменщик. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 120, [4] c. – (Сам для себя психолог).

7. Санаев, П. Похороните меня за плинтусом [Текст]: роман: [посвящается Ролану Быкову] / Павел Санаев, - М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2008. – 283, [2] c

8. Тихомирова, И.И. Библиотечная педагогика или воспитание книгой [Текст]: (учебно-методическое пособие для библиотекарей, работающих с детьми) / И.И. Тихомирова. – СПб: Профессия, 2011. – 383, [1].с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: