Тема 1
Предмет и структура истории и теории институтов конфликторазрешения
Конфликтология – основатель Георг Зиммель
Зарубежная | Отечественная |
Объект - все конфликты | Объект – все конфликты |
Предмет – конфликт основатель Георг Зиммель Льюис Козер – рассматривал через призму функциональных особенностей конфликта. | Предмет - теоретическое обоснование конфликтов как социальных явлений, анализ, природа |
Объектом истории и теории институтов конфликторазрешенияявляется многообразие реально существующих социальных институтов. (1)
Предупреждение конфликта: пример: иранская ядерная кампания – чтобы предотвратить этот конфликт собиралась в Женеве шестерка + 1, решали, что можно сделать (женевская конференция).
Функции конфликторазрешения:
1. Урегулирование, завершение конфликта
2. Предотвращение/разрешение конфликта
Герберт Спенсер говорил, что социальные институты – это устойчивая структура социальных действий. Грубо говоря, организаций может быть много. Любую социальную структуру можно считать состоявшейся, если она позитивна. Так, норманская четверка существует только в определенных условиях.
|
|
В масштабном смысле объектом (2) дисциплины истории и теории институтов конфликторазрешения является изучение социальных институтов в реальной динамике.
Предмет дисциплины связан с изучение устойчивых, повторяющихся, необходимых связей, отношений, процессов, в рамках которых социальные институты участвуют в разрешении реальных конфликтов.
Дисциплина изучает закономерности зарождения исторической эволюции современного функционирования и развития всей системы институтов разрешения конфликтов в обществе.
Молодежная модель ООН (находится в МГИМО в России). Проходит игра, раздаются роли, разбирается реальная проблема.
Выбрать на сайте modelun.ru найти международную проблематику к игре.
Делимся на две противоборствующие стороны (5 и 4 человека).
Д.з. для всех. Признаки социального института с пояснением. (Спенсер, Уржа «Социология управления»)
ИППО – Императорское палестино-православное общество. В формировании БРИКСа можно даже поучаствовать.
Структура
ИТИК (история и теория институтов конфликторазрешения)
Первое направление - историческое | Второе направление – теоретическое | ||
Знания о истории зарождении, формировании, развитии институтов конфликторазрешения | Разработка концептуальных подходов | Теоретико-методологический: варианты объедения | Теоретический сегмент |
Д.з. ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
Во-первых, социальные институты носят целесообразный характер, т. е. создаются для удовлетворения каких-то общественных потребностей. Например, институт семьи служит для удовлетворения потребности людей в продолжении рода и социализации, экономические институты — для удовлетворения потребностей в производстве и распределении материальных благ, институты образования — для удовлетворения потребностей в знаниях и т. д.
|
|
Во-вторых, социальные институты включают в себя систему социальных статусов (прав и обязанностей) и ролей, в результате чего образуется иерархия. Например, в институте высшего образования таковыми являются статусы и роли ректоров, деканов, заведующих кафедрами, преподавателей, лаборантов и т. п. Статусам и ролям института соответствуют устойчивые, формализованные, разнообразные регуляторы социальных связей: идеология, ментальность, нормы (административные, правовые, моральные); формы морального, экономического, правового и т. п. стимулирования.
В-третьих, в социальном институте социальные статусы и роли людей выполняются в силу превращения в ценности и нормы, связанные с потребностями и интересами людей. «Только благодаря интернационализации институционализированных ценностей имеет место подлинная мотивационная интеграция поведения в социальной структуре: очень глубоко залегающие слои мотивации начинают работать на выполнение ролевых ожиданий», — пишет Т. Парсонс.
В-четвертых, социальные институты возникают исторически, как бы сами собой. Их никто не придумывает так, как изобретают технические и социальные блага. Это происходит потому, что общественная потребность, которую они должны удовлетворять, возникает и сознается не сразу, а также развивается. «Многим из своих величайших достижений человек обязан не сознательным устремлениям и, тем более, не преднамеренно скоординированным усилиям многих, а процессу, в котором индивидуум играет не вполне постижимую для самого себя роль. Они <...> являются результатом соединения знаний, охватить которые один-единственный ум не в состоянии», — писал Хайек.
Общественная потребность
Действия на объект