Особенности курсовых работ студентов бакалавриатапо направлению подготовки 41. 03. 02 «регионоведение России»

ОСОБЕННОСТИ КУРСОВЫХ РАБОТСТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТАПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 41.03.01 «ЗАРУБЕЖНОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ»

Курсовая работа №1

пишется на 1 курсе с использованием материала, изученного на первом курсе в рамках дисциплины «Политическая география стран(ы) региона специализации».

Исследование предполагает развитие навыков поиска и анализа информации, умений самостоятельно делать и обосновывать выводы, применять знания, полученные в учебном процессе для решения практических задач. Подготовка курсовой работы должна способствовать получению студентами углубленного представления о современной экономической и политической картине мира и, таким образом, созданию предпосылок для последующего комплексного изучения соответствующих регионов, отдельных стран или их частей, включая природные и экологические особенности территории, специфику истории и этнографии, традиции и ценности населения, экономику и методы ведения хозяйства, политику, науку и культуру, религию, язык, традиции и ценности.

При этом студенты должны продемонстрировать понимание того, что является регионом и каковы принципы его выделения; владение основными подходами к анализу дифференциации географического пространства; знание существующих факторов региональной дифференциации мира; владение основными понятиями и концепциями, принятыми в современном регионоведении; умение применять на практике методы районирования территорий различного уровня; составлять комплексную характеристику региона.

Студент не просто дает комплексную характеристику региона, анализирует примеры существующих в научной литературе схем районирования, но и дает им собственную оценку, предлагает и обосновывает свой авторский вариант районирования территории.

Основная часть курсовой работы №1 должна состоять из двух глав.

В первой главе дается общая комплексная характеристика региона исследования. Название главы вариативно. Если удается продемонстрировать основные особенности территории в качестве факторов, влияющих на разнообразие ее частей, можно выбрать вариант «Факторы регионализации территории … (название страны или региона)». Если хорошо показано само разнообразие территории, логично сформулировать такое название первой главы: «Территориальная дифференциация в пределах …». При отсутствии выраженных акцентов и простом выполнении типового плана описания территории название может быть таким: «Комплексная характеристика …». Возможны и другие варианты.

В любом случае следует стремиться к тому, чтобы первая глава отображала все существенные особенности района исследования, а именно:

– экономико-географическое положение (ЭГП);

– природные ресурсы и условия;

– население;

– экономика;

– культура;

– политика (подробнее см. в Приложении В).

Те особенности, которые имеют ярко выраженную поступательную динамику, описываются с применением исторических данных (изменение за последние 50-70 лет географического положения, населения, экономики, политических черт).

Поскольку общий объем первой главы должен быть соизмерим с объемом второй главы, а по большинству территорий из списков тематики курсовых информации по названным особенностям довольно много, студентам обычно приходится сталкиваться с проблемой сжатия найденной информации – ее накапливается слишком много, чтобы все включать в первую главу. Таким образом, в 15-20 страниц следует уместить все основные данные о стране (регионе).

Главу такого объема следует разделить на 2-3 параграфа (в каждом не меньше 5-6 страниц), можно поступить так: ЭГП, природу и население описать в первом параграфе главы, а экономику, культуру и политику – во втором. В этом случае примерные названия двух параграфов такие:

– «Анализ экономико-географического положения, природных ресурсов и условий, населения района исследования»;

– «Экономические, культурные и политические особенности … (название страны или региона)».

Объем описания разных черт территории, даже порядок их описания и деление главы на параграфы зависит от специфики района исследования и от подхода, выбранного для описания (три примера вариантов подхода были названы выше при формулировке вариантов названия первой главы).

Например, если наибольший интерес автора курсовой вызывает история развития, и исторические особенности будут учитываться во второй главе при районировании, вполне возможно появление отдельного «подпараграфа» с описанием периодизации развития страны (региона) и краткой характеристикой основных периодов. Это уменьшит объем остальных частей первой главы, может изменить компоновку параграфов, которые могут получить, например, такие названия:

– «Географическое положение, природа и история развития …»;

– «Социально-экономические особенности района исследования».

Обратим внимание, что в этом варианте второй параграф первой главы включает описание населения, экономики, культуры и политики – все эти компоненты скрываются за словосочетанием «социально-экономический».

Описывая особенности района исследования, полезно приводить примеры разных вариантов его районирования, имеющиеся в литературе. Обычно для достаточно больших территорий имеются природное (физико-географическое, ландшафтное) районирование, экономическое районирование, и практически всегда – административно-территориальное деление. Часто встречаются в публикациях и другие варианты: выделяют почвенные, геоботанические, геоморфологические, экологические, историко-культурные, сельскохозяйственные и другие районы. Каждый из этих вариантов районирования может быть основой для размышлений, анализа, может дать толчок для собственных идей по поводу выделения авторских районов.

И еще раз напомним, что текст должен быть иллюстрирован картами, диаграммами, графиками, схемами. Для главы объемом 15-20 страниц желательно предусмотреть хотя бы 2-3 карты. Приводятся и данные в табличной форме.

Помимо сбора, систематизации и анализа данных об основных особенностях района исследования первая глава может служить выполнению важной задачи выбора критерия будущего районирования. По ходу первой главы можно перебирать компоненты территории, оценивая их перспективность для авторского районирования. Наиболее пригодны в этом смысле те особенности территории, которые отвечают следующим требованиям:

– хорошо выраженная территориальная дифференциация, т.е. различия от места к месту в пределах района исследования;

– подчинение явным закономерностям размещения (которых может быть много, – например, зональность, зависимость от рельефа поверхности, зависимость от расстояния до морского побережья, центростремительность/центробежность и т.д.);

– существенное значение для данной территории;

– легкость нанесения соответствующих данных на карту.

Обычно в ходе анализа можно установить минимум 5-6 потенциальных особенностей территории, позволяющих эффективно осуществить ее районирование. Подытоживая первую главу, можно кратко охарактеризовать выявленные компоненты территории страны (региона), пригодные для дальнейшей работы уже в рамках второй главы курсовой.

При подборе материалов часто обнаруживаются интересные документы, большие таблицы, карты, которые позволяют лучше понять региональные особенности района исследования, но не являются основными, не вписываются в первую главу из-за объемов или отступления от главного хода описания. Такие массивы информации могут помещаться в приложение к курсовой работе (после списка литературы), либо упоминаться в постраничных сносках (как комментарий, ссылка на документ и пр.). Так как первая глава призвана помочь в выявлении главных особенностей территории, необходимо анализировать собранную информацию, оценивать степень и характер территориальной дифференциации в пределах района исследования, рассуждать по поводу возможных критериев будущего районирования, делать промежуточные выводы (авторские оценки, подведение кратких итогов параграфов, всей первой главы).

Вторая глава, как уже было сказано, по своему объему примерно такая же, как первая. Рекомендуется называть ее в соответствии с основной задачей курсовой, например: «Районирование территории …». Можно в теме главы указать основной критерий районирования или особенность территории, ставшую базовой для получения сетки районов. Например: «Районирование территории штата Иллинойс по плотности сельского населения» (указан критерий) или «Геоэкологическое районирование Белоруссии» (указана особенность территории).

Вторая глава может быть разделена на параграфы. Логичным является создание двух параграфов: первый посвящен более детальному анализу тех особенностей территории, в рамках которых планируется определить критерии районирования; второй параграф содержит описание собственно районирования района исследования. Возможны, например, такие названия этих параграфов:

– «Обоснование критериев районирования … (название района исследования)»;

– «Процедура и результаты районирования …».

Обоснование критериев строится на более подробном рассмотрении отобранных ранее подходящих особенностей территории. Как выбрать из довольно широкого круга аспектов тот, который станет основой районирования? Можно отталкиваться от наиболее актуальных, важных, значимых особенностей. Например, для Сирии в настоящее время экономика уступает в значимости таким чертам, как размещение этносов и конфессий.

Разберем более сложный случай. Для Греции большое значение имеют многие черты (расчлененность территории в плане рельефа; зоны влияния больших городов и центров туризма; отраслевая структура экономики разных районов и др.). В таких случаях обосновать можно любой выбор из существенных особенностей. Так, экономический подход заставляет районировать по размещению центров производства, отраслевой структуре хозяйства и т.п. При выборе геоэкологического подхода обращают внимание на рельеф и морское побережье, а также на другие черты природы и особенности взаимодействия природы с обществом. Возможны и другие варианты. Какой выбрать – зависит уже не от объекта изучения (той или иной особенности района исследования). Определяющими становятся субъективные и/или случайные факторы: личные предпочтения автора курсовой или его научного руководителя, доступность тех или иных источников информации, происходящие события и пр.

Итак, в первом параграфе второй главы более подробно описываются одна или несколько особенностей района исследования, позволяющих выполнить его районирование. И в этом же параграфе выбирается показатель, конкретная черта, которая становится критерием районирования. Это может быть измеряемое свойство (плотность населения, расстояние до столицы или центра, душевой ВВП и др.). Это могут быть также измеряемые, но не точные, а приблизительные данные – например, зоны влияния крупных городов. Это может быть и качественное, неизмеряемое свойство (либо измеряемое условными единицами) – уровень остроты социальных проблем, экологический риск и т.п. Наконец, возможна комбинация из двух и даже более критериев, когда один является обычно основным, второй выполняет роль вспомогательного. Сам выбор показателя лучше проводить с помощью схематичных набросков-карт страны (региона), где наглядно показываются территориальные различия по каждому из показателей-кандидатов. Уже на этом этапе можно увидеть предварительную картину будущего районирования – если оно явно вырисовывается (намечаются границы 5-6 районов), стоит взять за основу соответствующий показатель.

Второй параграф второй главы является логическим продолжением и завершением основной части работы. Его начинают с описания процедуры авторского районирования. Необходимо указать принципы выделения районов. Можно иллюстрировать этот вопрос соответствующими картами с нанесенными данными:

– если критерием является статистический показатель (например, плотность сельского населения), приводится карта района исследования с этим показателем (нанесенным изолиниями либо методом картограммы – т.е. с применением группировки по данному показателю территориальных ячеек, составляющих изучаемый регион);

– если критерием является менее формализованная особенность территории, на карте должны быть показаны значимые объекты – так, если речь идет о зонах влияния крупных городов, соответственно нужна карта размещения основных городов страны (региона).

Фактически районирование проводится по одной из трех основных схем:

– при опоре на статистический показатель, имеющийся в разрезе административных единиц (по штатам страны, округам области и т.п.) – группировка территорий по данному показателю (например, разбивка на 4-5 групп) с последующим проведением границ более или менее однородных районов по тем или иным принципам;

– при опоре на информацию о большом количестве точечных объектов (городов, туристических объектов, месторождений полезных ископаемых и др.) – использование упрощенной процедуры кластеризации, т.е. объединение похожих друг на друга объектов в первичные районы, а затем, если количество районов слишком большое (больше 10-15), повторение процедуры объединения до получения приемлемого количества районов;

– при опоре на подробную карту явлений (процессов) – например, карту плотности населения (способом изолиний) или карту экологических рисков (с большим разнообразием информации), – использование метода генерализации, т.е. выделения основных данных с точки зрения автора работы и оконтуривание районов с похожими параметрами либо как сфер влияния неких центров (городов и др.).

Более очевидным и обоснованным обычно является районирование на основе одного статистического показателя. Покажем это на примере того же критерия плотности сельского населения. Например, у нас есть данные об этой плотности для страны в разрезе составляющих ее регионов (по краям Чехии, областям Италии, префектурам Японии, штатам Мексики и т.п.). Для того, чтобы можно было приступить к собственно районированию, следует сначала сгруппировать регионы по уровню критерия. Например, можно применить такую простую группировку: найти минимальное и максимальное значение (допустим, это 12 и 72 человека на 1 кв. км) и разделить полученный интервал на 4 или 5 равных частей (вариант на 4 части: от 12 до 27; от 27 до 42; от 42 до 57; от 57 до 72). Результаты группировки наносим на карту – т.е. придаем каждому из 4 интервалов графическое значение (цвет или штриховку) и закрашиваем территорию каждого региона соответствующим образом. Мы получили карту группировки. Чтобы сделать группировку районированием, надо либо принять районы сразу такими, как они получились (чаще всего они образуют не сплошные ареалы, а разорванные, т.е. регионы одного цвета не все граничат друг с другом), либо постараться улучшить картину – в картографии это называется генерализацией, когда небольшие отклонения от правила игнорируются, и некоторые регионы могут попасть в «чужой» район.

После описания процедуры районирования следует поместить главную карту всей работы – карту получившихся районов. И далее описать каждый из этих районов, обращая внимание прежде всего на их различия по использовавшемуся критерию, по соответствующим особенностям, но и на яркие отличия по другим чертам. Так, районы, выделенные по плотности сельского населения, могут отличаться, скажем, по уровню жизни, природным ресурсам, географическому положению и др.

Завершить второй параграф можно, сформулировав авторские предложения по использованию разнообразия особенностей (потенциала) исследуемой территории в разных сферах международного сотрудничества с Россией или межрегионального сотрудничества. Можно выбрать одну сферу сотрудничества: экономику, политику, культуру и др. При разработке предложений оцениваются перспективы и риски такого сотрудничества.

Обязательно использование иностранных источников, особенно статистических, картографических. Стиль изложения должен быть корректным с научной точки зрения. НЕ допускаются субъективные суждения, эмоциональные высказывания, выражения из художественной литературы (если они не являются предметом научного исследования), обыденные житейские выражения, упоминание в работе жаргонных терминов, завлекающие (рекламные) выдержки из путеводителей. Не приняты утверждения от первого лица единственного числа («я», «мой» и т.п.).

В з аключении формулируются основные выводы и результаты проделанной работы. Дается последовательное, логически стройное изложение полученных результатов, соответствующих поставленным во введении цели и задачам исследования. Насколько структура работы (деление на параграфы) должна соответствовать поставленным задачам, настолько же и структуре, и задачам должны соответствовать выводы, формулируемые в заключении.

Кроме того, в заключении могут быть обозначены перспективы дальнейших исследований по теме работы. Курсовая работа №1 должна завершаться выводами, касающимися современных перспектив и рисков сотрудничества России и соответствующей страны (региона).

Еще раз скажем о роли приложения. Иногда его используют нерационально, помещая сюда все таблицы, карты, диаграммы. Как минимум несколько графических и статистических вставок необходимы в основном тексте, который таким образом становится нагляднее. Трудно представить хорошее описание территории без карт, небольших таблиц. И совсем невозможно сделать районирование страны или региона, не сопроводив его авторской картой, отображающей границы полученных районов.

Но в распоряжении автора курсовой обычно оказываются материалы, представляющие интерес с точки зрения демонстрации особенностей территории. Это могут быть карты (например, на которых показаны природное или экономическое районирование страны, выполненные различными учеными), большие таблицы (в т.ч. статистика по регионам страны или муниципалитетам региона), схемы (структура ветвей власти, классификация отраслей экономики или факторы размещения промышленных центров, структура внешнеэкономических связей), диаграммы, перечни объектов (этносов, крупных городов, законодательных актов и т.п.). Вот такие материалы должны размещаться в приложении (если материалов больше 4-5, лучше приложений сделать несколько).


ОСОБЕННОСТИ КУРСОВЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТАПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 41.03.02 «РЕГИОНОВЕДЕНИЕ РОССИИ»

Курсовая работа №1

пишется с использованием материала, изученного на первом курсе в рамках дисциплины «Общественная география».

Исследование предполагает развитие навыков поиска и анализа информации, умений самостоятельно делать и обосновывать выводы, применять знания, полученные в учебном процессе для решения практических задач.

При этом студенты должны продемонстрировать понимание причинно-следственных связей географии, экономики, социального развития, геополитики; владение основными подходами к дифференциации географического пространства России; знание существующих факторов региональной дифференциации России; владение основными понятиями и концепциями, принятыми в современном регионоведении; умение применять на практике методы районирования территорий различного уровня по критерию (в соответствии с темой курсовой работы).

Обязательными элементами курсовой работы у студентов 1 курса «Регионоведение России» являются:

- использованных данных официальной статистики;

- рассмотрение изучаемых явлений в динамике и в сравнении;

- установление причинно-следственных связей;

- использование методов картографии.

Студент не просто дает комплексную характеристику региона, анализирует примеры существующих в научной литературе схем районирования, но и дает им собственную оценку, предлагает и обосновывает свой авторский вариант районирования территории.

Основная часть курсовой работы №1 должна состоять из двух глав.

В первой главе дается общая комплексная характеристика региона исследования. Название главы вариативно. Если удается продемонстрировать основные особенности территории в качестве факторов, влияющих на разнообразие ее частей, можно выбрать вариант «Факторы регионализации территории … (название региона)». Если хорошо показано само разнообразие территории, логично сформулировать такое название первой главы: «Территориальная дифференциация в пределах …». При отсутствии выраженных акцентов и простом выполнении типового плана описания территории название может быть таким: «Комплексная характеристика …». Возможны и другие варианты.

В любом случае следует стремиться к тому, чтобы первая глава отображала все существенные особенности района исследования, а именно:

– экономико-географическое положение (ЭГП);

– природные ресурсы и условия;

– население;

– экономика;

– культура;

– политика (подробнее см. в Приложении В ).

Те особенности, которые имеют ярко выраженную поступательную динамику, описываются с применением исторических данных (изменение за последние 50-70 лет географического положения, населения, экономики, политических черт).

Поскольку общий объем первой главы должен быть соизмерим с объемом второй главы, а по большинству территорий из списков тематики курсовых информации по названным особенностям довольно много, студентам обычно приходится сталкиваться с проблемой сжатия найденной информации – ее накапливается слишком много, чтобы все включать в первую главу. Таким образом, в 15-20 страниц следует уместить все основные данные о регионе.

Главу такого объема следует разделить на 2-3 параграфа (в каждом не меньше 5-6 страниц), можно поступить так: ЭГП, природу и население описать в первом параграфе главы, а экономику, культуру и политику – во втором. В этом случае примерные названия двух параграфов такие:

– «Анализ экономико-географического положения, природных ресурсов и условий, населения района исследования»;

– «Экономические, культурные и политические особенности … (название региона)».

Объем описания разных черт территории, даже порядок их описания и деление главы на параграфы зависит от специфики района исследования и от подхода, выбранного для описания (три примера вариантов подхода были названы выше при формулировке вариантов названия первой главы).

Например, если наибольший интерес автора курсовой вызывает история развития, и исторические особенности будут учитываться во второй главе при районировании, вполне возможно появление отдельного «подпараграфа» с описанием периодизации развития страны (региона) и краткой характеристикой основных периодов. Это уменьшит объем остальных частей первой главы, может изменить компоновку параграфов, которые могут получить, например, такие названия:

– «Географическое положение, природа и история развития …»;

– «Социально-экономические особенности района исследования».

Обратим внимание, что в этом варианте второй параграф первой главы включает описание населения, экономики, культуры и политики – все эти компоненты скрываются за словосочетанием «социально-экономический».

Описывая особенности района исследования, полезно приводить примеры разных вариантов его районирования, имеющиеся в литературе. Обычно для достаточно больших территорий имеются природное (физико-географическое, ландшафтное) районирование, экономическое районирование, и практически всегда – административно-территориальное деление. Часто встречаются в публикациях и другие варианты: выделяют почвенные, геоботанические, геоморфологические, экологические, историко-культурные, сельскохозяйственные и другие районы. Каждый из этих вариантов районирования может быть основой для размышлений, анализа, может дать толчок для собственных идей по поводу выделения авторских районов.

И еще раз напомним, что текст должен быть иллюстрирован картами, диаграммами, графиками, схемами. Для главы объемом 15-20 страниц желательно предусмотреть хотя бы 2-3 карты. Приводятся и данные в табличной форме.

Помимо сбора, систематизации и анализа данных об основных особенностях района исследования первая глава может служить выполнению важной задачи выбора критерия будущего районирования. По ходу первой главы можно перебирать компоненты территории, оценивая их перспективность для авторского районирования. Наиболее пригодны в этом смысле те особенности территории, которые отвечают следующим требованиям:

– хорошо выраженная территориальная дифференциация, т.е. различия от места к месту в пределах района исследования;

– подчинение явным закономерностям размещения (которых может быть много, – например, зональность, зависимость от рельефа поверхности, зависимость от расстояния до морского побережья, центростремительность/центробежность и т.д.);

– существенное значение для данной территории;

– легкость нанесения соответствующих данных на карту.

Обычно в ходе анализа можно установить минимум 5-6 потенциальных особенностей территории, позволяющих эффективно осуществить ее районирование. Подытоживая первую главу, можно кратко охарактеризовать выявленные компоненты территории страны (региона), пригодные для дальнейшей работы уже в рамках второй главы курсовой.

При подборе материалов часто обнаруживаются интересные документы, большие таблицы, карты, которые позволяют лучше понять региональные особенности района исследования, но не являются основными, не вписываются в первую главу из-за объемов или отступления от главного хода описания. Такие массивы информации могут помещаться в приложение к курсовой работе (после списка литературы), либо упоминаться в постраничных сносках (как комментарий, ссылка на документ и пр.). Так как первая глава призвана помочь в выявлении главных особенностей территории, необходимо анализировать собранную информацию, оценивать степень и характер территориальной дифференциации в пределах района исследования, рассуждать по поводу возможных критериев будущего районирования, делать промежуточные выводы (авторские оценки, подведение кратких итогов параграфов, всей первой главы).

Вторая глава, как уже было сказано, по своему объему примерно такая же, как первая. Рекомендуется называть ее в соответствии с основной задачей курсовой, например: «Районирование территории …». Можно в теме главы указать основной критерий районирования или особенность территории, ставшую базовой для получения сетки районов. Например: «Районирование территории Калужской области по плотности сельского населения» (указан критерий) или «Геоэкологическое районирование Башкортостана» (указана особенность территории).

Вторая глава может быть разделена на параграфы. Логичным является создание двух параграфов: первый посвящен более детальному анализу тех особенностей территории, в рамках которых планируется определить критерии районирования; второй параграф содержит описание собственно районирования района исследования. Возможны, например, такие названия этих параграфов:

– «Обоснование критериев районирования … (название района исследования)»;

– «Процедура и результаты районирования …».

Обоснование критериев строится на более подробном рассмотрении отобранных ранее подходящих особенностей территории. Как выбрать из довольно широкого круга аспектов тот, который станет основой районирования? Можно отталкиваться от наиболее актуальных, важных, значимых особенностей.

Разберем относительно сложный случай. Для Краснодарского края большое значение имеют многие черты (расчлененность территории в плане рельефа; зоны влияния больших городов и центров туризма; отраслевая структура экономики разных районов и др.). В таких случаях обосновать можно любой выбор из существенных особенностей. Так, экономический подход заставляет районировать по размещению центров производства, отраслевой структуре хозяйства и т.п. При выборе геоэкологического подхода обращают внимание на рельеф и морское побережье, а также на другие черты природы и особенности взаимодействия природы с обществом. Возможны и другие варианты. Какой выбрать – зависит уже не от объекта изучения (той или иной особенности района исследования). Определяющими становятся субъективные и/или случайные факторы: личные предпочтения автора курсовой или его научного руководителя, доступность тех или иных источников информации, происходящие события и пр.

Итак, в первом параграфе второй главы более подробно описываются одна или несколько особенностей района исследования, позволяющих выполнить его районирование. И в этом же параграфе выбирается показатель, конкретная черта, которая становится критерием районирования. Это может быть измеряемое свойство (плотность населения, расстояние до столицы или центра, душевой валовой продукт и др.). Это могут быть также измеряемые, но не точные, а приблизительные данные – например, зоны влияния крупных городов. Это может быть и качественное, неизмеряемое свойство (либо измеряемое условными единицами) – уровень остроты социальных проблем, экологический риск и т.п. Наконец, возможна комбинация из двух и даже более критериев, когда один является обычно основным, второй выполняет роль вспомогательного. Сам выбор показателя лучше проводить с помощью схематичных набросков-карт региона, где наглядно показываются территориальные различия по каждому из показателей-кандидатов. Уже на этом этапе можно увидеть предварительную картину будущего районирования – если оно явно вырисовывается (намечаются границы 5-6 районов), стоит взять за основу соответствующий показатель.

Фактически районирование проводится по одной из трех основных схем:

– при опоре на статистический показатель, имеющийся в разрезе административных единиц (по штатам страны, округам области и т.п.) – группировка территорий по данному показателю (например, разбивка на 4-5 групп) с последующим проведением границ более или менее однородных районов по тем или иным принципам;

– при опоре на информацию о большом количестве точечных объектов (городов, туристических объектов, месторождений полезных ископаемых и др.) – использование упрощенной процедуры кластеризации, т.е. объединение похожих друг на друга объектов в первичные районы, а затем, если количество районов слишком большое (больше 10-15), повторение процедуры объединения до получения приемлемого количества районов;

– при опоре на подробную карту явлений (процессов) – например, карту плотности населения (способом изолиний) или карту экологических рисков (с большим разнообразием информации), – использование метода генерализации, т.е. выделения основных данных с точки зрения автора работы и оконтуривание районов с похожими параметрами либо как сфер влияния неких центров (городов и др.).

Второй параграф второй главы является логическим продолжением и завершением основной части работы. Его начинают с описания процедуры авторского районирования. Необходимо указать принципы выделения районов. Можно иллюстрировать этот вопрос соответствующими картами с нанесенными данными:

– если критерием является статистический показатель (например, плотность сельского населения), приводится карта района исследования с этим показателем (нанесенным изолиниями либо методом картограммы – т.е. с применением группировки по данному показателю территориальных ячеек, составляющих изучаемый регион);

– если критерием является менее формализованная особенность территории, на карте должны быть показаны значимые объекты – так, если речь идет о зонах влияния крупных городов, соответственно нужна карта размещения основных городов региона.

Более очевидным и обоснованным обычно является районирование на основе одного статистического показателя. Покажем это на примере того же критерия плотности сельского населения. Например, у нас есть данные об этой плотности для региона в разрезе составляющих его административных районов (АР). Для того, чтобы можно было приступить к собственно районированию, следует сначала сгруппировать АР по уровню критерия. Например, можно применить такую простую группировку: найти минимальное и максимальное значения (допустим, это 12 и 72 человек на 1 кв.км) и разделить полученный интервал на 4 или 5 равных частей (вариант на 4 части: от 12 до 27; от 27 до 42; от 42 до 57; от 57 до 72). Результаты группировки наносим на карту – т.е. придаем каждому из 4 интервалов графическое значение (цвет или штриховку) и закрашиваем территорию каждого АР соответствующим образом. Мы получили карту группировки. Чтобы сделать группировку районированием, надо либо принять районы сразу такими, как они получились (чаще всего они образуют не сплошные ареалы, а разорванные, т.е. АР одного цвета не все граничат друг с другом), либо постараться улучшить картину – в картографии это называется генерализацией, когда небольшие отклонения от правила игнорируются, и некоторые АР могут попасть в «чужой» район.

После описания процедуры районирования следует поместить главную карту всей работы – карту получившихся районов. И далее описать каждый из этих районов, обращая внимание прежде всего на их различия по использовавшемуся критерию, по соответствующим особенностям, но и на яркие отличия по другим чертам. Так, районы, выделенные по плотности сельского населения, могут отличаться, скажем, по уровню жизни, природным ресурсам, географическому положению и др.

Завершить второй параграф следует, сформулировав авторские предложения по использованию разнообразия особенностей (потенциала) исследуемой территории в реализации стратегии развития региона. Можно выбрать одну сферу развития: экономику, политику, культуру и др. При разработке предложений оцениваются перспективы и риски развития.

Обязательно использование разнообразных источников, особенно статистических, картографических. Стиль изложения должен быть корректным с научной точки зрения. НЕ допускаются субъективные суждения, эмоциональные высказывания, выражения из художественной литературы (если они не являются предметом научного исследования), обыденные житейские выражения, упоминание в работе жаргонных терминов, завлекающие (рекламные) выдержки из путеводителей. Не приняты утверждения от первого лица единственного числа («я», «мой» и т.п.).

В з аключении формулируются основные выводы и результаты проделанной работы. Дается последовательное, логически стройное изложение полученных результатов, соответствующих поставленным во введении цели и задачам исследования. Насколько структура работы (деление на параграфы) должна соответствовать поставленным задачам, настолько же и структуре, и задачам должны соответствовать выводы, формулируемые в заключении.

Кроме того, в заключении могут быть обозначены перспективы дальнейших исследований по теме работы. Курсовая работа №1 должна завершаться выводами, касающимися современных перспектив и рисков развития соответствующего региона.

Еще раз скажем о роли приложения. Иногда его используют нерационально, помещая сюда все таблицы, карты, диаграммы. Как минимум несколько графических и статистических вставок необходимы в основном тексте, который таким образом становится нагляднее. Трудно представить хорошее описание территории без карт, небольших таблиц. И совсем невозможно сделать районирование региона, не сопроводив его авторской картой, отображающей границы полученных районов.

Но в распоряжении автора курсовой обычно оказываются материалы, представляющие интерес с точки зрения демонстрации особенностей территории. Это могут быть карты (например, на которых показаны природное или экономическое районирование, выполненные различными учеными), большие таблицы (в т.ч. статистика по муниципалитетам региона), схемы (структура ветвей власти, классификация отраслей экономики или факторы размещения промышленных центров, структура внешнеэкономических связей), диаграммы, перечни объектов (этносов, крупных городов, законодательных актов и т.п.). Вот такие материалы должны размещаться в приложении (если материалов больше 4-5, лучше приложений сделать несколько).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: