ТЕМА 16. Нравственность

Мораль + право = нравственность.

Мораль – это свобода человека в себе. Право – это свобода человека для себя. В своём единстве они образуют нравственность – духовную основу существования общностей людей. Нравственность – это живая конституция общества, которая развивается вместе с ним.

Формы нравственности:

- семья,

- гражданское общество,

- государство.

 

Семья

Семья – это первая форма нравственности. Она основана на любви. Цель семьи - производство единичной жизни человека. В семьях мы рождаемся, вырастаем, женимся и растим детей, восстанавливаем себя после работы, стареем и умираем.

Определения семьи:

а) брак,

б) семейное имущество,

в) дети.

Брак. Семья представляет собой чувственную форму общности, в основе которой лежит любовь индивидов друг к другу. Естественной основой семьи является природная принадлежность людей к одному биовиду. Природное единство, поднятое в чувстве любви и взаимного доверия на духовный уровень, составляет вторую – нравственную – основу семьи.

Субъективным основанием при заключении брака является наличие взаимного влечения будущих супругов друг к другу. (Брак между кровными родственниками не соответствует своему понятию, поскольку то, чему надлежит соединиться, должно быть прежде разделено.) В отдельных случаях определяющее значение при заключении брака может принадлежать соображениям имущественного или династического характера, или карьерным устремлениям, или политическим целям. Однако в таких случаях брак рассматривается уже не как самоцель, а как средство достижения каких-то других целей.

Добровольное заявление будущих супругов о желании образовать семейный союз, зарегистрированное соответствующим общественным органом, делает брак действительным. Торжественная церемония бракосочетания – акт регистрации, обряд венчания, свадьба – играют роль внешнего знака, накладываемого на вновь образовавшийся нравственный союз.

Интимная глубина отношений супругов может быть достигнута только тогда, когда они имеют равную возможность полностью отдавать себя друг другу. Это значит, что формой, наиболее полно соответствующей понятию брака, является моногамия (единобрачие).

После заключения брака упраздняется юридическая самостоятельность супругов по отношению друг к другу. Семья становится одним лицом, а супруги – его равноправными представителями.

Семейное имущество. Семья представляет собой продолжительно существующую общность людей, которые нуждаются в постоянном владении имуществом и, соответственно, в юридическом закреплении своих прав на него.

Добрачное имуществосупругов становится при заключении брака их общей собственностью. Нажитое в процессе совместной жизни имущество также становится общей собственностью всех членов семьи. Ни один член семьи не имеет в ней своей особенной собственности, но каждый из них имеет право на её долю.

Брачные договоры, в которых оговариваются доли супругов в общем имуществе семьи, имеют то оправдание, что в них предусматривается возможность последующего распада брака как в случае развода, так и в случае смерти одного из супругов.

 

Дети. Своё реальное выражение любовь супругов обретает в детях. Дети – это воплотившаяся в единство генов любовь родителей. Причём родители любят своих детей больше, чем дети родителей. Родители видят в детях своё бесконечное продолжение, тогда как дети видят в родителях своё преходящее начало, от которого они должны оттолкнуться и образовать свои собственные семьи.

Новорождённое дитя – это человек в себе, задача которого состоит в том, чтобы стать также для себя – разумным и свободным существом. На этом основано право детей на содержание, воспитание и образование на средства родителей. Отсюда же вытекает и непреложная обязанность родителей содержать, воспитывать и образовывать своих детей.

Отношения между родителями и несовершеннолетними детьми строятся на принципах совместного неравного самосознания, где самостоятельность собственного Я ребёнка ещё не признана. (См. тему "Самосознание".) В силу этого дети нуждаются в воле родителей и воспитателей, посредством которой до их сознания может быть доведено нравственное содержание того мира, в котором им предстоит жить. А это значит, что все рассуждения о том, что дети должны иметь право делать лишь то, что им самим нравится, противоречат потребностям развития ребёнка.

Только пройдя через послушание, только научившись принимать и исполнять команды взрослых, ребёнок способен стать командиром самому себе и другим.

 

Родив и воспитав детей, родительская семья исчерпывает свою функцию. Далее она уже не развивается, а только длиться, сохраняясь как нравственный союз заботящихся друг о друге супругов.

Распад семьи. В случае утери супругами чувства любви и доверия в отношениях между ними может наступить момент, когда вопрос о расторжении брака становится неотвратимым. Как недопустимо принуждать людей к вступлению в брак, так недопустимо и принуждать их к его сохранению, когда между ними наступает полное отчуждение.

При расторжении брака необходимо участие третьей стороны, которая призвана отстаивать интересы самой семьи и детей. Только такой заинтересованный в сохранении института семьи общественный орган (церковь, загс, суд) должен быть наделён правом давать согласие на развод.

Являясь первичной формой общности людей, семья содержит в себе систему своих особенных определений: муж – жена, папа – мама, сын – дочь, брат – сестра, бабушка – дедушка, зять – сноха, и т.д. Но свою подлинную особенность все члены семьи обретают лишь в обществе. Таким всеобщим поприщем реализации особенности граждан является гражданское общество. Оно разрывает узы семьи и делает её членов самостоятельными лицами, чуждыми в значении граждан друг другу.

 

Гражданское общество

Гражданское общество – это вторая форма нравственности. Определение"гражданское" восходит не к слову гражданин, а к слову горожанин. Гражданин – принадлежит государству, горожанин – гражданскому обществу. Горожанин – это обыватель, мещанин, буржуа, интересы которого сосредоточены на обеспечении его частной жизни. Иначе говоря, гражданское общество – это горожанское общество. В гражданском обществе каждый человек является для себя целью, а всё остальное интересует его лишь постольку, поскольку затрагивает его жизнь.

Государство существовало всегда, на всём протяжении истории человечества, тогда как гражданское общество сформировалось в подавляющем большинстве стран только в последние столетия.

Горожане самостоятельно определяют сферу своей деятельности, за счёт которой обеспечивают достаток своей семьи. Заключают договоры. Судятся с недобросовестными поставщиками и клиентами. Заботятся об образовании своих детей. Откладывают средства на старость. Помогают сиротам и неимущим. Образуют клубы по интересам. Поддерживают ту или иную политическую партию. И т.д.

В США, где принципы гражданского общества были приоритетными в ходе формирования их общности, разница между гражданским обществом и государством прослеживается особенно хорошо. Говоря о своём государстве, американцы употребляют выражение "дядя Сэм", отделяя его тем самым от гражданского общества как такового.

Определения гражданского общества:

а) сфера полагание особенности граждан – экономика;

б) сфера обеспечения прав реализуемой особенности граждан – правосудие;

в) сфера сведения частныхинтересов граждан к программам всеобщего развития – политика.

а) Экономика

Экономике обычно противопоставляют культуру. При этом экономике отводится роль производителя материальных благ, культуре – духовных. Но здесь, в учении о гражданском обществе, мы рассматриваем экономику как арену реализации всяческой особенности граждан. Это значит, что определение экономика в нашем понимании охватывает все сферы жизнедеятельности общества, всю инфраструктуру видов деятельности: промышленное производство, коммерцию, управление, науку, образование, искусство, спорт, туризм, здравоохранение, и т.д.

Определения понятия экономики:

- потребности,

- производство,

- сословия и корпорации.

 

Потребности.

Животному не приходится выбирать. Все его вожделения определены от природы. Человек свободен в своём выборе, поэтому он имеет возможность порождать новые потребности. Происходит это благодаря присущей человеческому рассудку способности к рефлексии. Чтобы быть "как все", индивиды стараются походить друг на друга. Чтобы проявлять своё отличие, стремятся выделиться из общей массы. С этой целью они порождают новые потребности, отличные от потребностей других людей. Происходит это как за счёт партикуляризации уже существующих потребностей, так и за счёт создания принципиально новых.

Большинство новых потребностей так и остаётся при своей единичной природе, но некоторые со временем приобретают как особенный, так и всеобщий характер. Например: железные дороги возникли сначала в Англии, но в дальнейшем они получили распространение по всему миру. Бананами долгое время питались только туземцы Африки, теперь же их потребляют во всём мире.

Такой стихийно формирующийся круг потребностей превращается в некоторый условный стандарт жизни. Но поскольку этот стандарт складывается из неопределённого множества бесконечно обновляемых потребностей, стремление к его достижению неосуществимо.

 

В настоящее время все средства для удовлетворения возрастающих потребностей создаются только за счёт труда (производства). Даже воздух и воду приходится предварительно очищать и подогревать. А это значит, что удовлетворяя свои потребности, человек потребляет в конечном счете не столько природный материал, сколько вложенную в него деятельность людей.

 

Производство.

Каждый человек реализует свою особенность (задатки, навыки, интересы) в ходе деятельности, направленной на производство средств для удовлетворения каких-либо потребностей.

 

а) Бизнес-сектор. Отталкиваясь от своих особенностей, граждане создают новые сферы производства, торговли, услуг и т.д. Благодаря этому в обществе появляются предприятия и виды деятельности, посредством которых граждане, с одной стороны, реализуют себя в своей особенности, а с другой – добывают средства для жизни.

 

б) Бюджетный сектор. С другой стороны государство развивает те особенные сферы производства, которые имеют всеобщее значение. К ним относятся:

Система органов власти и предприятий общего хозяйства всех уровней: районного, областного, федерального.

Сферы экономики, имеющие всеобщее значение:

- социально значимые сферы: образование, культура (искусство), здравоохранение;

- приоритетные сферы развития экономики, определяемые исходя из международного разделения труда: приборостроение, вооружения, космос, и т.д.;

- органы, обеспечивающие суверенитет страны: армия, разведка, международная дипломатия.

Государственные структуры, деятельность которых направлена на предотвращение случайных явлений в жизни граждан:

- защита социально уязвимых групп населения;

- органы внутренней безопасности, призванные предотвращать случаи возвышения чьих-либо единичных интересов над всеобщими: борьба с коррупцией, шпионажем, терроризмом;

- органы обеспечения правопорядка и правосудия: полиция, прокуратура, регистрирующие органы, органы юстиции.

в) Некоммерческий или благотворительный сектор экономики. Новые идеи в науке, в искусстве, в образовании, в технике приходят через головы отдельно взятых людей, и других путей их появления не существует. А это значит, что любое необходимое для дальнейшего развития общества новшество имеет случайную по своему происхождению природу. Для того, чтобы оно смогло сформироваться и получить достаточное развитие – достаточное для перехода на бюджетное финансирование или на коммерческую основу, – ему необходима поддержка.

 

При милосердии благотворительность имеет единичную значимость: помощь в лечении, воспитании, поддержка инвалидов и малоимущих, помощь пострадавшим при стихийных бедствиях и т.д.

При спонсорстве благотворительность имеет особенную значимость: поддержка образовательных учреждений, библиотек, музеев, спортивных, культурно-зрелищных мероприятий. При этом фирма-спонсор, как правило, рассчитывает получить определённую выгоду за счёт рекламы своей деятельности.

При меценатстве благотворительность имеет всеобщую значимость. Меценат находит новые необходимые для развития всего общества сферы деятельности и своим участием помогает их становлению. Он оказывает поддержку новым научным школам, правозащитным организациям, искусствам. Строит необходимые для общества объекты: здания, дороги, сети. И т.д.

Милосердию учат все религии. Спонсорство основано на экономических интересах предприятий и предпринимателей. В отличие от них, меценатство требует формирования личности человека, воспитания широкого гражданского мировоззрения, чувства заботы о своём обществе. В дореволюционной России меценатов называли приказчиками Божьими.

Соответственно, в основе экономического развития гражданского общества лежат три "кита":

1. Свободное действие в бизнес-секторе принципа "ты – мне, я – тебе".

2. Неукоснительная уплата всеми гражданами и предприятиями необходимых для развития бюджетного сектора налогов.

3. Стимулирование благотворительной деятельности физических и юридических лиц, направляемой на развитие третьего некоммерческого сектора экономики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: