Декоративно-прикладное искусство

вали достижению высокого уровня русского декоративно-прикладного искусства. Центром прикладного творчества была Москва, где в царских и митрополичьих мастерских собирались лучшие ремесленники страны.

Поразительно разнообразие ремесел того времени: резьба по дереву, художественное шитье (серебром и золотом с драгоценными камнями), медное литье, серебряное дело, чеканка, эмаль, литье колоколов.

Особенно прославились русские оружейные мастера успехами в изготовлении тяжелых пушек весом в несколько тонн. Такие орудия использовались при взятии крепостей и стреляли чугунными или свинцовыми «пулями». Каждая тяжелая пушка имела свое имя – Медведь, Свиток, Онагр, Аспид, Лев и т.д. Но самым известным оружейником XVI в. стал мастер Андрей Чохов, отливший знаменитую Царь-пушку, весящую 40 т и имеющую внутренний диаметр ствола около метра.

Регламентация искусства церковью и государством

Русская православная церковь всегда стремилась к регламентации творчества и в первую очередь к подчинению определенным канонам живописи. Подавляющее большинство людей средневековой Руси не знало грамоты, поэтому «вольномыслие» в книге было обращено к небольшому кругу грамотных, а в иконе — к массам людей.

Стоглавый собор 1551 г. принял решение о создании специальных трафаретов для изображения отдельных святых и композиций. Художники обязаны были создавать свои произведения, используя как образец старинные изображения, в частности творения Андрея Рублева. Разумеется, это исключало практически всякое творчество, что отрицательно сказалось на развитии живописи.

Однако процесс накопления новых элементов полностью остановить было нельзя, и в творчестве посадских мастеров Среднего Поволжья заметны свежие веяния, отчетливо проявившиеся в следующем веке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: