СЭЭС с отбором мощности

В ходовых режимах главная энергетическая установка обычно имеет резерв мощности, которого достаточно для обеспечения (после соответствующего преобразования) общесудовых потребителей электроэнергии. Отбор мощности от главной энергетической установки судна для СЭЭС может осуществляться применением в составе электростанций:

1) генераторов (валогенераторов), привод которых осуществляется через механическую передачу от судового валопровода или от вала отбора мощности главного двигателя (рис. 4.5, а);

2) турбогенераторов, которые получают пар от утилизационных котлов, использующих тепло выхлопных газов главных двигателей (рис. 4.5, б).

ГРЩ
ГРЩ
П
а)
Г1
Д
ВГ
ГД
Г2
Д
б)
П
Г1
Д
Г2
ГД
Г3
Д
Т
УК

Рис. 4.5. Структурные схемы СЭЭС с отбором мощности

От главной энергетической установки

 

Первые могут применяться как на теплоходах, где главный двигатель – ДВС или газовая турбина, так и на пароходах, с паровой машиной или паровой турбиной в качестве главных двигателей. Вторые – только на теплоходах. Существуют комбинированные СЭЭС, которые имеют валогенераторы (ВГ) и турбогенераторы отбора мощности. Валогенераторные системы являются системами непосредственного отбора мощности, турбогенераторы – системами косвенного отбора мощности.

Применение таких СЭЭС целесообразно на тех судах, которые почти все ходовое время имеют постоянную или с незначительными колебаниями скорость движения (в пределах от «полного» до «среднего»). Это позволяет в ходовых режимах широко использовать валогенераторы (турбогенераторы), что приводит к уменьшению количества установленных дизель-генераторов, увеличению срока их службы и удешевлению электроэнергии.

Утилизация выхлопных газов главных двигателей используется не только для получения электрической энергии, но и для отопления помещений, подогрева масла или топлива и т.д., что всегда повышает экономическую эффективность судовой энергетической установки. Опыт показывает, что установка утилизационных котлов и соответствующих им турбогенераторов вместо дизель-генераторов рациональна только при мощности главной энергетической установки не ниже 3600 кВт и использовании турбогенераторов в течение периода, составляющего не менее половины ходового времени.

Утилизационные турбогенераторы благодаря тепловой инерции системы, а также возможности регулирования расхода пара имеют более стабильные выходные параметры и могут удовлетворительно работать параллельно с автономными генераторами. При постановке машин на «стоп» они продолжают функционировать в течение 5…20 мин.

Основным недостатком систем отбора мощности является зависимость их работы от скорости движения судна.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: